Методы расчета эффективности приведенных затрат.
В мировой экономике роль туризма постоянно возрастает. По данным ВТО на сферу туризма приходится 9% мировых инвестиций. Туризм – одна из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей. Туризм необходим, чтобы заработать твердую валюту для торговли и экономики; кроме того, он служит национальным интересам. Развитие туризма в очень большой степени зависит от обществ. инвестиций. Бесспорно, что в туризм можно вкладывать деньги.
Но необходимо предварительно все тщательно планировать и просчитывать. Ведь инвестировать ср-ва во что-либо имеет смысл только, если от этого можно получить большую чистую прибыль. Базовым методом расчета эффективности капитальных вложений является метод приведенных затрат, основанный на использовании установленного норматива окупаемости капитальных вложений.
Современная теория и практика расчетов экономической эффективности единовременных затрат в туризм базируется в основном на чисто статистических методах оценок. Потенциальная эфф-ть затрат капитала рассчитывается лишь по первому году эксплуатации объекта. Т.о.
оцениваются только моментные значения искомого эффекта, отражающие отдельные состояния, а не протекание процесса на протяжении длительного времени. В практике используются многообразные модели, не отражающие природы рыночных отношений, как явлений, разворачивающихся во времени. Эти методы лишь весьма приближенным способом определяют эффективность затрат в отрасль. Т.о. необходим поиск принципиально нового подхода для разработки методологии оценки эффективности инвестиционных процессов, протекающих в туризме.
Как известно, объективный исторический закон развития мировой экономической системы состоит в неуклонном росте производительности труда. Действия этого закона, вне зависимости от воли и желания участников рынка товаров и услуг, проявляется через закон стоимости. Он предписывает такое поведение в рамках затратного механизма, которое максимизирует процент на капитал. Его исчисление возможно осуществлять с использованием систем показателей, разделяемых на две большие группы: дифференциальные и интегральные. Первые показывают текущее значение величин в определенные моменты времени. Интегральные, накопленные или кумулятивные величины показывают значения оценочных критериев за определенный интервал времени. Причем, отдельные составляющие сложных экономических категорий также могут рассматриваться в дифференциальной и интегральной форме.
Процесс оценки инвестиционной эффективности в туризме:
1ая стадия – установл. величины инвестиций в виде отвлеченного из оборота капитала и срока, в течение которого формир. система создания туристской услуги. Результатом этой оценки является полный размер затрат в соответствующий проект и срок его реализации.
Вторая стадия – определение величины дохода, получаемого от реализации туруслуги.
Третья стадия – расчет величины текущих затрат на производство и реализацию туруслуги.
Следует отметить, что единовременные затраты могут иметь место как до окончания срока разработки турпродукта, так и до момента их окупаемости Когда сумма продаж оказывается равной сумме затрат, состоящих из единовременных и текущих, то наступает срок окупаемости затрат. Если остановить исследования эффективности затрат на данном этапе, то в момент срока окупаемости затрат, процент на капитал равен нулю .Чтобы этот процент стал положительной величиной, надо продолжить график на более отдаленный срок.
Т.о. 4-ая стадия – установление величины снижения размера реализации турпродукта, вызванного соответствующего рода объективными и субъективными факторами.
Пятая стадия - определение размера затрат капитала на восстановление утраченного и вызванного причинами 4-ой стадии дохода.Показатель процента на капитал проходит от отрицательных значений (когда имеют место только затраты) через ноль (где затраты окупаются), далее он достигает своего максимального значения, а затем снова начинает снижаться.
В соответствии с законом стоимости, в тот момент, когда процент на капитал достиг максимальной величины, необходимо прекратить дальнейшую реализацию турпродукта или заменить его на новый. Данная точка максимума является важнейшим экономическим понятием и искомой величиной методологии оценки эффективности затратного механизма в туризм.