ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА. Угольная промышленность.
Стратегическими целями развития угольной промышленности в рассматриваемой перспективе являются:
- надёжное обеспечение экономики и населения страны высококачественным твёрдым топливом и продуктами его переработки;
- обеспечение конкурентоспособности в условиях насыщенности рынка альтернативными энергоресурсами;
- устойчивое и безопасное развитие угольной отрасли на основе современного научно-технического потенциала и технологий, отвечающих экологическим нормам.
Для достижения этих целей предусматривается:
- создание правовых и экономических условий для обеспечения потребностей России в твёрдом топливе на основе эффективного использования потенциала отрасли;
- развитие базовых угледобывающих районов и месторождений Сибири, Дальнего Востока и европейской части России, расширение разработки месторождений с благоприятными горно-геологическими условиями;
- повышение качества угольной продукции на основе увеличения глубины обогащения коксующихся углей, внедрения новых технологий обогащения и глубокой переработки энергетических углей;
- развитие транспортной инфраструктуры и наращивание перевозочных мощностей железнодорожного транспорта для поставок сибирской угольной продукции на тепловые электростанции Урала и центра, строительство портов и терминалов для экспорта угля.
Перспективные уровни добычи угля в России будут прежде всего определяться спросом на него на внутреннем рынке страны, обусловленным уровнем технологической и ценовой конкурентоспособности угля по отношению к альтернативным энергоресурсам в условиях насыщенности рынка топливом.
Ожидается, что в результате опережающего роста цен на природный газ и стабилизации (с учётом инфляции) цен на уголь соотношение цен (в условном топливе) на газ и энергетический уголь в области его эффективного применения поднимется с 0,62 в 2002 году до 1/1 в 2006 году и 1,4/1 в 2010 году, составит 1,6-2/1 в последующие годы. Только при таком соотношении можно достичь намеченных объёмов потребления угля, а цены на уголь обеспечат необходимое развитие отрасли. При этом необходимо будет осуществить меры для недопущения необоснованного завышения цен на уголь за счёт мер антимонопольного контроля, включая государственное регулирование процессов экономической концентрации.
Рис. 12. Добыча угля, млн.т |
Прогнозируемые объёмы добычи угля в стране, как и других энергоресурсов, будут различаться в зависимости от того или иного варианта социально-экономического развития России, однако при всех вариантах предусматриваются более высокие темпы роста потребления угля по сравнению с другими видами органического топлива. При оптимистическом и благоприятном вариантах развития добыча угля в России может составить 300 - 330 млн. т в 2010 году и возрасти до 400 - 430 млн. т к 2020 году (рис.12). При умеренном и критическом вариантах развития добыча угля в стране составит 270 - 310 млн. т в 2010 году и 300 - 375 млн. т в 2020 году.
Угольная промышленность располагает достаточным объёмом геологических запасов угля и производственным потенциалом для решения поставленных задач, поэтому конкретные объёмы добычи будут уточняться в зависимости от экономического спроса на твёрдые виды топлива. Хотя намечаемые уровни добычи угля и обеспечены разведанными запасами, однако это не исключает необходимости определённых дополнительных геологоразведочных работ.
Особенностью динамики потребления коксующихся углей в связи с переходом соответствующих предприятий во владение металлургических холдингов является их зависимость от программы развития металлургии. Ожидается, что добыча коксующихся углей в стране будет расти более низкими темпами, чем добыча энергетических углей, и может составить в 2010 году около 70 млн. т, а в 2020 году 75 – 80 млн. т.
Увеличение потребления и добычи энергетических углей будет определяться следующими экономическими и природно-геологическими факторами:
- наращивание добычи угля, прежде всего в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах, располагающих наиболее благоприятными условиями для обеспечения страны высококачественным и экономичным угольным топливом;
- сохранение уровня добычи угля на месторождениях Восточной Сибири, Бурятии, Якутии, Дальнего Востока, а в европейской части России – на месторождениях Восточного Донбасса и Печоры как важного фактора энергообеспечения топливодефицитных западных регионов страны.
