Туристский продукт. Основные составляющие туристского продукта. Фанил Ш

В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. Туристский продукт в широком смысле слова - это экономическое благо, предназначенное для обмена. Так К. Менгер, основатель австрийской школы в экономической науке, определяет любой товар (К. Менгер, 1992 г.).
Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, когда продают вам путевку в путешествие. Приобретая путевку, вы еще не приобретаете туристские услуги, хотя уже и заплатили деньги, но вы приобретаете гарантии отдыха.
Есть еще одно обстоятельство, которое делает необходимой работу туроператора по производству туристского продукта. Поясним это на примере. Вряд ли вы отправитесь в Вену ради того, чтобы съесть венский шницель и выпить пиво «Гесер». Эти услуги хотя и приятны, но окажутся слишком дороги. Транспортные издержки намного превысят стоимость самих услуг, которые побуждали вас к поездке в Австрию. Другое дело, вы приехали в Австрию на Зальцбургский фестиваль, так почему бы заодно не отведать местного пива?
Теперь представим себе, что туроператор формирует туристский продукт в Австрию и включает в него стоимость посещения Моцартовского фестиваля в Зальцбурге. Что происходит? Тем самым он сузил рынок потребителей до любителей музыки В. А. Моцарта. А если он включит в этот тур еще и посещение пивного бара как обязательный компонент, то скорее всего ему придется искать уже любителей музыки Моцарта в партии любителей пива.
Поэтому задача туроператора - включить в тур только необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился понести транспортные издержки.
Технология составления туристского продукта будет рассмотрена несколько позже, сейчас же остановимся на некоторых важных свойствах туристского продукта как товара.
Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т. е. по возможности он должен иметь массового потребителя. Тогда можно использовать и индустриальные технологии для производства туристского продукта.
Массовое потребление товаров определяется его меновой стоимостью - количественным отношением, в котором потребительские стоимости туристского продукта обмениваются на потребительские стоимости других товаров.
В состав туристических услуг входят: бронирование, оформление документов, все виды перевозок, размещение, питание, экскурсии и аттракции, медицинское сопровождение и страхование, услуги гидов-переводчиков и другое обеспечение. Перечень услуг каждого тура разный и определяется программой пребывания.


4. Классификация туристского продукта. Стадии создания турпродукта. Алина Ш.

Разработка любого нового туристского продукта начинается с поиска идей. Поиск идей предполагает определение объекта путешествий. В качестве источников идей для создания новинок могут выступать:
1. потребители, нужды и потребности которых можно выявить с помощью опросов, групповых обсуждений, поступающих предложений и жалоб;
2. продукты конкурентов;
3. персонал фирмы, находящийся в повседневном контакте с клиентами;
4. статистика поездок русских туристов за рубеж, которая показывает самые популярные на сегодняшний день направления.
Вторым этапом разработки турпродукта является отбор идей. Отбор идей – это обоснование вида разрабатываемого продукта, главная цель такого отбора – найти хорошие идеи и как можно быстрей избавиться от плохих.
После того как центральная идея определена и одобрена, наступает этап разработки концепции турпродукта и его проверки. Следует различать идею продукта и его замысел. Идея продукта представляет собой общее представление о возможном продукте, который фирма могла бы предложить рынку. Замысел продукта – проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями (потребительскими свойствами турпродукта). Потребительские свойства турпродукта определяются полезностью и функциональностью входящих в него товаров и услуг, их надежностью и способностью удовлетворить потребности покупателя.
Для того чтобы разработать маркетинговую стратегию следует провести подробный анализ целевого рынка, планирование позиции турпродукта, объема сбыта, доли рынка и целевой прибыли. После этого можно приступать к анализу маркетинговых возможностей. Они анализируются по трем основным критериям:
1. анализ рыночных возможностей, открываемых продуктом-новинкой
2. анализ возможностей туристского предприятия
3. соотношение имеющихся перспектив с целями предприятия
Если анализ всех указанных основных частей маркетинговых возможностей прошел успешно, можно приступать непосредственно к разработке турпродукта. Фирма определяет содержание своего продукта, куда входит: страна путешествия, вид туризма, сезон и продолжительность поездки, маршрут следования, классность услуг. При разработке турпродукта необходимо уметь правильно скомпоновать предложение.Разработанный турпродукт подлежит экономической оценке и целесообразности внедрения его на рынок. Фактически данный этап предполагает разработку бизнес-плана по выведению продукта на рынок. Необходимо провести технико-экономическое обоснование тура: оценить реальные затраты на разработку и реализацию, определить общую стоимость, норму прибыли, верхние и нижние границы прибыли, разработать стратегию и тактику ценообразования.
Новый разработанный тур не сразу становится продуктом для продажи. Предварительно необходимо его экспериментальное внедрение. Наиболее часто встречающимися формами экспериментальной проверки — апробации туристских продуктов являются рекламные и обучающие туры, пробные продажи.
Рекламные туры предназначены для информирования целевой аудитории о существовании нового продукта, наглядная демонстрация его потребительских свойств, достоинств и конкурентных преимуществ. Обычно рекламные туры проводятся для представителей средств массовой информации, авторитетных для целевых групп потребителей людей, а также турагентств, которые впоследствии будут осуществлять продажу данного продукта.
Стади-туры или инфо-туры (обучающие туры) — это поездки, организуемые туроператором, направленные на формирование представления о характеристиках нового туристского продукта у сотрудников отдела продаж самого туристского предприятия и пред­ставителей турагентств. Основная цель инфо-туров — популяризация маршрута и рост объема продаж в данном направлении посредством:
1. ознакомления со всеми элементами туристского продукта (размещение, питание, экскурсионное обслуживание)
2. изучения технологии оказания тех или иных услуг их производителями демонстрации преимуществ сотрудничества с туроператором - организатором инфо-тура.

