Организационно-производственная структура гостиничного предприятия: понятие, характеристика и основные особенности
Организационная структура управления (ОСУ) – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчинённости и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. ОСУ складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание ОСУ прежде всего направлено на распределении прав и ответственности между отдельными подразделениями. В структуре управления гостиницей выделяют:
· Звенья управления (отделы) – структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких подразделений). Связи между отделами имеют горизонтальный характер.
· Уровни управления (горизонтальные, вертикальные) – совокупности звеньев управления, занимающих определённую ступень в системе управления гостиницей. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу (менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев).
ОСУ гостиничного предприятия определяется его назначением, вместимостью номерного фонда, спецификой гостей и рядом других факторов. Несмотря на внешнее сходство, не существует двух совершенно одинаковых гостиниц и соответственно организационных структур. Каждое гостиничное предприятие приспосабливает свою структуру к собственным задачам и потребностям.
Наиболее удобной и наиболее применяемой ОСУ в гостинице является линейно-функциональная.
Всю полноту власти в этой ОСУ берёт на себя линейный руководитель, возглавляющий отдельный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро. .[GM -> отдел 1, Одел 2…->сотрудники ]
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях (свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб–исполнителей).
Преимущества: лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного менеджера от детального анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов.
Недостатки: отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями; недостаточно чёткая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует.
С другой точки зрения, структура управления гостиницей представляет собой типовую пирамидальную структуру:
· владелец (институциональный уровень)
· директоры отделов, директоры служб (менеджеры), заведующие сменами,главные горничные (управленческий уровень)
· официанты, метрдотели, горничные (технический)
На каждом последующем уровне управления, начиная с нижнего, находится меньше людей, чем на предыдущем. Управленческая структура больших гостиничных предприятий может включать должности 5 – 6 директоров отделов, которые подчиняются генеральному директору. Они представляют средний уровень управления и обеспечивают реализацию политики функционирования предприятия, разработанной высшим руководством, отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение.
Руководители всех уровней управления выполняют также исполнительские функции. Удельный вес исполнительских функций понижается с повышением уровня руководства. Расчеты показывают, что на высшем уровне они занимает около 10%, на среднем — 50% и на низшем — около 70% общего времени менеджеров.
Такое распределение общего времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют два вида заданий: задания по менеджменту и задания по специальности. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный — на принятие решений по специальности.
( В малых предприятиях могут применяться линейные ОСУ)