Объём добычи бурых углей будет определяться темпами развития Канско-Ачинского бассейна, а также освоением таких перспективных месторождений, как Мугунское и Харанорское в Читинской области, Ерковецкое на Дальнем Востоке, Лучегорское и Павловское в Приморском крае. При любом варианте развития доля бурых углей составит не менее одной трети добычи угля по стране.
В целом в зависимости от варианта добыча угля (коксующегося и энергетического) составит:
- в Кузнецком бассейне – 150 - 160 млн. т в 2010 году и 170 - 180 млн. т в 2020 году;
- в Канско-Ачинском бассейне – 50 - 55 млн. т в 2010 году и 80 - 115 млн. т в 2020 году;
- на месторождениях Восточной Сибири – около 40 млн. т в 2010 году и 45 - 50 млн. т в 2020 году;
- на месторождениях Дальнего Востока – около 35 млн. т в 2010 году и 40 - 50 млн. т в 2020 году;
- в бассейнах и на месторождениях европейской части России – 35 - 40 млн. т в 2010 году и около 35 - 45 млн. т в 2020 году.
Основным направлением совершенствования технологической структуры угольного производства является увеличение удельного веса открытого способа добычи с доведением его с 64% в 2000 году (65% в 2002 году) до 75-80% к 2020 году.
В 2001 - 2020 годах для обеспечения роста добычи по умеренному варианту развития потребуется ввести около 130 млн. т новых мощностей, из них в Кузнецком бассейне – 55 млн. т и в Канско-Ачинском – 40 млн. т. При оптимистическом варианте развития потребность во вводе новых мощностей составит 200 млн. т, из них в Кузнецком бассейне – 75 млн. т, в Канско-Ачинском - 70 млн. т, на месторождениях Дальнего Востока – до 20 млн. т. Долгосрочная государственная политика в угольном секторе, направленная на создание условий, обеспечивающих стабильное развитие отрасли, предусматривает три этапа:
- в 2003 - 2005 годах – завершение приватизации угольного производства, улучшение финансового состояния угольных организаций, продолжение ликвидации особо убыточных предприятий угольной отрасли, осуществление мер социальной защиты высвобождаемых работников, мероприятий по социальной и экологической реабилитации шахтерских городов и поселков с использованием средств государственной поддержки;
- в 2006 - 2010 годах – завершение ликвидации особо убыточных предприятий, переселения высвобождающихся работников ликвидируемых организаций из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, повышение конкурентоспособности угольного топлива по отношению к природному газу за счёт проведения целенаправленной государственной ценовой политики, осуществления технического перевооружения и интенсификации производства;
- в 2011 - 2020 годах – коренное изменение технического и экономического уровня угольного производства за счёт перемещения добычи на вновь введенные мощности, оснащенные техникой нового поколения, выход на высококачественную конечную продукцию, в том числе на базе угольно-металлургических, энерготехнологических и углехимических комплексов.
Государственная поддержка отрасли будет ограничена финансированием завершения работ по ликвидации особо убыточных шахт и разрезов, субсидированием на первом этапе процентных ставок по привлеченным организациями отрасли кредитам для развития производства. Кроме того, в период до 2010 года потребуется государственная поддержка проектов создания чистых угольных технологий и углехимических производств (синтетическое жидкое топливо, газ, углеродные нити и другие).
Существенное изменение территориальной структуры добычи и потребления угля обусловливает увеличение межрегиональных поставок твёрдого топлива прежде всего в направлении Восток – Запад с 65 млн. т в 2002 году до 90 млн. т в 2010 году и 130 млн. т в 2020 году (по оптимистическому варианту развития).