1. Туристские ресурсы. Факторы, обеспечивающие привлекательность объектов туризма. Рамиль

ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ - "природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил" (ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 4 октября 1996 г.).
Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:
- экономические;
- природные;
- культурно-исторические;
- трудовые;
- финансовые;
- социальные;
- производственные.
Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило. Туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.
Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:
- привлекательность;
- климатические условия;
- доступность;
- степень изученности;
- экскурсионная значимость;
- пейзажные характеристики;
- социально-демографические характеристики;
- потенциальный запас;
- способ использования и др.
Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.
Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:
1) природные;
2) инфраструктурные.
Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.
Несмотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:
- экономического просвещения;
- ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы;
- налогового регулирования и т.д.
Факторы, обеспечивающие привлекательность объектов туризма.
• географическому положению, природно-климатическим, культурно-историческим и социально-этнографическим предпосылкам
• наличие памятников культуры
• Этнографическое наследие и потенциал
• Развитость транспортной сети
• Гостиничная отрасль
• Дороги
• Квалифицированный персонал.


2. Культура толерантности и туризм. Декларация принципов толерантности от 16. 11. 1995 г. Назира

культура толерантности туризм. Декларация принципов толерантности от 16.11.1995 г.
Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года, в преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что "мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества",напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии" (статья 18), "на свободу убеждений и на свободное выражение их" (статья 19) и что образование "должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами" (статья 26),принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:- Международный пакт о гражданских и политических правах,- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,- Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,- Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,- Конвенцию о правах ребенка,- Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,- Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,- Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,- Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,- Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,- Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,- Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,- Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,- Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,- Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира, учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с Резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами - членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим - мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений.

3. Промышленная революция и туризм. Агентство Томаса Кука. Туристский бизнес как самостоятельный фактор в 19 веке. Лейсан

