Стратегия и тактика развития и поведения предприятий РГБ. Внешняя и внутренняя среда, определяющая стратегию и тактику поведения предприятий.

Стратегия, как понятие, используемое в бизнесе, применима к любой сфере деятельности независимо от ее масштабов и экономических характеристик. Стратегия - это модель, интегрирующая основные цели организа­ции РГБ, ее политику и действия в некое единое целое.

Стратегия в РГБ рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации РГБ свой, т.к. это зависит от ряда факторов таких как: позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.

К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести сле­дующие:

- социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;

- привлекательность отрасли и условия конкуренции;

- специфические рыночные возможности и угрозы;

- сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные воз­можности;

- личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения ме­неджеров;

- ценности и культура компании.

С точки зрения иерархии управления стратегии можно подразде­лить на:

- корпоративную;

- деловую;

- функциональную;

- операционную (линейную).

Корпоративная стратегия состоит в том, как диверсифицированная компания утверждает свои деловые принципы в различных отраслях, а также в действиях и подходах, направленных на улучшение деятельно­сти групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания.

Деловая стратегия концентрируется на действиях и подходах, кото­рые связаны с управлением, направленным на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность деловой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции.

Функциональная стратегия относится к плану управления текущей деятельностью отдельного подразделения (НИОКР, производство, мар­кетинг, распределение, финансы, кадры и т.д.) или ключевого функцио­нального направления внутри определенной сферы деятельности.

Операционные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями (отделами продаж, складами), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оператив­ных задач (закупка материалов, управление запасами, ремонт оборудо­вания, транспортировка, проведение рекламной кампании).

Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:

- анализ среды; - определение миссии и целей;- выбор стратегии; - выполнение стратегии;- оценка и контроль выполнения.

В стратеги развития предприятий РГБ большое значение имеет тактика, т.к. тактика - это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии, а стратегия - это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели.

В приведенной ниже таблице наглядно представлены возможные виды главной внутренней цели РГБ, соответствующие им виды стратегий и виды тактических задач, решение которых обеспечивает реализацию стратегии и достижение цели.

Главная внутренняя цель Стратегия организации Тактические задачи
Создание самоокупаемого бизнеса Стратегия становления - выявление рыночных потребностей; - разработка услуги; - организация производства; - организация сбыта.
Выживание Стратегия выживания - снижение уровня рисков; - сокращение или прекращение инвестиций; - сокращение штатов; - поиск нового направления деятельности (бизнеса); - Всемерная экономия средств.
Сохранение достигнутого уровня прибыльности Стратегия сохранения статуса - кво - удержание достигнутого количества и качества продукции; - мониторинг рыночной конъектуры для удержания своих рыночных позиций; - нейтрализация для дисфункциональных проявлений в работе фирмы; - совершенствование всех аспектов управления и производства.

Таким образом, можно заметить, что правильно поставленная цель, обоснованная стратегия и хорошо продуманная тактика помогают организации успешно справиться со многими трудностями и проблемами.

Анализ внешней и внутренней среды организации является неотъемлемой составляющей процесса стратегического управления.

Внутренняя среда организации, по сути, является источником её жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выжить в долгосрочной перспективе.

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и реализовать эту стратегию, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации, а внешнее окружение изучается стратегическим управлением, в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Наши рекомендации