Формирование цен на продукцию предприятия.
Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировки ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры. Ценооб-ние в пром-сти СМКиИ имеет свои специфические особенности. В качестве примера рассмотрим основные принципы ценообразования в промышленности сборного железоБа. Цены на сборные железоБные конструкции устанавливаются по видам изделий с одинаковым назначением и технической характеристикой. Сборный железоБ реализуется по оптовым ценам предприятий. В основу формирования системы ценообразования были положены следующие принципы: 1) полный и точный учет отраслевых издержек произ-ва (себестоимости) продукции; 2) экономически обоснованное определение отраслевых уровней рентабельности продукции; 3) увязка уровней цен на взаимозаменяемую продукцию; 4) стимулирование улучшения качества продукции, повышения ее надежности и долговечности.Важной задачей совершенствования цен в промышленности сборного железоБа является стимулирование выпуска продукции по всей номенклатуре изделий, необходимой стр-ву, преимущественного развития произ-ва и применения наиболее эффективных видов взаимозаменяемых изделий, оптимальных взаимосвязей между стр-ными организациями и предприятиями сборного железоБа. В соответствии с этим цены на железоБные изделия должны устанавливаться на уровне, отражающем общественно необходимые затраты труда. Дополнительные затраты, связанные с освоением произ-ва новых изделий или новых технологических схем, должны производиться за счет специальных источников, например фонда развития произ-ва. Оптовые цены на сборный железоБ в основном установлены франко — склад завода-изготовителя. Важное значение имеют изучение и экспериментальная проверка целесообразности введения оптовых цен франко-стр-ная площадка путем установления единых тарифов на перевозку изделий исходя из средних расстояний их доставки в пределах данного района. Специализация и кооперирование предприятий, выбор транспортных схем, принимаемых в основу определения цен франко — стр-ная площадка, при этом должны базироваться на региональных планах оптимального развития и размещения произ-ва сборного железоБа. На уровень себестоимости, а значит на размер прибыли и уровень рентабельности влияют такие не зависящие от предприятия факторы, как степень обеспеченности сырьем и топливом, масштабы и плотность стр-ва в регионе, условия отгрузки готовой продукции, степень концентрации, удельный вес вновь осваиваемых изделий в общем выпуске и т. п. Особенности ценообразования при различных моделях рынка Ценовая политика предприятия, эффективность его ценового поведения на рынке во многом зависят от конкурентной структуры рынка. Обычно выделяют четыре типа рынка (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия), каждая из которых характеризуется особыми условиями формирования отраслевых цен и цен на продукцию отдельного предприятия.Цены рынка свободной конкуренции В условиях свободной конкуренции ни одно предприятие не оказывает заметного влияния на ценообразование, т.к. доля каждой фирмы в общем объеме произ-ва очень мала; цена на товар складывается исключительно под воздействием совокупного спроса и предложения. Отдельное предприятие не имеет ценовой политики, т.е. способности регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене, задаваемой рынком. Конкурентный продавец скорее соглашается с ценой, нежели диктует ее. Обычно цена не изменяется и при расширении объемов произ-ва. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. В условиях монополистической конкуренции предприятие формирует цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки произ-ва.
При монополистической конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования: • установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам; • установление ценыфедеральным областным бюджетом в месте происхождения товара означает, что товар передается транспортной организации на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке. Однако для удаленных покупателей продукция предприятия может оказаться слишком дорогой и не выдержать конкуренцию местных производителей; • установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке является полной противоположностью метода установления цены ФОБ в месте происхождения товара. В этом случае предприятие назначает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов. Метод относительно прост в применении и дает возможность предприятию рекламировать единую цену в общенациональном масштабе; • установление зональных цен представляет собой нечто среднее между методом цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке. Предприятие выделяет две или более зон, в пределах которых устанавливаются единые зональные цены. Обычно зональные цены увеличиваются по мере удаленности зоны; • установление цены применительно к базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка. Для достижения большей гибкости предприятие может выбирать в качестве базисных несколько городов. В этом случае транспортные расходы исчисляются от ближайшего к заказчику базисного пункта; • включение в цену расходов по доставке может быть выгодным для продавцов, заинтересованных в поддержании деловых отношений с конкретными покупателями или с определенными географическими районами. В этом случае обычно предполагается, что стабильность сбытовых отношений позволит расширить объемы деятельности и снизить средние издержки, обеспечивая покрытие дополнительных транспортных расходов. Ценообразование в условиях олигополии Олигополия включает различные рыночные ситуации, общими для которых являются немногочисленность продавцов, всеобщая взаимозависимость производителей, а также неспособность отдельного предприятия с уверенностью предсказать ответные действия конкурентов на изменения цены или объема произ-ва. Обычно выделяется несколько общих черт олигополистического ценообразования: • олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии; • цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими», или негибкими; • в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены; • олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен. Цены в условиях чистой монополии При чистой монополии на рынке существует один продавец. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение различных целей. Цена может быть установлена ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара.
