Структура имущественного комплекса предприятия.

Имущественный комплекс – все виды имущества предприятия, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также имущественные обязательства, в том числе фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права.

Имущество предприятия включает:

1. Долгосрочное материальное производственное имущество, принимающее участие в процессе производства продукции, выполнении работ и услуг более 12 месяцев:

a. сооружения, здания, машины и оборудование, принимающее участие в процессе производства продукции, работ и услуг более 12 месяцев;

b. приспособления, инструменты, производственный инвентарь, принимающие участие в производственном процессе;

c. долгосрочные арендуемые основные средства;

d. основные средства, переданные в лизинг.

2. Вложения в долгосрочное материальное имущество: незавершенное строительство.

3. Оборудование к установке.

4. Непроизводственное имущество, к которому относится имущество социальной сферы деятельности.

5. Нематериальные активы: расходы по подготовке производства, патенты, лицензии, цена предприятия (гудвилл) и др.

6. Материально-производственные запасы: сырье, материалы, топливо и покупные полуфабрикаты, незавершенное производство, готовая продукция и товары для реализации, расходы будущих периодов, товар отгруженные, прочие запасы и затраты.

7. Финансовые вложения.

8. Земельные участки, начисление амортизации по которым в настоящее время не производится.

Имущество субъекта хозяйствования классифицируется по следующим признакам:

· участие в производственном процессе: производственное и непроизводственное имущество, принимающее и не принимающее участие в коммерческой деятельности по созданию экономической выгоды предприятия;

· оборачиваемость: основное (долгосрочное) и оборотное;

· начисление амортизации: амортизируемое и не амортизируемое;

· включение в баланс предприятия: учитываемое и не учитываемое в балансе;

· особенности налогообложения: налогооблагаемое и необлагаемое налогом на имущество, недвижимость;

· возможность свободного перемещения: движимое и недвижимое имущество (недвижимость).

Отчет об оценке стоимости предприятия.

Одним из наиболее важных этапов работы по оценке предприятия является составление отчета. От того, что войдет в данный документ, в каких форме и последовательности, во многом зависит успех или неудача проделанной работы.

При написании отчета об оценке бизнеса перед оценщиком стоят следующие основные задачи:

· изложить логику анализа;

· зафиксировать все важные моменты оценки;

· подготовить отчет так, чтобы его потребитель мог при желании повторить анализ и прийти к заключению, которое сделал оценщик.

Решение данных задач возможно при выполнении ряда требований.

Структура отчета независимо от целей оценки единообразна: основана на принципе «от общего к частному». Исходя из целей оценки и специфики объекта, в структуру отчета могут быть внесены некоторые изменения. Например, в самостоятельный раздел может быть выделен анализ данных по предприятиям-аналогам. Если для оценки предприятия важна общеэкономическая ситуация в стране или регионе, то им можно посвятить специальные разделы. Анализ финансового состояния может войти в раздел, в котором дается характеристика предприятия (фирмы).

Содержание отчета должно иметь:

· описание оцениваемого объекта, его название и точный адрес;

· перечень юридических прав и ограничений, связанных с данной собственностью;

· описание физического состояния объекта и его стоимостных характеристик.

Кроме того, в отчете нужно четко сформулироватьцель оценки, обосновать использование того или иного вида стоимости, зафиксировать дату, когда была произведена оценка.

Если к выводам отчета применяются какие-либо ограничивающие условия, то их необходимо указать. Примерами ограничений может быть написание предварительного или частичного отчета.

Важный момент отчета – обоснование выбора тех или иных методов оценки.

Оценку должен проводить независимый оценщик, поэтому в отчете требуется подтверждение отсутствия личной заинтересованности оценщика в оцениваемом объекте и величине его рыночной стоимости.

Немаловажным для отчета является наличие в нем подписей всех лиц, проводивших оценку, и текста, свидетельствующего об их согласии с результатами.

Отчет об оценке бизнеса, его содержание, объем и стиль изложения во многом зависят от цели оценки, характера оцениваемого объекта и от потребностей заказчиков отчета. Отчет зависит также от сложности и размеров оцениваемого предприятия. Если пользователями отчета будут лица, которые не знакомы с предприятием, то обязательно подробное описание последнего. Если же отчет предназначен для работников фирмы, то подробное описание не обязательно.

Основные разделы отчета:

1. Введение:

- излагается суть задания (оценки) и перечисляются используемые источники информации;

- дается краткое описание предприятия и его капитала;

- уточняется вид стоимости, который следует определить в процессе оценки;

- приводятся методы оценки, примененные в данном отчете, и вывод.

Во введении кратко излагаются методы оценки.

2. Общеэкономический раздел – приводятся лишь те данные по ситуации в стране или регионе, которые непосредственно влияют на развитие предприятия.

3. Краткая характеристика отрасли – приводится информация об отрасли, конкуренции и положении оцениваемого предприятия по сравнению с положением ведущих конкурентов.

4. Краткая характеристика предприятия (фирмы) – предыстория предприятия, перечень выпускаемых товаров и услуг, условия сбыта, наличие поставщиков, персонала, менеджмент, прошлые сделки с акциями предприятия.

5. Анализ финансового состояния – содержит информацию для всех подходов к оценке: доходного, затратного и сравнительного.

6. Методы оценки. Начинается раздел с обоснования выбора тех или иных методов. Излагается последовательность оценки данного предприятия выбранными методами. Завершается данный раздел заключением о величине стоимости оцениваемого предприятия.

7. Выводы и приложения. В приложение обычно выносится табличная информация, которая обосновывает использование в отчете тех или иных величин.

8. Общее заключение по оценке.

Наиболее распространенные недостатки отчета об оценке:

· в отчете не указывается, какой именно стандарт стоимости использовал оценщик для оценки данного предприятия;

· использование профессиональных терминов без их разъяснения или приведение в отчете терминов, имеющих разное толкование, например, таких, как ставка капитализации или денежный поток.

Недопустимо принятие противоречивого отчета (отчет, в котором различные разделы находятся между собой в противоречии).


Наши рекомендации