Порядок организации и проведения работ по государственной добровольной классификации гостиниц
Разработкой, проведением и контролем занимаются государственные органы, то есть существует официальная государственная классификация по уровню комфорта гостиничных предприятий, возможно, других средств размещения, а также предприятий питания. Классификация гостиниц в Российской Федерации осуществляется на основании государственного стандарта РФ - ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
Помимо классификаций, принятых государственными органами управления туризмом и профессиональными ассоциациями и объединениями, действуют классификации, принятые авторитетными в профессиональной среде маркетинговыми компаниями. Как правило, эти классификации носят более субъективный характер и основываются на таких абстрактных понятиях, как репутация, моральный климат, стандартный набор удобств и т.д., не предлагая полного перечня необходимого оборудования и точных стандартов для каждой из категории.
Задача подобных классификаций - упростить сравнительный анализ деятельности гостиниц, позволяя работать со справочниками не только специалистам по туризму, но и широкому кругу потребителей. Такую классификацию предлагает авторитетная в гостиничном бизнесе фирма BTI (Business Travel International). Она издает ежегодный справочник, указывающий стоимость размещения в гостиницах бизнес-класса различных стран. Согласно классификации BTI все гостиницы подразделяются на 9 разрядов: 5 высших и 4 низших.
Высшие разряды:
1.Superior Deluxe - исключительно отели класса люкс, предлагающие самый высокий стандарт проживания, услуг и удобств;
2. Deluxe - предоставляет аналогичные по характеру услуги, что и гостиницы класса Superior Deluxe, но без излишеств, а строго в соответствии с целью удовлетворения потребностей клиента;
3. Moderate Deluxe - гостиницы этого разряда не имеют такой высокой репутации, как предыдущие. В остальном основные характеристики схожи;
4. Superior First Class - гостиницы выше среднего класса;
5. First Class - комфортабельные гостиницы со стандартными номерами, местами для проведения общего досуга и стандартным набором удобств.
К низшим разрядам относят следующие классы: Moderate First Class, Superior Tourist Class, Tourist Class. Moderate Tourist Class.
В мировой практике имеются случаи, когда в пределах одной страны существует несколько систем классификаций. Например, в Великобритании наряду с системой «корон» используется классификация, предложенная Ассоциацией британских турагентств - British Travel Authority (BTA).
Наиболее распространенной считается Французская национальная классификация, устанавливающая для туристских отелей шесть категорий, среди которых пять с присвоением определенного количества звезд (1*, 2*, 3*, 4* или 5*), одна категория без звезды. Такая система позволяет наиболее полно охватить рынок гостиничных услуг..
Ни одно гостиничное предприятие не может претендовать на присвоение категории, если оно не отвечает минимальным требованиям-критериям, объединенным в следующие группы: А - количество комнат;В - общие помещения;С - оборудование отеля;D - комфортность жилья;Е - обслуживание;F - доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью.
В России до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям», утвержденным Постановлением СССР от 2.03.1979 года. Данное Положение распространялось на все гостиницы и мотели, независимо от их ведомственной подчиненности, и предполагало подразделение гостиниц на семь разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей - на пять разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось пять категорий: высшая, первая, вторая, третья, четвертая.
Обязательным условием присвоения разрядов являлось соблюдение предусмотренных Положением минимальных требований, объединенных в следующие группы:- общие требования;- коммунальное оборудование здания;- лифт;- информационные услуги;- общественное питание;- характеристика номерного фонда;- торговое и бытовое обслуживание;- культурно-спортивное обслуживание.
В 1994 году в РФ были разработаны «Положение о критериях классификации гостиниц», «Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации», а также принят ГОСТ Р -94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», согласно которому все гостиницы подразделяются на пять категорий с присвоением от одной до пяти звезд, мотели - на четыре категории с присвоением от одной до четырех звезд.
Минимальные требования к гостиницам (мотелям) различных категорий, предусмотренные данным стандартом, объединены в следующие группы:
1. Здание и прилегающая к нему территория (вывеска, вход для гостей, автостоянка).
2. Техническое оборудование (аварийное освещение и энергоснабжение, водоснабжение, кондиционирование воздуха, внутреннее радиовещание, лифт, телефонная связь из номера, телефоны коллективного пользования).
3. Номерной фонд: доля мест в одно-, двухместных номерах, наличие многокомнатных номеров (апартаментов), площадь номеров, наличие и площадь санузлов в номерах.
