Важнейшие принципы, цели, направления
И результаты реформы ЖКХ.
Реформа – существенные преобразования в социально-экономической сфере, которые затрагивают отношения собственности, хозяйственный механизм, систему управления, имущественные права и др. элементы функционирования общества.
Классификация реформ:
По характеру реформирования: По степени охвата:
- эволюционные – глобальные (общие)
- революционные – частные
По уровню реформирования: По сфере реформирования:
- федеральные – реформа налоговой системы
- региональные – банковской системы
- местные – пенсионная реформа
– реформа ЖКХ
Жилищно-коммунальная реформа.
Цели: повышение качества ЖКХ.
Основная задача – уход от командно-административной системы.
Причины необходимости реформы:
- необходимость проведения реформы определяется крайне плохим состоянием ЖК услуг
- административно-ведомственный механизм хозяйствования
Условия проведения реформы. ЖК реформа была официально объявлена в 1997 г., когда была принята ее концепция. Нормативная основа была заложена в законе «Основы жилищной политики».
Принципы реформы: целенаправленность, системность, комплексность (учет факторов внешней и внутренней среды), реальность, социальность.
Задачи: повышение эффективности; ограничение бюджетной нагрузки на сферу ЖКХ; приведение тарифов с издержками.
Направления реформы:
- Повышение эффективности системы управления ЖК комплексом. (разделение функций заказчика подрядчика (прим жилкомсервис управл/обслуж. организация; отсутствие платы за управление)
- Формирование конкурентной среды, где она возможна. (равные права частных и гос компаний (арендная плата, техническое оснащение)
- Ресурсо-сбережение. (счётчики воды; в квартирах не возможен учёт тепла в связи с технологией; сокращение потерь)
- Повышение эффективности финансовой политики. (тарифы и упорядоченность финансовых потоков: сокращение кол-ва звеньев в потоке)
- Повышение эффективности социальной политики в сфере ЖКХ. (повышение роли адресности, отмена профессиональных льгот)
В 2001 г. принята решением правительства подпрограмма в рамках программы «Жилище» – «Модернизация и реформирование ЖК комплекса» (17 ноября 2001 г. № 797). Отличие данного документа от концепций реформы 1997 г. – разработан экономический механизм реализации реформы.
2005: принятие жилищного кодекса – базовый документ, определяет основы, но не до конца реализован в нормативном плане: структура жилья, управляющие компании, права и обязанности участников процесса.
5. Содержание стратегического планирования в городах.
Система планового регулирования развития города
Для эффектив управ-я развитием территории нужна разработка стратегии.Задача этой стратегии состоит в определении целей и приоритетов данной территории. Подходы:
Суть страт планир-я развития террит-и:
- опред-е важных целей, задач, приоритетоа и направ развития
- обоснов страт меропр-й
- формир-е мех-ма реализации принимаемых плановых решений
- обоснование основопологающих док-ов (концепция и комплекс прогр-ма.
Концепция соц-экон развития включает в себя стратегию и предусматривает осуществление страт выбора города. Кроме того концепция должна включать в себя этап анализа стартовых условий и мех-м реал-ии страт направлений.
Комплексная программа – определяет важнейшие меропр-я, направл на достижение поставленных целей и реш-е сформулиров-х задач (конкретизирует цели, задачи, приоритет города, важнейшие направления; обеспечивающие подсистемы: правовое, фин-экон, организ-методич, кадровое).
Формир-е сис-мы планового регулирования развития города предусм-т разработка комплекса плановых и проектных док-ов, а также провед предплан исслед-й и разработок.
Необходимым Эл-ом территор-го планир-я явл глубокие предплановые обоснования, без наличия котор содер-е плановых док-ов будет поверхностным, не соотв целям и задачам планового регулир-я развития города. Основ видами предплан обоснований служат:
- исслед по выявл территор-х проблем и обоснов приоритетов развития города
- исслед и оценки потенциала террит-и
- прогнозы развития террит-и и возможностей использ территор-го потен-а.