Ряд современных исследователей, прежде всего английских (Д. Г. Бриджес, Л. Д. Ликориш и А. Г. Кершоу), считают, что начало современному широкому туризму положили поездки состоятельных англичан на континент с целью образования и лечения. С таким подходом полемизируют советские исследователи, которые считают, что основным стимулом для развития иностранного туризма в Великобритании была прежде всего погоня за прибылью. Рост масштабов туризма в середине 19 в. рассматривается при этом как следствие экспансионистской политики Англии при освоении новых рынков. В 50-70 гг. 19 в. англичане составляли большинство иностранных туристов, путешествовавших по Европе. В 1888 г. Ла Манш пересекли около 500 тыс. англичан. После того, как Т. Кук в 1865 г. занялся организацией поездок англичан в Европу и США, а американцев в Европу масштабы международного туризма существенно расширились. Технические достижения не только облегчали путешествия, но и сами по себе становились предметом туристского интереса: такие события, как открытие Суэцкого канала или сооружение Эйфелевой башни в Париже, привлекают сотни тысяч туристов. С конца 19 в. важным видом познавательного туризма становятся поездки на всемирные промышленные выставки. Приток состоятельных англичан и американцев в Европу изменяет традиционную культуру туристских услуг: они приобретают все более и более унифицированный и стандартизированный характер. Именно в обиход входят английские слова "экспресс", "комфорт", "лайнер." С конца 19 в. в Европе начинают строить современные гостиницы с высоким уровнем комфорта. Конец 19 века - это время, когда сосуществуют старые традиции путешествий как вида досуга, связанного с определенной культурой и мироощущением, с одной стороны, и новые формы туризма, связанные с цивилизацией индустриального общества. С конца 19 в туристский бизнес начинает действовать как самостоятельный фактор. Развития туризма - он формирует для себя рынки сбыта. Туризм довольно быстро начинает приобретать признаки «массовизации». Создаются туристические бюро (По образцу Общества Томаса Кука) и рекламные агентства, специализирующиеся на рекламе туристских услуг. В этой области, как и во многих других сферах туризма, роль первопроходца сыграла Швейцария. С 1884 г. швейцарские турфирмы распространяли в Великобритании рекламные материалы (плакаты и афиши), а в 1893 г, Ассоциация швейцарских туристских союзов открыла там свое представительство. В Англии уже в начале 19 в. известный книгоиздатель Дж. Марри (John Murray) начал издавать путеводители в современном понимании этого слова, т.е. в виде справочников для туристов (Handbooks) с описанием достопримечательностей, характеристикой основных услуг, полезными советами и рекомендациями. Но наибольшую популярность приобрели путеводители немецкого издателя и книготорговца Карла Бедекера (1801-1859), который основал в 1827 г. фирму для издания путеводителей по английскому образцу. С 1846 г. его издательство начало выпускать путеводители на иностранных языках, вначале на французском, а затем и на других европейских языках.


4. Понятие и характеристика туроператорской деятельности. Организационно-правовые основы туроператорской деятельности. Резеда

Туроператор - юридическое или физическое лицо (имеется в виду предприниматель), которая осуществляет на основе лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта.
Туроператорами называют:
туристические организации (предприятия), которые имеют собственные или арендованные средства туристического обслуживания и предлагают своим клиентам комплекс услуг;
оптовых посредников между турагентства и предприятиями туристической индустрии, к которым относятся фирмы и организации, занятые обслуживанием туристов, но не относящиеся напрямую к туризму, а являются представителями других отраслей экономики. Это транспортные компании, предприятия общественного питания, страховые фирмы, спортивные, культурные учреждения и др.
Основные задачи туроператора - создание тура, подкрепленного программой обслуживания. Программа обслуживания - план мероприятий, направленных на удовлетворение интересов путешествующих, которые определяют назначение и вид тура.
По виду деятельности туроператоры могут быть:
- Туроператорами массового рынка-продают большое количество турпродукта, сформированного на массовый спрос и заранее определенные места отдыха;
- Специализированными туроператорами - это операторы, которые специализируются на отдельно определенном продукте или сегменте рынка (определенная страна, определенный вид туризма и т.д.).
По месту деятельности туроператоры бывают:
внутренние операторы - формируют турпродукт для потребления гражданами своей страны в пределах страны;
выездные операторы - формируют турпродукт для потребления гражданами своей страны за рубежом;
операторы на приеме - базируются в месте назначения и обслуживают прибывших иностранных туристов.
В более общем смысле туроперейтингу туроператоров принято разделять на инициативных и рецептивних.
Инициативные - это туроператоры, которые отправляют туристов за границу или другие регионы по договоренности с принимающей операторами или непосредственно с туристическими предприятиями.
Рецептивни - это туроператоры на приеме, то есть те, которые комплектуют туры и программы обслуживания в местах приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг.
Туроператор исполняет главную роль в туризме, так как именно он разрабатывает туристические маршруты, наполняет их услугами, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, готовит рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены, туры агентам для их последующей реализации.
Турагент - это юридическое или физическое лицо (предприниматель), которая осуществляет на основе лицензии деятельность по продвижению и реализации сформированного туроператором тура (туристического продукта).
Турагент в случае необходимости к приобретенного тура добавляет стоимость проезда туристов от места формирования группы до первого на маршруте пункта размещения и от последнего на маршруте пункта размещения к месту формирования группы.
Основная задача турагента или турагентства:
полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турах, курортах, туристических центрах;
продвижение информации о собственных возможностях с помощью рекламы;
организация продажи туристического продукта с учетом специфики и особенностей туристического рынка.
С точки зрения специализации, турагентства могут быть многопрофильным, т.е. осуществлять комплексное обслуживание различных по запросам клиентов, и специализированные, которые специализируются на определенных видах обслуживания (организация деловых, спортивных и других поездок. Организационно – правовые основы туроператорской деятельности.
Вступление в силу в 1996 году Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данный нормативный акт определил основные цели государственного регулирования туристской деятельности:
- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
- охрана окружающей природной среды; - создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Для достижения поставленных целей ст.4 указанного Федерального Закона определяет ряд способов, к которым относятся:
- создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности;
- лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта;
- установление правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
- прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
- налоговое и таможенное регулирование;
- предоставление льготных кредитов, установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
- содействие кадровому обеспечению туристской деятельности; развитие научных исследований в сфере туристской индустрии; содействие участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений международных туристских программах; обеспечение картографической продукцией;
- иные способы, применяемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Наряду с Федеральным агентством по туризму отдельные функции государственного управления, сопряженные со сферой туризма, осуществляет подведомственная Министерству здравоохранения и социального развития РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 04 2004г. № 154 на данную Федеральную службы возложены следующие функции:
- организация и осуществление государственного и санитарно- эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;
- осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
В 2003 году был создан Межрегиональный координационный совет по туризму. Его первое организационное заседание состоялось 16-17 мая 2003 года. Основные задачи Совета - содействие в подготовке законодательных инициатив в сфере туристической деятельности, инвестиционные проекты, рекламная деятельность.