4. Техническое оснащение (двери и замки, охранная сигнализация, средства контроля за безопасностью, звукоизоляция, освещение, электророзетки, отопление, наличие регулятора кондиционирования воздуха, телефонного аппарата, таймера, радиоприемника, телевизора, холодильника, мини-бара, мини-сейфа).
5. Оснащение мебелью и инвентарем (минимальные размеры кроватей, наличие комплекта постельных принадлежностей и белья, полки для багажа, подставки под телевизор, плотных занавесей (или жалюзи), набора письменных принадлежностей (конвертов, почтовой бумаги, ручки, карандаша), противопожарной инструкции, инструкции о действиях в экстремальных условиях, характерных для данного места (оползни в горах, землетрясение и т.д.).
6. Инвентарь и предметы санитарно-гигиенического оснащения номера (наличие зеркала и полки для туалетных принадлежностей, занавески в ванной, коврика, фена, полотенцедержате-ля, крючков для одежды, полотенец (на каждого гостя), махровой простыни, банной шапочки (на каждого гостя), банных тапочек (на каждого гостя), туалетных принадлежностей, салфеток, туалетной бумаги, крышки и щетки для унитаза, корзин для мусора, пакетов для предметов гигиены, прачечной, химчистки).
7. Санитарные объекты общего пользования (туалеты, оборудование туалетов, ванных комнат, душевых).
8. Общественные помещения (залов для деловых мероприятий с оборудованием для синхронного перевода, аудио- и видеоаппаратурой, бизнес-центра, спортивно-оздоровительного центра, плавательного бассейна, медицинского кабинета, парикмахерской, комнат бытового обслуживания, магазинов, торговых киосков и т.д.).
9. Помещения для предоставления услуг питания (рестораны, кафе, бары).
10. Услуги (работа службы приема, услуги швейцара, подноска багажа, утренняя побудка, уборка номера и кроватей горничной. вечерняя подготовка номера, смена постельного белья и полотенец стирка и глаженье, химчистка)
11. Услуги питания 12. Требования к персоналу и его подготовке (наличие письменных стандартов для персонала, квалификация, знание иностранных языков, медицинские требования, внешний вид, требования к поведению).
13. Профессиональные требования к руководящим работникам гостиничного комплекса, подбор и отбор кандидатов на должности
Оценка личности руководящих работников с общечеловеческих позиций основывается на том, что это должен быть очень умный и высококультурный человек, профессионал своего дела и т.д.
Руководитель осуществляет управленческую деятельность и решает управленческие задачи. Являясь членом коллектива, он достигает результатов труда посредством воздействия на других членов коллектива (исполнителей). Эффективность работы руководящих работников зависит во многом от того, готовы ли подчиненные руководителю работники активно сотрудничать с ним. Если да, то это значительно повысит сплоченность команды.
Из всего разнообразия ролей, которые играют руководящие работники гостиничного бизнеса, необходимо выделить главные - те, которые не зависят от типа гостиниц и различия обслуживаемых ими гостей. К этим основным ролям относятся:1. Подготовка, принятие и реализация управленческих решений. Это главная функция любого руководящего работника. 2. Информационная роль. Для того чтобы принять эффективное управленческое решение, необходимо получить и обработать достоверную информацию. Оттого, насколько полной информацией владеет руководитель, насколько он может ясно и четко доводить нужную информацию до исполнителей, во многом зависит результат его работы.3. Работа в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов трудового коллектива на достижение целей организации.
Требования к руководящему персоналу:
1. Профессиональная компетентность - базируется на знаниях и способностях. То, что требуется от сотрудников, должен уметь делать и руководитель. Это значит он должен быть примером в работе.
2. Социальная компетентность К социальной компетентности также относятся: чувствительность к личным проблемам сотрудников, способность к коммуникации, нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении цели, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье.
3. Концептуальная компетентность - означает умение руководитель признать проблемы и решать их. Кроме того, руководитель должен уметь отличать значительное в явлениях и процессах происходящих в отеле, от незначительного. Таким образом концептуальная компетентность руководителя предполагает развитое чувство значимого, умение анализировать, учитывать тенденции и закономерности.
Важнейшая работа руководителя - подбора персонала. Суть этого процесса состоит в том, чтобы с учетом требований к кандидату на имеющуюся вакансию привлечь подходящих квалифицированных работников для последующей их оценки и приема на работу.