Для решения проблемы межрегиональных перевозок, связанной с дополнительными поставками угольной продукции на тепловые электростанции Урала и центра, а также в порты Балтийского и Черного морей необходимо увеличить провозную способность железных дорог в западном направлении на 70 млн. т в год. В целях увеличения экспорта угольной продукции осуществляются модернизация и увеличение пропускной способности таких портов, как Восточный, Ванино, Усть-Луга, а также Мурманского глубоководного порта. Планируется строительство на побережье Черного моря нового порта с высокопроизводительным угольным терминалом. Целесообразно возобновить работы по созданию трубопроводов для транспортировки плотной угольной суспензии.
Научно-техническая и инновационная политика в угольной отрасли предусматривает:
- разработку и введение системы мер по повышению качества угольной продукции (включая переход на международную систему обеспечения контроля качества отгружаемых углей, установление стандартов качества по видам потребления углей, организацию сертификации продукции, внедрение на предприятиях международных стандартов качества);
- коренное техническое перевооружение угледобывающего производства, включая оснащение разрезов высокопроизводительной горно-транспортной техникой непрерывного и циклического действия, в том числе для селективной обработки угольных пластов, внедрение циклично-поточной и поточной технологии, обеспечение развития технологии подземной угледобычи с преимущественным использованием в длинных очистных забоях механизированных комплексов нового технического уровня, а также короткозабойной техники с применением комбайнов непрерывного действия и самоходных средств транспортировки угля, техническое обеспечение промышленной утилизации шахтного метана;
- увеличение объёма обогащения коксующегося угля до 100% и энергетического угля (кроме бурого) до 50%;
- внедрение технологии глубокой переработки углей на основе мягкого пиролиза с получением жидких углеводородов и экологически чистого твёрдого топлива, углеродных нитей, сульфоугля, суперчистого энергоносителя;
- разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования для производства и транспортировки водоугольного топлива, газификации углей и их отходов после обогащения;
- разработку новых технологий и оборудования для эффективной дегазации угольных пластов;
- разработку и реализацию программы создания конкурентоспособной отечественной горнодобывающей техники.
Достижение намечаемых уровней добычи угля в стране, техническое перевооружение отрасли и развитие транспортной инфраструктуры потребуют значительного увеличения инвестиций. Основными источниками капитальных вложений будут собственные средства предприятий отрасли и заемные финансовые ресурсы.
Заключение
При оценке стоимости бизнеса определенного внимания заслуживают вопросы использования методов оценки. Каждый из подходов, применяемых в современной теории оценки стоимости бизнеса, обладает как некоторыми преимуществами, так и определенными недостатками. В этой связи следует констатировать, что в современной теории оценок преобладают группировки методов оценки по формальным признакам, но недостаточное внимание уделяется методам оценки по временному признаку, который является важным критерием в определении изменений стоимости и цены объекта, находящегося в процессе перенесения своей стоимости на товар, т.е. функционирующего капитала.
В результате оценки данного месторождения энергетических углей и расчета показателей эффективности вложения инвестиций определились показатели чистого дисконтированного дохода и стоимости месторождения. ЧДД составляет 438 728 тыс. руб. Данная величина значительно превышает нулевое значение, что показывает выгодность вложения инвестиций. На основе проведенных расчетов и полученных данных можно сделать вывод, что отработка данного месторождения энергетических углей является выгодной.
Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 // СЗРФ.- 1994. № 32. –Ст.3301.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32. –Ст.3302.3. Бовин Л.А.,Чередникова Л.Е.Интеллектуальная собственность: экономический аспект.— М.: ИНФРА-М; 2008. 4. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Филинъ. 2006.5. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 6. Оценка бизнеса / Под ред. А.Г. Грязновой, М.Л.Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2004. 7. Оценка недвижимости: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 8. Зубова А. Совершенствование методов управления недвижимостью // Экономические науки.- 2008- №9.9. Оценочная деятельность в России: участники рынка, основные проблемы, тенденции развития // Инвестиции России. -2009-№ 3. 10. Купчин А.Н., Новиков Б.Д. Рынок недвижимости: состояние и тенденции развития. – Учебное пособие. М.: 2006.