5. Турагентская деятельность. Организационно-правовые основы турагентской деятельности. Яна Г

Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 \% от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.
Турагенты действуют, как правило, на определенном сегменте туристского рынка, где и реализуют туристский продукт.
Турагент приобретает туры у туроператора и реализует их потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.
Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами, порой сильно разобщенных как во времени, так и территориально. Это специфический туристский вид бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.
Обычно туроператор - это более крупная компания, чем тур-агент, имеющая головной туроператорский офис и несколько филиалов - агентскую сеть. Многие крупные туроператоры имеют агентские сети по всему миру.
При этом, независимо от наличия собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров. Чем больше у туроператора партнеров-турагентов, чем в большем количестве стран и регионов они расположены, тем шире объемы продаж и соответственно больше туристов, выше прибыль, успешнее дела.
Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности. Они могут быть частными, государственными, акционерными обществами - суть предпринимательской деятельности и рыночные функции их от этого не меняются.
Главной рыночной задачей как турагента, так и туроператора являются обретение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли. Необходимо найти свою нишу, свой сегмент потребителей на основе дифференциации туристского рынка.
Организационно –правовые основы турагентской деятельности.
Предпринимательская деятельность в России регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), отдельными законами и подзаконными нормативными актами.
Основными субъектами на туристском рынке, осуществляющими производство и реализацию услуг, выступают отдельные предприниматели - физические лица и предприятия - юридические лица (приложение 1).
Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательская деятельность юридических лиц определяется статьей 49 ГК РФ, устанавливающей правоспособность юридического лица.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету.
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
На выбор организационно-правовых форм турпредприятий влияют следующие факторы:
1. Общие. К общим факторам относятся: планируемые масштабы деятельности, капиталоемкость избранного вида деятельности, прогнозируемые темпы развития предприятия, особенности представления налоговых и других льгот предприятиям отдельных форм, государственное регулирование минимального размера уставного фонда предприятий отдельных форм. 2. Индивидуальные. К ним относятся: имеющийся (возможный) размер стартового капитала, индивидуальные особенности предпринимателя (предрасположенность к индивидуальной или коллективной деятельности и т.п.), уровень профессионализма предпринимателя, отношение предпринимателя к коммерческим рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам.
Таким образом, туристские фирмы относятся к коммерческим организациям и, как показывает практика, чаще выступают в форме закрытых акционерных обществ и хозяйственных обществ с дополнительной ответственностью.


6. Классификация экскурсий. Основные признаки экскурсии. Айгуль И

В настоящее время экскурсии классифицируются:
1) по содержанию; обзорные (многоплановые) и тематические
2) по составу и количеству участников;- индивидуальные,
- для местного населения,
- приезжих туристов,
- взрослых и школьников и т. д.
3) по месту проведения; городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
4 по способу передвижения; пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
5) по продолжительности; от 1 акад. часа (45 мин) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня,
6) по форме проведения.- экскурсия-массовка- экскурсия-прогулка экскурсия-лекция экскурсия-концерт- рекламная экскурсия. и т.д
Общими признаками для всех экскурсий являются:
1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:
- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;
- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).


