Теории страновых преимуществ в экономике международного туризма.
1.Абс. преимущество играет решающую роль в международном туризме. Действительно, некоторые страны имеют уник.тур. ресурсы: исключ.природные места, такие; памятники искусства, кот.опред. монопольное положение той или иной страны и побуждают иностранных туристов приезжать в нее. Свое абс. преимущество такая страна может еще больше усилить инновационной политикой, которая позволяет ей создавать специф.продукты туризма и тем самым обеспечивать себе хорошую специализацию в международном туризме.
2. Теория сравнительного преимущества также может полностью объяснить хар-р двусторонних обменов продуктами международного туризма как результат разницы цен между странами. Турпродукты –очень разнообразны, и сравнивать их очень сложно. Более того турпродукт представляет собой услуги, кот. не могут повторяться каждый раз по аналогичному сценарию.На цену тур.продукта влияют затраты на транспорт, проживание и сопутствующие услуги. Первый элемент, в свою очередь, зависит от цены горючего, структуры транспортных компаний, применения новых технологий и государственной экономической политики в этой сфере.Следующий элемент цены, имеющий прямое воздействие на туристский продукт, - стоимость проживания, кот.также зависит от применения новых технологий и гос.экономич. политики, особенно в области налогообложения. С помощью новых технологий развивающиеся страны пытаются снизить цену труда и соответственно цену проживания. Для поддержания покупательной способности турпродукта цена проживания может быть снижена, с тем чтобы компенсировать чрезмерно большие транспортные расходы.
3.Теория соотношения факторов опред. потоки международного туризма между странами. Действительно, междунар. обмены, будь то торговые обмены или тур. потоки, могут определяться разницей пропорций факторов производства каждого обмениваемого продукта. Страны склоняются к специализации в пр-ве и продаже товаров и услуг, в кот.они имеют преимущество и которые обходятся им дешевле. Страны, имеющие в избытке туристские ресурсы, спец. на международном туризме и экспортируют подобные услуги. Например, курорты Испании, Греции, Туниса и Марокко привлекают большой поток туристов благоприятным климатом и превосходными морскими пляжами.Однако специализация международного туризма не означает, что тур.страны являются исключительно рецепторами. Они могут быть и туристообразующими, и, как правило, чем выше их ВНП, тем активнее они становятся генераторами. Многие индустриальные страны, такие, как Великобритания, Германия, США, Франция, Италия, Япония, Канада, являются и генераторами, и рецепторами туризма.
Т.о., соотношение факторов - это ср-ва, доступные для обеспеч. производства услуг международного туризма страны. Относительное наличие этих факторов имеет решающее влияние на определение позиции страны в международном туризме. Здесь выделяют три основные группы факторов, которые тесно взаимодействуют с главными факторами функционирования всей экономики: природные ресурсы, историко-культурное на-следие; капитал; трудовые ресурсы. Природные ресурсы включают в себя землю, море, озера, реки, ландшафт, климат, флору и фауну. Они исключительно хар. местонахождение страны и являются опред.и для потоков международных туристов. Так, наличие превосходных морских пляжей и солнечный климат в Средиземноморских странах порождают тур.потоки на их курорты из таких развитых тур.стран, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Япония и др. Стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит от их доступности и качественных хар-к. Другим важнейшим фактором турпродукта является капитал, развитие туризма требует развитой инфраструктуры, для этого нужны огромные инвестиции. Этим и объясняется преимущественное развитие туризма в индустриально развитых странах. Капитал имеет определяющее влияние на экономическую значимость международного туризма в каждой стране. Фактор труда подразделяется по квалификации. Сравнительное преимущество стран зависит от количества квалифицированного труда. Существует неоднородность фактора труда, это играют большую роль в международном туризме, ибо он зависим от рабочей силы.
4.Согласно теории жизненного цикла продукт эволюционирует, проходя следующие стадии: внедрение, рост, зрелость упадок. Понятие жизненного цикла продукта характерно для маркетинга, так как оно описывает эволюцию усвоения продукта потребителями. На стадии внедрения жители новых тур.дестинаций сами начинают привлекать путешественников, предлагая им ночлег. Дальнейший рост числа туристов стимулирует местные власти развивать инфраструктуру, как это происходило, например, на небольших островах Карибского бассейна. Далее следует стадия развития, когда число туристов интенсивно растет, особенно в пиковые периоды, и иногда превышая численность местного населения. Контроль за развитием туризма переходит; из рук местной администрации в руки внешних компаний, которые быстрыми темпами начинают развивать инфраструктуру, тем самым изменяя облик нарождающегося туристского центра. Однако это бурное развитие имеет и вою негативную сторону чрезмерное увеличение численности населения и связанную с этим нагрузку на места жизнеобеспечения. На этой стадии развития находятся такие страны Северной Африки, как Тунис и Марокко. На стадии зрелости сначала замедляется рост прибытий иностранных: гостей. Далее развитие этого центра бизнеса, отдыха и развлечений достигает своего пика, после чего мода на него падает, и он держится только, за счет; повторных прибытий, которые устоят больших усилий, предпринимаемых центром. На стадии упадка тур.центр становится малопривлекательным для большинства туристов и при этом сильнозависимым от редких путешествующих. Власти пытаются оживить центр с помощью привлечения клиентов, используя новые каналы продвижения и сбыта или переоснащая центр для использования в других целях. Например, так случилось с очень известным курортом США под Нью-Йорком - Атлантик-Сити, который был превращен в центр игорного бизнеса