Задача 29. Диагностика конкурентной среды
На рынке представлено 12 фирм, объемы реализации продукции за базовый и отчетный период которых представлены в таблице
Таблица – Объемы реализации продукции на рынке
№ предприятия | Объем реализации продукции в сопоставимых ценах, млрд.руб. | |
2012г. | 2013г. | |
Необходимо определить степень монополизации и уровень интенсивности конкуренции на рынке в базовом и отчетном периодах с помощью коэффициента энтропии.
.
Решение
Коэффициент энтропии представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:
где Е – коэффициент энтропии;
Pi – доля продаж i-той фирмы на рассматриваемом товарном рынке;
n – число хозяйствующих субъектов на рынке.
Таблица – Вспомогательные расчеты для определения коэффициента энтропии
№ предприятия | Объемы реализации продукции, млрд.руб. | Рыночная доля фирмы,Pi, доли ед. | ||||
2012г. | 2013г. | 2012г. | 2013г. | 2012г. | 2013г. | |
0,0324 | 0,0256 | 0,1111 | 0,0938 | |||
0,0819 | 0,0744 | 0,2049 | 0,1933 | |||
0,1371 | 0,1569 | 0,2724 | 0,2906 | |||
0,0726 | 0,0712 | 0,1904 | 0,1881 | |||
0,0871 | 0,0815 | 0,2126 | 0,2043 | |||
0,0279 | 0,0239 | 0,0999 | 0,0892 | |||
0,1482 | 0,1603 | 0,2829 | 0,2935 | |||
0,1210 | 0,1183 | 0,2555 | 0,2525 | |||
0,03130 | ,0293 | 0,1084 | 0,1034 | |||
0,0253 | 0,0256 | 0,093 | 0,0938 | |||
0,1356 | 0,1381 | 0,2709 | 0,2734 | |||
0,0994 | 0,0948 | 0,2295 | 0,2233 | |||
Итого | 1,0000 | 1,0000 | 2,3317 | 2,2994 |
Коэффициент энтропии составляет:
в базовом периоде (2012г.) ;
в отчетном периоде (2013г.)
Чем больше коэффициент энтропии Е, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке. В отчетном периоде уровень концентрации рынка увеличился, что следует оценить отрицательно. В целом же коэффициент энтропии принимает достаточно низкие значения, что свидетельствует о достаточно высокой концентрации рынка.
Билет 30
Источники финансирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Банковский кредит.
2. Инновационный кредит. На выдаче инновационных кредитов специализируются инновационные банки и инновационные фонды. Инновационные банки заинтересованы во внедрении высоко-прибыльных изобретений и перспективных новшеств. Доступность инновационного кредита для небольшой фирмы предоставляется большей, чем возможность получения коммерческого кредита, что обусловлено специализированной направленностью инновационных банков. Инновационные банки могут приобретать исследования и разработки для организации производства новых товаров и услуг или оказывать посреднические услуги в сфере маркетинга инноваций.
3. Эмиссия ценных бумаг. Привлечение инвестиционных ресурсов "под выпуск" ценных бумаг носит название эмиссионного финансирования и значительно способствует привлечению средств для осуществления крупных вложений инновационной фирмы.
4. Венчурное финансирование. Функциональной задачей венчурного финансирования является помощь росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций.
5. Самофинансирование. Может осуществляться двумя способами: из прибыли, распределенной на цели развития и теоретически - из амортизационного фонда.
6. Государственное финансирование. Формы государственного участия в финансировании инновационной деятельности из средств республиканского и местных бюджетов осуществляется через президентские, научно-технические программы (государственные, отраслевые, территориальные и межгосударственные), программы поддержки предпринимательства, инновационные проекты, участие государства в создании элементов инновационной инфраструктуры, подготовку кадров для инновационной деятельности. Финансирование инновационных проектов и работ по организации производства наукоемкой продукции осуществляется также средствами Белинфонда. Они выделяются субъектам инновационной деятельности на конкурсной основе и на договорных условиях. Средства направляются на финансирование инновационной части проекта, связанной с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Объём выделяемых средств может составлять до 50% от общего объема средств, выделяемых для финансирования всего проекта. Остальная часть средств должна быть представлена из других внебюджетных источников.
Проблема: программы финансирования средствами республиканских и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов труднодоступны для инновационных предприятий Республики Беларусь или не популярны среди них. Одной из причин является долгое и сложное оформление, как подачи заявки на проекты, так и отчетности по его выполнению.