Основные функции менеджмента и особенности их реализации на предприятиях туризма.
Функ-я упр-ия – это конкр-ый вид управ-ой деят-ти, кот-ый осущ-ся спец.приемами и способами, а также соотв-ая орг-ция работы.В процессе упр-ия выпол-ся 4 осн.фун.- планир-е, орг-ия, мотив-я,контроль.План-е как функ.упр-ия обесп-ет основу для др.функ-й и счит-ся главн-й из них, а функ.орг-ии,мот-ии и конт-я ориент-ны на выпол-е тактич-х и страт-х планов орг-ии. Под план-ием деят-ти тур.пред-я поним-ся систем-ий, инф-но обрабатыв-ый процесс кач-го, колич-го и врем-го опред-я буд.целей, средств и методов форм-ия, упр-я и развития пред-я. В проц.план-я принимается реш-е о том, какими д.б. цели орг-ии и что д.делать ее члены, чтобы достичь этих целей.
Орга-ная функ.упр-я обесп-ет упорядочение техн-й,эк-ой,соц-псих-й правовой сторон деят-ти любого тур.пред-я.Она нацелена на упор-ие деят-тя мен-ра и испол-лей. Орг-ий –это средство достижения целей пред-ия. С эк.т.зр. орг-ая деят. Ведет к повыш-ю эффек-ти работы пред-я, а с т.зр. упр-ия перс-ом она передает смысл работы и распределяет ее по испол-лям.
Мотивация-это проц.побуждения себя и др-х к деят-ти для достиж-я личностных целей и целей орг-ции. В связи с тем, что сущ-ют различные пути мот-ии, менеджер должен:1) установить набор критериев (принц-в), кот.наиб.сильно влияют на повед-е сотруд-ка.2)создать атмосферу,благопр-ую для мот-ции рабочих.3)активно общаться со своими сотруд-ми.
Контроль- процесс соизмер-я(сопоставления)фактически достиг-х рез-ов с запланиров-ми.В проц.конт-я мнед-р не столько отдаёт приказы сотруд-м, сколько оценивает успешность выпол-ия намеч-ых орг-ией планов и удовл-ие потреб-й внутр. и внеш.среды.
3 вида контроля:
-предварит-ый Осущ-ся до факт-го нач.работ.Осн.средством осуществ-я пред.к-я явл-ся реал-ия опред-х правил, процедур и линий поведения.
- текущий. Осущ-ся в ходе проведения работ. Он позволяет исключить отклонения от намеч-ых планов и инструкций.
- заключ-ный.Цель- предотвратить ошибки в будущем.
1. Планирование. Ф-ия пл-ия предполагает предварит.выбор цели, кот.должна достичь организация, и того, что должны делать работники орг-ции, чтобы достичь этой цели. Поэтому при планировании необх.ответить на 3 следующих вопроса: 1) где (наход.орг-ция с т.зр. опред. работы)? 2) куда (необх. двигаться орг-ции, чтобы придти к опред.цели)? 3) как (необх. выполнять работу, чтобы цель оказалась достигнутой)? Следует отметить, что посредством планирования всегда устанавл.осн. направления всех усилий работников и принятие решений. Планирование не явл. одноразовым событием в силу 2-х существ.причин: 1) постоянная неопределенность будущего, кот.приводит к изменению внутр. и внеш. относительно предприятия среды и требует постоянной корректировки планов; 2) постоянное наличие той или иной цели деят-ти, кот. требует создания новых или корректирование имеющихся планов.
2. Организация. Основные объекты упр-я - это люди и техника. Рез-т взаимодействия людей и техники через работу приводит к появлению товаров или услуг. Поэтому в 1ую очередь занимаются орг-цией именно различных видов работы. Именно поэтому школа научного упр-ия рассматривала труд рабочих и пыталась его наилучшим образом организовать. Другой важный аспект орг-ции связан с орг-цией работников или опред. того, кто должен выполнять данную работу. Орг-ция дополняет план-ие, позволяя не только выявить направление действий, но и распределить всю работу, назначив ответственных.
3. Мотивация. Задача ф-ии мотивации состоит в том, чтобы все ответственные за опред. работу сотрудники выполняли ее лучшим образом. Руководитель должен знать потребности и уметь манипулировать этими знаниями т.о., чтобы заставить работника наилучшим образом выполнять свою работу.
4. Контроль. Позволяет обеспечить выполнение всех ф-ий орг-ции. Происходит это след. образом. На 1-ом этапе устанав. «стандарты предприятия», под кот.подразумеваются установл. цели и время их выполнения. Эти данные основаны на разработанных планах. На 2-ом этапе измеряется то, что было достигнуто в процессе работы за опред. период времени, и происходит сравнение достигнутого с ожидаемыми рез-тами. На 3-ем этапе происходит корректировка различия между достигнутым и ожидаемым. С этой целью либо меняются планы, либо выискиваются доп.ресурсы.
Принятие решений. Управленческая работа - это работа интеллектуальная, которая требует от руководителя постоянного выбора как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Поэтому процесс принятия решений осущ. постоянно и состоит в переборе многочисленных комбинаций возможных потенциальных действий. Коммуникация - способность передавать инф-цию. Доказано, что прочность и четкость любых взаимоотношений между людьми зависит от того, насколько эффективными являются ком-ции в межличностных отношениях. Инф-ция явл. необходимой частью не только принятия решений, но и выполнения этих решений конкретными людьми..Руководство - особый вид деят-ти, который включает в себя поочередное выполнение всех перечисленных выше функций.