Также в качестве предплан мат-ов м.б использованы уже имеющ разработки:градостроит док-ты, соц-экон прогр-мы, инвест проекты, науч-метод работы…
Стартовый соц-экон потенциал терр-ии м.б представлен в кач-ве 3 основ блоков:
1 блок базовых ресурсных потен-в территории (природ-ресурс потен-л, экон-географ и демограф)
2 блок обеспечивающих потен-в соц-экон развития города (трудовой, производств, науч-инновац, соц-инфраструкт, инвест…)
3 блок готовности города к соц-экон преобраз-м (соц-психолог, норматив-правовой, науч-методич готовности)
Важное значение в сис-ме планового регулир-я развития города имеет координация принимаемых плановых и проектных решений.Для этого целесообразна помимо страт плановых док-в, разработка текущ координац плана, задачей котор служит увязка прогр-х, финан-х и проектных решений в годовом разрезе.
6. Роль стратегических планов в развитии городов и территорий.
Особенности разработки и реализации стратегического плана города
(на примере города N).
Содерж-ие системы планового регулир-ия во многом зависит от особенностей объекта планир-ния. В крупн. городах ее состав может видоизменяться при условии сохран. параметров системы: целевая ориент-ия, выбор приоритетов, набор первоочередных и стратегических мероприятий, механизм реал-ции. В крупнейших городах, имеющих уникальный исторический и архитектурный характер, эти особенности могут привести к изменениям в составе и содержании ряда плановых документов.
СПб явился первым городом в стране, котор разработал уникал плановый док-т-страт план. Основ отличие от аналогич западн. док-ов состоит в необх-ти учёта особ-й переходного периода рос эк-ки, включ незаверш-ть рыноч рефор-я, необх-ть созд-я благоприят хозяйств-й среды+ доступность страт. плана для насел. Для разраб страт плана в Спб был проведён А конкурент-х возможностей города.
Можно сделать вывод, что основ преимущ-ми явл след: выс проф образоват уровень значит части насел-я; благоприят географ полож-е; м\народ извест-сть; архитектур облик; интенсив культур жизнь.
Недостатки: демография, экология, инфрастр-ра, дифференц насел-я. На основ провед А был разработан страт план города. Основ задачей явилось опред-е роли города в стране и мире.
Особ-ти разраб страт плана
1 нацел-сть на увелич конкурентоспос за привлеч инв-ий
2 страт план направ на выявл основ направл развития города
3 орг формой страт плана явился договор обществ согласия м/ основ силами городами (орг власти-бизнес-жители)
4 были сформулир спец органы страт планир-я
Органы стратегического планирования:
Генеральный совет вкл. представителей всех основных сил города. Функция – рассмотрение и утверждение страт. плана и основных направлений деятель-и.
Экспертный совет предварительно А.-ет проектные предложения и дает реком-ции по их совершенств-ию и реал-ции.
Проектное бюро совместно с тематическими комиссиями разраб-вает основные направлен. и мероприятия развит города. Эти предложения представл-ся административным структурам, представительным органам власти и общественным организациям.
Цель страт плана: стабил улучш кач-ва жизни насел-я СПб. Она разбита на 2 подцели: увелич уровня дохода и занят-ти насел-я за счёт экон роста; улучш общих условий жизни
Приоритеты: укрупн города в кач-ве торг и трансп центра; развитие наукоёмкой пром-ти, туризма, торгвли, науки и соц сферы.
На основ целей и приоритетов базов напр-я: формир-е благоприят хоз климата; интегр в миров эк-ку; улучш гор среды; формир благоприят соц климата. По кажд из эт направ были конкретиз задачи и обоснов меропр-я.
На основ принятого страт плана н/о было принять план действий админ-и по его реал-и. Реал страт плана несистемная. Реал эт плана затруд отсут-е количеств целевых показ-й и чётких сроков выпол-я меропр-ий. Кр.т данный док-т не проходил корректировку. Несмотря на недост-и план явился примером