Развитие имущественного комплекса на предприятии ГХ. Анализ
эффективности использования и планирования оборотных средств.
Предприятие, начиная свою произв-хоз-ую деятельность, должно располагать опред. ден. суммой. На эти ден. ресурсы предприятие закупает сырьё, мат-лы, топливо, оплачивает счета за э/энергию, выплачивает своим работникам з/плату. Эти ден средства наз-ся «оборотные средства предприятия». ОбС явл. одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффектив-сть их использ-ия – одно из главных условий успешной деят-ти предприятия. От организации ОбС и эффективности их использования зависит не только процесс мат. производства, но и фин. устойчивость предприятия.
Источники фин-вания ОбС подразделяются на: собственные, заемные и привлеченные. Источник пополнения ОбС – полученная прибыль, заемные средства представляют собой в основном краткосроч. кредиты банка, с помощью которых удовлетвор. временные доп. потребности в ОбС. Определение потребности предприятия в собственных ОбС осуществляется в процессе нормирования, то есть опред-ния норматива ОбС составлением финансового плана.
Норматив оборотных средств представляет собой ден. выражение планируемого запаса тов.-мат. ценностей, минимально необходимых для нормальной хоз. деят-ти предприятия.
Оборачиваемость ОбС – длит-сть одного полного кругооборота средств с момента превращения ОбС в ден. форме в производственные запасы и до выхода готовой продукции и ее реализ-и. Кругооборот средств завершается зачисл-ем выручки на счет предприятия.
Развитие имуществен. комплекса – обоснов-ие необходимости развития ОбС. Оно связано с необходимостью обновления ОбС предприятия и внедрения новых технологий (изучаем спрос и то, какой объем можно произвести исходя из возможностей предприятия). Балансирование спроса и предложения = потребность в основных средствах.
Производственная программа по нормам расхода материалов на единицу услуг и с учетом остатков этих материалов на начала и конец планового периода.
Пм=Σ((Нi*Q+(Oк-Oн)+P(T/2+Tс))
Н – норма материала; Q – объем услуг по произ. программе; Р – однодневный расход материалов; О – остаток; Т- текущий запас в днях; Тс – страховой запас.
При анализе эффективности использования оборотных средств рассматриваются показатели:
коэф оборачиваемости – количество оборотов за определенный период – год, полугодие, квартал Коб=О/Соб (объем . продукции/сред. стоимость ОбС за год)
коэф. закрепления оборотных средств – уровень оборотных средств на 1 руб. реализованной продукции Кзакр=Соб/О
продолжит. 1 оборота средств дня Доб=Соб*Д*О
Д-число дней в рассматрив. периоде, Соб – остаток оборотн. средств.
Показатели оборачиваемости ОбС могут исчисляться по всем оборотным средствам, участвующим в обороте, и по отдельным элементам.
При ускорении оборачиваемости ОбС из оборота высвобождаются мат. ресурсы и источники их образования, при замедлен. – в оборот вовлекаются доп. средства.
Эффективность использ. ОбС зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутр., на которые предпр. может и должно активно влиять. Внешние факторы: общеэкономич. ситуация, налоговое зак-дательство, условия получения кредитов и проц. ставки по ним, возможность целевого фин-вания, участие в программах, финансируемых из бюджета.
Резервы повышения эффективности и использования оборотных средств кроются в производственных запасах.
10. Анализ экономических (финансовых) результатов деятельности предприятия и планирование потребности предприятия в финансовых ресурсах.
Основной обобщающий показатель экономических (финансовых) результатов деятельности предприятия – прибыль– часть чистого дохода, созданного предприятием в процессе производства и реализованного в сфере обращения.
Одна из основных задач анализа – выявление резервов повышения массы получаемой прибыли и уровня рентабельности, т.к. это наиболее важные показатели эффективности работы предприятия. В ходе анализа оценивают выполнение плана по прибыли по итогам работы за каждый квартал и в целом за год, определяют положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на размеры полученной прибыли, причины их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Прибыль предприятия разделяется на следующие виды: балансовая прибыль, прибыль от реализации основной продукции, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль
Балансовая прибыль – это сумма прибыли от реализации продукции, от прочей реализации (прибыль от продажи товарно-материальных ценностей, реализации продукции подсобных хозяйств, реализации основных фондов и нематериальных активов), прибыли или убытков от внереализационных операций (прибыль от долевого участи в совместных предприятиях, сдачи в аренду основных средств и земли, штрафы и пени, полученные и уплаченные, убытки от списания дебиторской задолженности, стихийных бедствий, доходы по акциям, облигациям, депозитам, доходы и убытки по валютным операциям и т.д.).
Налогооблагаемая прибыль– это разность между балансовой прибылью и суммой налога на имущество; доходов, полученных в виде дивидендов по акциям и другим ценным бумагам; доходов, полученных от долевого участия в других предприятиях; прибыли от посреднических операций; прибыли от страховой деятельности; суммы отчисления в резервный и другие аналогичные фонды; затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль.
Чистая прибыльостается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
Оценка динамики балансовой прибыли проводится путем определения отклонений от предыдущего года отдельных ее составляющих. Это позволяет оценить тенденцию их изменения.
Анализ структуры балансовой прибыли позволяет оценить влияние отдельных ее слагаемых на конечный результат – балансовую прибыль. Наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия составляет прибыль от реализации, поэтому его снижение будет означать снижение эффективности основной деятельности предприятия. Поэтому, важно проводя анализ прибыли от реализации оценить влияние отдельных факторов на ее изменение по сравнению с предыдущим годом. Углубленно анализируются факторы, имеющие наибольший удельный вес в прибыли отчетного года.
Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (тарифов) (Цi).
П = S[VРПобщ х Удi х (Цi – Сi)].
Объем реализации продукцииможет оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукцииможет оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыльнаходятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цени величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Анализ прибыли от реализации проводится по сравнению с предыдущим годом или с планом.
Для анализа прибыли от реализации по сравнению с предыдущим годом необходимо привести исходные данные в сопоставимый вид. Для этого пересчитывают:
- выручку от фактически реализованной продукции в отчетном году по ценам и тарифам предыдущего года;
- выручку от фактически реализованной продукции в отчетном году по себестоимости предыдущего года.
Изменение прибыли от реализации продукции:
Оценка влияния факторов на изменение прибыли от реализации проводится в следующей последовательности.