Особенности градостроительного проектирования
В современных условиях.
Градостроительная документация включает в себя: территориальные схемы градостроительного планирования, генеральные планы городских и сельских поселений, проекты черты городских и сельских поселений. Градостроительная документация разрабатывается в следующих формах: проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений, проекты застройки кварталов, микрорайонов и др. планировочных элементов.
Сначала планируется развитие территорий с учетом природных, экономических и социальных факторов, а затем на его основе разрабатывается порядок застройки. Стадийность принятия градостроительных решений и главное – четкая дифференциация по правовому статусу – рабочие и директивные планы и проекты. Самоорганизация – управляемость. Инерционность – динамичность. 3 уровня: город в целом, крупные части города, районы. Градостроительное проектирование имеет ряд отличительных принципов: многоуровневая структура, стадийность, вариантный характер. Прогноз – концепция развития, генплан, комплексные схемы развития инфраструктуры городских подсистем, планы крупных районов города.
В 2004 году принят новый градостроит. кодекс, который изменил состав локументации, но не структуру. внимание уделяется локальному и региональному развитию: ген. план, план развит. микрорайонов.
СПб явился первым городом в стране, котор разработал уникал плановый док-т-страт план. Основ отличие от аналогич западн. док-ов состоит в необх-ти учёта особ-й переходного периода рос эк-ки, включ незаверш-ть рыноч рефор-я, необх-ть созд-я благоприят хозяйств-й среды + доступность страт. плана для насел. Для разраб страт плана в Спб был проведён А конкурент-х возможностей города.
Большую актуальность впосл. вр. приобрели правила землепольз. и застройки – правовой акт, регламентирующий нормы застройки, определяет рамки для застройщика. Прав. землепльз. и застр. установлены приложением Жилищного кодекса 2004 года. К 2010 году все гоподо должны иметь Прав. землепльз. и застр. Для СПб должны быть разработ к июню 2005 года.
Зонирование территории и его роль в развитии города.
Взаимосвязанное распол-ие всех архитектурно-планир-ых элементов города, обуславливающее его формир-ие как единого градостроит-ого организма. В завис. от исходных элементов зонир. бывает: функциональное; планировочное; территориальное.
Функциональное зонирование (структура).
В своей жизнедеятельности чел. выполняет функции: труд, быт, отдых. В соответ. с функциями чел-ка территория города делится на зоны:
Селитебная (зона расселения) – территория, предназначенная для реализации бытовых функций населения. Состоит из:
- жилые м/районы и кварталы
- предприятия обслуживания внем/районного значения
- зеленые насаждения внем/районного значения
- улицы, дороги, площади и т.д.
Производственная (промыш-ые, научные предприятия, коммун.-складские тер-рии, сан.-защитные зоны)
Ландшафтно-рекреационная (городские леса, лесопарки, (зоны определены СНиПом))
Существуют еще прочие территории (кладбища и так далее).
Четкое функциональное зонирование более характерно для малых и средних городов. В крупных и крупнейших городах появляется кризис функционального зонирования.
Основная тенденция развития современного градостроительства (особенно в крупных и крупнейших городах) состоит в отказе от четкого функционального зонирования территории, четкого определения границ функциональных зон. Наблюдается переход к созданию многофункциональных территорий, на которых возможна реализация всех основных функций человека.
Планировочное районирование.
Выражается во взаимном расположении основных функциональных зон города и системы связей между ними. Планировочная структура во многом определяется транспортной структурой города. Типы транспортной системы:
Радиально-кольцевая структура: легкая доступн. центра города и возможн. формир-ия четкого городского ядра, компактная форма города
Звездообразная структура: в больших городах – перегрузка центра города, затруднение связи между периф-ыми застройками.
Шахматная структура: предполагает равномерное освоение территории и распредел. транспортных потоков. Новые города планир. по шахматному виду; нет четко выраженного центра города.
Линейная (ленточная)
Свободная структура: схема, которая не попадает ни под радиально-кольцевой, ни под шахматную структуру, называется свободной.
Для крупных городов характерно сочетание нескольких видов планировочных схем. Зависимость от природных усл.
Основные принципы планировочной организации:
Гибкость планировочной структуры, обеспечивающая развитие города
Дифференциация транспортных магистралей по их назначению
Формирование центров обслуживание на перифериях города
Создание экологической структуры инфраструктуры
Учет композиционных условий по плану города
В составе селитебной зоны города существует определенный набор планировочных элементов города. Любой город имеет: 1) общегородской центр; 2) жилые районы; 3) микрорайон (квартал); 4) жилые группы; 5) дом и двор
Основными планировочными элементами являются: жилой двор + дом; жилая группа; микрорайон; жилой район; планировочный район; город.
Практически в любом городе можно провести планировочное зонирование по месту положения: историческое ядро, центральная зона, внешняя зона, пригороды.