Организационно-производственная структура гостиничного предприятия: понятие, характеристика и основные особенности

Организационная структура управления (ОСУ) – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчинённости и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. ОСУ складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание ОСУ прежде всего направлено на распределении прав и ответственности между отдельными подразделениями. В структуре управления гостиницей выделяют:

· Звенья управления (отделы) – структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких подразделений). Связи между отделами имеют горизонтальный характер.

· Уровни управления (горизонтальные, вертикальные) – совокупности звеньев управления, занимающих определённую ступень в системе управления гостиницей. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу (менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев).

ОСУ гостиничного предприятия определяется его назначением, вместимостью номерного фонда, спецификой гостей и рядом других факторов. Несмотря на внешнее сходство, не существует двух совершенно одина­ковых гостиниц и соответственно организационных структур. Каждое гос­тиничное предприятие приспосабливает свою структуру к собственным за­дачам и потребностям.

Наиболее удобной и наиболее применяемой ОСУ в гостинице является линейно-функциональная.

Организационно-производственная структура гостиничного предприятия: понятие, характеристика и основные особенности - student2.ru Всю полноту власти в этой ОСУ берёт на себя линейный руководитель, возглавляющий отдельный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро. .[GM -> отдел 1, Одел 2…->сотрудники ]

Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях (свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб–исполнителей).

Преимущества: лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного менеджера от детального анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатки: отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями; недостаточно чёткая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует.

С другой точки зрения, структура управления гостиницей представляет собой типовую пирамидальную структуру:

· владелец (институциональный уровень)

· директоры отделов, директоры служб (менеджеры), заведующие сменами,главные горничные (управленческий уровень)

· официанты, метрдотели, горничные (технический)

На каждом последующем уровне управления, начиная с нижнего, находится меньше людей, чем на предыдущем. Управленческая структура больших гостиничных предприятий может включать должности 5 – 6 директоров отделов, которые подчиняются генеральному директору. Они представляют средний уровень управления и обеспечивают реализацию политики функционирования предприятия, разработанной высшим руководством, отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение.

Руководители всех уровней управления выполняют также ис­полнительские функции. Удельный вес исполнительских фун­кций понижается с повышением уровня руководства. Расчеты показывают, что на высшем уровне они занимает около 10%, на среднем — 50% и на низшем — около 70% общего времени ме­неджеров.

Такое распределение общего времени связано с тем, что ме­неджеры всех трех уровней имеют два вида заданий: задания по менеджменту и задания по специальности. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный про­цент времени тратит на принятие управленческих решений и оп­ределенный — на принятие решений по специальности.

( В малых предприятиях могут применяться линейные ОСУ)

Наши рекомендации