Виды и классификация цен.
Цена - денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на произ-во и реализацию продукции, оцениваются затраты и рез-ты произ-ва. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности произ-ва, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д. Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам. 1. Лимитная - определяет предельный размер (лимит) капиталовложений. Она не может превышать уровень, выше которого капиталовложения для инвестора становятся неэффективными, не окупаются в нормативный срок. Лимитная цена может определяться на установленную ед-цу измерения стр-ой продукции - на 1 т. Ц. 2. Договорная - цели введения: расширения самостоятельности, более полного учета индивидуальных запросов потребителей, стимулирование выпуска высококач-го продукции цены, установленные по договоренности с потребителем. 3. Сметная - определяемая в проекте сметная стоимость. Определение основано на традиционной схеме составления локальных, объективных смет и сводных сметных норм и расценок. Классификация цен по степени регулируемости
Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния. Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения, может устанавливать на отдельные виды товаров фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.
Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота
Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды: 1. Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота.Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности. Оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки произ-ва и реализации и, получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность. Оптовые (отпускные) цены промышленности - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям. Оптовая (отпускная) цена пром-ти = оптовая цена предприятия +(издержки, оптово-сбытовой организации + прибыль оптово-сбытовой организации + акциз + НДС) оптово-сбытовая наценка (скидка) 2. В хозяйственной практике применяются три вида цен на стр-ную продукцию: • сметная стоимость, отражающая предельный размер затрат на стр-во каждого объекта; • прейскурантная цена, которая представляет собой усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового стр-ного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 малярных работ и т.п.); • договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиком и подрядчиком. 3. Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением. Обычно являются договорными ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон. 4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения. 5. Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли. Розничная цена = Оптовая (отпускная) цена пром-ти + (Издержки обращения торговых организаниций + Прибыль торговых организаций + Акциз + НДС) торговая надбавка (скидка)
6. При осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятия используются различные внешнеторговые цены. Они основываются на основе общемировых цен. Цены классифицируются в зависимости от территории действия. При этом различают: Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и некоторые другие. Региональные (местные) цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки произ-ва и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению. По периоду действия: временные и постоянные. По способу включения транспортных расходов: франко - потребитель (электроэнергия, газ, вода); франко - стр-ная площадка (стр-ные мат-лы; франко-вагон - станция назначения (прокат черных металлов); франко-вагон - станция отправления (станки, цветные металлы); франко - склад поставщика. Другие классификации цен Особыми видами цен, непосредственно связанных сторговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены. Аукционная цена - цена товара, проданного на аукционе. Биржевая цена - цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Договорная (контрактная) цена -это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором.
Ценовая политика.
Ценовая политика - это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.
Задачи и механизм разработки ценовой политики
Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек произ-ва и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.