7. Паспортно-визовые формальности. Таможенные формальности. Валютный контроль и обмен валюты. Яна К

Паспортно-визовые формальности — процедуры, связанные с необходимостью соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима, являются одними из наиболее важных, затрагивающих каждого туриста. Установление паспортного или визового режима для иностранных граждан и туристов — это прерогатива национального законодательства страны пребывания.
Как правило, въезд р страну пребывания требует получения визы. Виза (лат. visa, мн. ч. от visum — просмотренное) — это специальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию. Визы бывают:
1. одноразовые и многоразовые;
2. индивидуальные и групповые;
3. студенческие;
4. въездные;
5. транзитные;
6. выездные, шенгенские и др.
Виза на посещение страны выдается на основании приглашения.
Приглашения бывают:
служебные или деловые (от иностранной организации отечественной организации);
частные (от иностранного гражданина);
гостевые (от командированного на длительный срок за рубеж гражданина своему соотечественнику);
туристские (на поездки в целях отдыха, лечения, краткосрочного обучения, участия в спортивных соревнованиях, бизнес-семинарах).
В зависимости от приглашения выдаются различные виды виз: деловая, частная, транзитная, рабочая, туристская.
Деловая виза (бизнес-виза) выдается при оформлении иностранной организацией (иностранным юридическим лицом) приглашения организации (визополучателю) другого государства на конкретного работника последней с указанием цели и сроков пребывания.
Частная виза выдается при оформлении частным лицом (гражданином иностранного государства) приглашения частному лицу (визополучателю) другого государства. Приглашение оформляется в местном органе власти (в Германии, например, в полицейском управлении).
Транзитная виза предоставляет визополучателю право проезда через третью страну в страну основного пребывания. Она выдается посольством третьей страны на определенное количество дней после получения основной визы.
Рабочая виза предоставляет право работы по найму за рубежом. Для получения такой визы приглашающая сторона (работодатель) заключает контракт с будущим работником, согласовывает все нюансы (условия работы, проживания, страхования) в местной иммиграционной службе и, получив разрешение властей, высылает пакет документов будущему работнику. Последний обращается с этими документами в посольство для получения рабочей визы.
Туристская виза — это отметка в паспорте дипломатическими представительствами иностранных государств, дающая право его владельцу на временный въезд на территорию государства, выдавшего ему визу, с целью туризма и отдыха. Шенгенскими нормами не предусмотрены конкретные сроки рассмотрения визовых обращений (на практике они, как правило, не превышают 7—14 дней). Странами-участницами применяется единый тариф за выдачу виз. В то же время при выполнении визовых процедур сохраняются незначительные национальные особенности.
В исполнении паспортно-визовых формальностей туристское предприятие принимает непосредственное участие. При организации туров в зарубежные страны необходимо установить контакт с их посольствами или консульствами и уточнить требования, предъявляемые к получению туристских виз для въезда или транзита через национальную территорию данных государств. В некоторых случаях это предусматривает предоставление в посольства или консульства пакета документов, характеризующих данное туристское предприятие: копии лицензии на туристскую деятельность; копии договоров с зарубежными партнерами; списки групп; подтверждение партнера о готовности приема групп туристов; страховые полисы медицинского страхования временно выезжающих за рубеж; проездные документы. Для своевременного и правильного оформления иностранных виз работники туристского предприятия должны хорошо знать порядок обращения по этому вопросу в иностранные посольства (консульские службы).

Таможенные формальности. Валютный контроль и обмен валюты.
Туристские формальности включают:
-заграничные паспорта,
-визы,
- таможенные правила,
- валютный контроль и порядок обмена валюты,
- санитарные правила,
- режим въезда-выезда,
- особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране,
- иммиграционные правила
- некоторые другие процедуры.
Таможенные формальности регламентируются Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" и другими нормативными актами.
Таможенные формальности заключаются в следующем
1. Документальная проверка. Она дает информацию о перемещениях товаров, их соответствии профилю риска, возможность проведения предварительного отбора для проверки, определение объектов, требующих особого внимания, а также помощь сотруднику таможенного органа в принятии решения по выпуску товара.
2. Физический досмотр. Он предпринимается в целях определения фактического соответствия характеристик товара, транспортного средства и осуществляемых с ними действий данным, указанным в прилагающийся документации.
3. Идентификация товаров. Идентификация включает наложение пломб, печатей, нанесение цифровой маркировки, идентификационных знаков, описание товаров, взятие проб и образцов, составление планов, чертежей и фотографий.
4. Таможенный контроль физических лиц состоит в проверке лич<

Наши рекомендации