Особ-ти экол оценки рекреац рес-сов.

Рекр рес-сы – прир. культ-истор комплексы и их эл-ты, способ-е восстан. и разв. физ. и дух. сил чела., его трудосп-ти и здор, кот. при совр. и персп. стр-ре рекреац потреб-тей и технико-экон. возм-тях исп-ся для прямого и косв. потреб-я и пр-ва курор. и т/услуг. Важн. хар-ми рекр. рес-сов:

1. объем запасов (мин воды; площадь рекр. терр; экскурс. потенциал (в ч) тур центров), необх. для опр-я потенц. емкости терр-рекр комплексов, ур-ня освоенн-ти, оптим-ция нагрузок;

2. площадь распростр. рес-сов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость, обводненность терр; границы устойч снежн покрова), позволяющая опр-ть потенц рекр угодья, устан-ть округа сан охраны;

3. период возможн экспл-ции (продолж-ть благопр климатич периода, купальн сезона, залегание устойч снеж покрова), опред-щий сезон-ть Т, ритмич-ть турпотоков;

4. территор неподвиж-ть бол-ва видов рес-сов, обуслав-щая тяготение рекр .инфрастр-ры и потоков к местам их конц-ции;

5. сравнит низкая капиталем-ть и невыс. ст-сть эксплуатац. затрат, что позвол. достат. быстро созд-ть инфрастру-ру и получать соц. и экон. эффекты, а также самодеят-но исп-ть отдельн виды рессов;

6. возм-ть многократ исп-я при соблюд норм рацион природопольз. и проведении необх. меропр. по рекультивации и благоустр.

Оценка рекреац. рес-сов д. провод-ся с учетом комплекса показ-лей и четким указ-м объекта оценки (тип рес-сов, объектов, терр.) и ее субъекта (вид Т, цикл рекр. занятий, катег. отдыхающих).

Исп-ся 3 осн. типа оценки рекр рес-сов: 1) медико-биологич. (физиологич), когда выявл-ся степ комфорт-ти прир–ландшафт. среды для орг-ции отдыха; 2) психолого-эстетич, когда анализ-ся хар-р эмоц. воздейств. прир. среды на отдыхающих, аттрактив-ть прир. и культ–истор. объектов; 3) технологич., при кот. опр-ся пригодность рес-сов для орг-ции разл. видов т-ма и отдыха, возм-ть формир. специализ-х и комплексных терр-рекр. комплексов.

84)Принципы и сущ-ть рег-го план-ия развития туризма.

Принципы управления по Файолю:

1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.

2. Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.

3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.

4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.

5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.

6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.

7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.

8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.

9. Скалярная цепь — «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.

10. Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.

11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.

13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.

14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.

В наст вр все чаще обнаруж-ся необход-сть план-я тур деят-ть на всех ее уровнях д/эффектив использ-я рес-сов в целях удовл-я потреб-тей отдых-их,т.к. план-е как динамич пр-сс позволяет предвидеть и учитывать происход измен-я внешн среды и адаптировать к ним внутр факторы произ-вп,без чего немыслим дальнейш рост. Сущн-сть регион. тур план-я находит свое отраж-е в разработке рег. пол-ки,программ и планов разв-я т-ма с учетом специфич усдовий конкретн территории.Под тур регионом в данном контексте поним отдельн территор ед-ца,основан на общности природн,культур и истор-архитек ресурсов,объединен общей тур инфрастр-рой и воспринимаемая в виде целостн объекта.Тур регион-внутринационал категория,кот м. соответ-ать конкр. админ-территор делению, занимать его часть/представлять собой площадь, располож на неск-ких админ-территор делениях (пр, туркомплекс «Больш Волга»).Наиб распр-но планир-е в рамках админ. границ регионов,однако региональн планир-е должно основ-ся на логич обл-тях разв-я т-ма вне завис-ти от администрат границ.

Принципы рег. планир-я-общие правила осущ-я пр-сса разработки планов и их взаимоувязки на региональн уровне.

Вперв общ принципы планир-я сформулировал Файоль (необход ,ед-во, неприрывность, гибкость,точность).

Важнейш принцип управл-я-использ-е рез-тов научн иссле-й в практич деят-ти(научность).Научн-сть планир-я основыв на изучении объективно действ. законов и закономерностей разв-я природы и общ-ва,использ-ии данных,отраж-х стартов услов-яи тенденции f-нирования т-ма в регионе,применение методов,отвеч целям разв-я отрасли.Пр-сс планир-я должен осущ-ся спец-тами, владеющ современн методологией.

П необходимости-повсеместн и обязат применение планов при выполнении люб вида турдеят-ти.Отсут-вие планов сопровожд колебаниями,ошибочн маневрами-причинами плох сост-я.Этот рпринцип важен в услов-х свободн раночн отнош-й.

Ед-во как П предполаг,что планир-е должно иметь сист-ный хар-тер,и предусматр-ет разраб-ку общего плана соц-но-эк разв-я т-ма в регионе.Ед-во планов основано на общ-ти эк целей и взаимодейств различн предпр-й т-ма на горизон и вертик уровнях планир-я.