В этом смысле важно установить соответствие работника занимаемой должности, то есть четко выделить виды работ, функции и под них подобрать людей, имеющих нужную квалификацию. Эта работа может быть эффективной только в том случае, если она основана на правильной оценке наличия у кандидатов всех качеств, необходимых для конкретного вида деятельности.Процесс подбора персонала столь же сложен и точен, как и любая другая управленческая работа. На этом этапе особенно важно полно и правильно определить и разъяснить претенденту суть будущей работы.
Кадровая политика в области подбора персонала состоит в определении принципов приема на работу, количества работников, необходимых для качественного выполнения заданных функций, методологии закрепления и профессионального развития персонала. Подбор кадров рассматривается как подфункция управления. Процесс подбора персонала начинается с выбора критериев оценки личности и работы претендентов. Критерии включают нормы поведения и характеристику профессиональных навыков. Следующий этап подбора персонала - его экспертная оценка, базирующаяся на проведении тестов, решении задач и выполнении упражнений. После тестирования следует наблюдение: приглашение претендентов и проведение интервью. На основании вышеизложенного происходит описание полученных результатов и сравнение их с критериями оценки кандидатов. Завершает процесс подбора кандидатов принятие решения; если возникают трудности с окончательным принятием решения возможно дополнительное тестирование.
В процедуре подбора персонала используются внешний и внутренний рынки рабочей силы, то есть привлекаются либо свои сотрудники, либо сотрудники со стороны.
Внутренний поиск персонала базируется прежде всего на системе развития кадров в плане перевода сотрудников на более высокую должность в своем отеле, цепи гостиниц либо концерне. Внутренний поиск - это первый шаг к занятию свободных мест в гостинице.
По поступившим заявлениям нужно оценить претендентов, то есть определить, какой кандидат лучше всего подходит на данное место. Руководству отеля всегда нужно помнить о том, что оно отвечает за правильный подбор людей, которые могли бы реализовать стратегию фирмы, а также за то, чтобы сотрудники хорошо чувствовали себя на работе и она соответствовала бы их способностям и возможностям.
Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия деловых и личных качеств личности требованиям должности или рабочего места.
Методы оценки персонала можно объединить в три основные группы:
1) прогностические методы. Используются анкетные данные письменные или устные характеристики, мнения и отзывы руководителя и коллег по работе, личные беседы и психологические тесты;
2) практические методы. Проверяется пригодность работника к выполнению служебных обязанностей на основе результатов его практической работы. Для этого используется техника пробных перемещений;
3) имитационные методы. Претенденту предлагается решить конкретную задачу.
В итоге проводится экспертная оценка свойств и деловых качеств личности.
Предприятия ресторанно - гостиничного бизнеса (РГБ) как субъекты рынка. Их место, функции и значение в индустрии гостеприимства. Классификация предприятий РГБ.
Предприятие РГБ в рыночной экономике выступает как производитель всех товаров и услуг, представляя, таким образом, ключевой рыночный субъект, главную хозяйствующую структурную единицу. Предприятие взаимодействует со всеми другими субъектами рынка.
Индустрия РГБ включает в себя следующие компоненты:
1. Первая – туроператоры и турагенты. Туроператоры выполняют функции организаторов и создателей комплексного продукта для группового туризма, а турагент – это физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров.
2. Предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.).
Размещение занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых туристам. Средства размещения составляют основу туристской индустрии.
3. Предприятия, предоставляющие услуги питания. Для индустрии РГБ характерны такие типы предприятий питания, как ресторан, кафе, бар.
Гостиница - это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых (комплексообразующими) в равной степени являются услуга размещения и питания. Гостиницы рассматриваются как главный, классический тип предприятий размещения, обладающий следующими специфическими признаками:
- номерным фондом, превышающим определенный минимум;
- набором обязательных услуг: уборка номеров и санузлов, ежедневная заправка постелей, обслуживание в номерах;
- определенным ассортиментом дополнительных услуг.
К дополнительным или прочим услугам РГБ относятся предложение бассейна, спортивного, конференц-залов, залов для переговоров, прокат автомобилей, услуги химчистки, прачечной, парикмахерской, массажного кабинета и ряд других. В настоящее время дополнительные услуги приобретают все большее значение в формировании рыночной привлекательности гостиничного предприятия. Оставаясь основной, услуга размещения воспринимается гостями как само собой разумеющееся. Повышенный же интерес вызывают услуги, выделяющие данную гостиницу из ряда других.