Процесс разработки и реализации ценовой политики предприятия представляет собой:
Постановка целей ценообразования
Определение спроса Оценка издержек
Анализ цен и товаров конкурентов
Выработка ценовой стратегии
Выбор метода ценообразования
Разработка системы модификации цен
Установление окончательной цены
Ценовое поведение предприятия на рынке
Постановка целей ценовой политики
На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию необходимо решить, каких именно хозяйственных целей оно стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Обычно выделяют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка. Обеспечение сбыта (выживаемости) - главная цель предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке представлено много производителей аналогичного товара. Предприятие занижает цены - использует так называемые цены проникновения - специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большой доли рынка. Постановка цели максимизации прибыли означает, что предприятие стремится максимизировать текущую прибыль. Оно производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат. Цель, преследующая удержание рынка, предполагает сохранение предприятием существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности, что требует принятия различных мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы. Указанные выше цели ценовой политики обычно являются долгосрочными, рассчитанными на относительно продолжительный период времени. Кроме долгосрочных предприятие может ставить и краткосрочные цели ценовой политики. Обычно к ним относятся следующие: • стабилизация рыночной ситуации; • снижение влияния изменения цен на спрос; • сохранение существующего лидерства в ценах; • ограничение потенциальной конкуренции; • повышение имиджа предприятия или продукта; • стимулирование сбыта тех товаров, которые занимают слабые позиции на рынке, и т.д. Закономерности спроса. Анализируются с помощью кривых спроса и предложения, а также коэф-тов эластичности по цене. Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара. И наоборот, чем эластичнее реагирует спрос, тем больше оснований использовать политику снижения цен на производимую продукцию, так как это приводит к увеличению объемов сбыта, а следовательно, и доходов предприятия. Цены, рассчитанные с учетом эластичности спроса по цене, можно рассматривать как верхнюю границу цены. Оценка издержек. Если на рынке действует несколько конкурирующих предприятий, то необходимо сравнить издержки предприятия с издержками основных конкурентов. Издержки произ-ва образуют нижнюю границу цены. Они определяют возможности предприятия в области изменения цен в конкурентной борьбе. Цена не может опускаться ниже определенной границы, отражающей издержки произ-ва и приемлемый для предприятия уровень прибыли, в противном случае произ-во является экономически невыгодным. Анализ цен и товаров конкурентов. Разницу между верхней границей цены, определяемой платежеспособным спросом, и нижней границей, образуемой издержками, иногда называют полем игры предпринимателя по установлению цен. Именно в этом интервале обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар. Уровень устанавливаемой цены должен быть сопоставим с ценами и качеством аналогичных или подобных товаров. Стратегии ценовой политики: 1. пассивная ценовая стратегия - стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой отрасли, предприятием, доминирующим на рынке.
2. активная ценовая - предприятия учитывают свою цель. При выпуске нового товара предпринимают стратегию «снятия сливок», т.е. устанавливается max цена на этот товар. Снижение цен имеет место после того, как спадет первая волна спроса. Основным недостатком такой стратегии является то, что высокая цена привлекает конкурентов - потенциальных производителей аналогичных товаров.
3. проникновение - Для привлечения максимального числа покупателей предприятие устанавливает значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Это дает ему возможность привлечь максимальное число покупателей и способствует завоеванию рынка. Однако такая стратегия используется только в том случае, когда большие объемы произ-ва позволяют возмещать общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии. чего не могут позволить себе мелкие и средние фирмы 4. Психологическая основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особенности их ценовосприятия. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы - покупатели любят получать сдачу, более низкойая цена 5. Нейтральная ценообразования исходит из того, что определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее произ-ва включая среднюю норму прибыли на рынке или в отрасли по формуле: Ц = С + А + Р (С+А), где С - издержки произ-ва; А - административные расходы и расходы по реализации; Р- средняя норма прибыли на рынке или в отрасли. 6. Стратегия установления престижной цены на изделие высокого качества, кот-ое обладает уникальными свойствами. 7. Стратегия скользящей цены - цена устанавливается почти в прямой зависимости от соответствия по мере насыщения рынка (для товаров массового спроса). 8. Стратегия гибкой цены - основана на ценах, кот-ые быстро реагируют на изменения спроса и предложения на рынке (продукты питания, цветы). Выбор стратегии осуществляет руководство предприятия. 9. Долговременная цена устанавливается на товары массового спроса. Действует она, как правило, длительное время и слабо подвержена изменениям. 10. Стратегия установления цен на изделия, снятые с произ-ва, выпуск которых прекращен, предполагает не распродажу по сниженным ценам, а ориентацию на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. В таком случае цены выше, чем на обычные товары. Например, при произ-ве запасных частей к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей (включая снятые с произ-ва). 11. Цены потребительского сегмента рынка устанавливаются на одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем доходов. Такие цены могут, например, устанавливаться на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты и т.д. Важно при этом обеспечить правильное соотношение цен на различные изделия и услуги, что составляет определенную трудность.