П неприрыв-ти планов-пр-сс планир-я должен осущ-ся постоянно в рамках установлен цикла;разрабат планы должны следовать один за друг. Целенаправл-ть предполаг обоснов-е стратег и тактич целей разв-я т-ма в регионе.Это означает,чтосов-ть аналитич работ по выработке концептуальн реш-я по разв-ю отрасли,проблем и ограничений ее эффективн f-нирования д.б. ориентир-но на рассмотр-е вполне конкретн задач оценки аттракторов и их св-в и сложившейся на территории соц-эк ситуации,обусловлен действием факторов внутр и внешн хар-ра.Этот принцип реализ-ся разработкой концепции поддержки т-ма в регионе,ядро кот сос-ют комплекс стратегич целей соц-эк разв-я региона,стратегич выбор приоритетн видов т-ма. П-ы устойчивости и гибкости (адаптивности)означ, что планир-е необходимо осущ-ять с учетом возможн измен-й факторов внеш и внутр среды, кот могут обусловить корректировку целей устойчив разв-я т-ма в регионе, приоритетов и мех-мов их реализации. Такая корректир-ка д. провод-ся с min издержками(эк,политич,соц).Д/обеспеч-я устойч-ти нужно учитывать потреб-ти и интересы тур-тов т.о.,чтобы получ-е ими удовлетвор-е соответ-ло/превосходило их первонач ожид-м.Также д.б. учтены интересы местн нас-я, проблемы повыш-я кач-ва услуг. Сущ-ют опред резервы планиров, предел кот опред так: резервы,залож в показ-лях, не д.б. слишком больш ,иначе планы окаж неточными; слишком низк пределы влекут за собой частые измен-я в планаз, что размыв ориентиры тур деят-ти в регионе.

С финанс точки зрения принцип гиб-ти нужд в доп затратах,их уровень д. соотнос-ся с вероятн буд риском,есть огранич-я:эти расходы могут оказ-ся слишком высок,что гиб-ть плана и связан с ним преимущ-ва не окупят их. Принцип с-стемности и комплексности треб комплексн и системного подходов к планир-ю разв-я т-ма в регионе.Сис-ность означ необход-ть использ-я эл-тов системн анализа в кажд управленч решении.Планир-ие разв-я т-ма в регионе на разн уровнях(админист-территор-х органов региона и уровне отдельн предпр-я отрасли)закл в обеспеч позитивн эффекта неаддитивности с-мы. Компл-ть в управл-ии сферой т-ма означ необход-ть всесторонн охвата всей с-мы планир-я, учета всех сторон, направлений, св-в и факторов, оказыв влияние на устойчив разв-е т-ма в регионе, на измен-е сост-я отдельн составляющ этой сферы. На практике это принятие обоснован Программы разв-я т-ма в регионе. Точность:план д.б. составлен с опред степ-ю точности,т.е. конкретизирован и детализирован в той степени,в какой позвол внеш и внутр факторы,действ на региональн с-му т-ма.Она опред применяемыми с-мами и методами планир-я. Оператив метод треб бол высок степень точности планов показ-телей; стратег/долгосрочн-можно огранич выбором основн и самых общих целей, составлен приблизит расчетов, тк достовер-ть информ о будущем невелико. Принцип экологичн и безоп-ти отраж двойствен сущ-ть требов-й экологич-ти и безоп-ти турдеят-ти:он защищает гостей от негативн воздейств окруж среды и иной природы(эк,полит) и негатив влияния туристов на окр среду.Это предполаг минимизацию антропоген воздействий на природу,экологизацию всех сфер турдеят-ти в целом.Принципу безоп-ти означ необход-ть разраб-ки механизмов по обеспеч-ю личн,эк и иной безоп-ти в турдеят-ти. Принцип оптим-ти позвол выбрать наилучш из альтернативн возможностей достиж-я поставлен цели. Участие как принцип предполаг важность самого пр-сса планир-я с т.зр. вовдеч-я в него всех заинтересов в развитии т-ма в регионе сторон.Личн участие предпр-й т-ма,гост хоз-ва в пр-ссе планир-я приводит к тому,что эти планы станов-ся их личн проектами,а участие в достиж-ии цели разв-я т-ма в регионе приводит к удовлетвор-ю собств потреб-тей. Принцип проф-ма обеспеч-ся спец подготовкой всех субъектов план-я,созд-е необход методич и информац-аналитич базы,привлеч-м в случ необход-ти представ-лей с-мы планир-я региона,целенаправленно занимающ реш-м отдельн актуальн проблем его комплексн соц-эк разв-я.

Принцип эффект-ти означ необход-ть доказат-в,что именно сформирован набор целей разв-я т-ма в регионе,f-ий,опред-х в кач-ве приоритетн-х,намечен пути их реализации обеспечат удовлетвор-е и разв-е духовн,физич потреб-тей т-тов,что в целом положит-но скаж-ся на соц-эк разв-ии региона.Известно,что всякий эффект в конечн итоге закл в экономии различн ресурсов на пр-во ед-цы прод-ции.Перв показ-телем планируемого эффекта может служить превыш-е рез-тов над затратами.

Т.о.,принципы планир-я,тесно связан с основн методами эффективн рыночн регулиров-я,ориентир-ют субъектов планир-я на достиж-я наилучш эк показ-лей.Они могут и должны действовать в с-ме,т.к. каждый из них-дополн-е и конкретиз-я др-го.Только такое планир-е с-мы т-ма в регионе будет ориентировано на устойчив разв-е.


Наши рекомендации