Проектная, действительная и перспективная мощности предприятия.
Произ-венная мощность-кол-во продукции, которое может быть получено данной произ-венной единицей за определенный период времени. Мощность предприятия определяют, исходя из полного использования всего технологического оборудования и произ-венных площадей, применения прогрессивной технологии и научных организаций произ-ва. Существует отличие между понятиями произ-венная мощность предприятия и произ-венная программа. Произ-венная мощность предприятия является исходной базой для организации произ-ва, и степень ее использования составляет основу для определения произ-венной программы и анализа ее выполнения. Коэф-т k использования произ-венной мощности определяется как отношение выпуска продукции, к среднегодовой произ-венной мощности. Абсолютное значение коэф-та использования произ-венной мощности предприятия не может быть выше единицы, т. с. k<1. Действующая произ-венная мощность - это возможность предприятия вырабатывать максимальное кол-во продукции соответствующей номенклатуры в год. Ее принимают по фактической производительности основных цехов технологических линий или агрегатов с учетом мероприятий по ликвидации возможных несоответствий между мощностями отдельных подразделений. Перспективная произ-венная мощность определяет возможности предприятия на ближайшие 5...10 лет. Оценка ее производится на основе разработанных мероприятий, по дальнейшему развитию технологии и интенсификации технологических процессов, улучшению организации произ-ва с учетом возможной реконструкции и расширения предприятия. Показатели перспективной произ-венной мощности используются при разработке технико-экономических обоснований дальнейшего развития предприятия, для составления перспективных планов размещения, специализации и кооперирования предприятий. Проектная произ-венная мощность - что расчетный показатель возможного максимального выпуска условной номенклатуры продукции в единицу времени, она задается при проек-нии нового или реконструируемого произ-венного предприятия. Эта мощность должна обеспечивать соответствие производительности основного оборудования, производительности оборудования в смежных цехах и вспомогательных службах предприятия и обеспечивать наиболее полное использование произ-венных площадей.
24.Циклограмма работы основного технологического оборудования. Принципы построения циклограммы работы основного технологического оборудования. Выводы и рекомендации.
Для определения оптимальной продолжительности технологических циклов и операции целесообразно использовать графоаналитический метод, основанный на построении пооперационных графиков и циклограмм. Принимая кол-во рабочих и сроки для выполнения технологических операций по постам, устанавливают возможное совмещение (во времени) операции и соответствующую ему продолжительность цикла. При заданном объеме выпуска изделий обеспечивают соответствие, элементного цикла с произ-венным ритмом выпуска продукции. Если занятость рабочих в элементных процессах оказывается неполной, то разрабатывают пооперационный график технологического процесса и анализируют занятость рабочих и основного оборудования. Строят циклограмму работы машин технологической линии, которая дает возможность согласовать работу ведущих механизмов для четкого их взаимодействия, обеспечивая максимальное использование рабочего времени. На циклограмме на оси ординат откладывают время, затрачиваемое на выполнение данной операции, а по оси абсцисс - расстояния перемещения оборудования. Проекция любой линии на ось ординат показывает продолжительность выполнения операции, а проекция любой линии на ось абсцисс соответствует перемещению машины или агрегата при выполнении данной операции. Угол наклона линии к оси абсцисс определяет скорость перемещения машины или агрегата. Графоаналитический метод может быть использован также при анализе организации процесса на действующих технологических линиях для установления степени загрузки машин п агрегатов тех нологпческой линии и выявления узких мест и резервов времени. Для уточнения степени совмещения операций во времени и определения общей продолжительности формования целесообразно строить циклограмму работы технологической линии. Потребность в машинах или постах рассчитывают, исходя из условия обеспечения непрерывной работы агрегатов и оборудования на каждом посту.
25.Выбор объемно-планировочного решения здания. Особенности назначения поперечника цеха. Назначение длины пролета. Зонирование цехов.
Цели рациональной компановки оборудования тех-ой линии закл-ся в обеспечении условий безопасного и высокопроизвод-го труда рабочих, равномерной и произв-ой работы оборудования, экономии произ-ых площадей и удобства эксплуатации и обслуживания машин. Для унификации ОПР типовые тех-ие линии (основные цехи заводов) размещают преимущественно в типовых униф-х пролетах произ-венного здания (УТП-1). Особенностью проек-ния пр-в, размещ-х в униф-х пролетах явл-ся постоянство основных параметров, планировочных решений, что обеспечивает при блокировке пролетов необходимое совмещение наземных и подземных межпролетных коммуникаций. Оборудование размещают так, чтобы не было пересечений технологических потоков, и чтобы осуществлялась последовательная передача изготов-х изделий по постам кратчайшим путем, без встречных и возвратных движений. При этом следует стремиться к образованию специализированных зон (подготовки форм, армирования, формования, тепловой обработки). Длина пролета определяется обычно из условия размещения технологического оборудования и необходимости устройства различных площадок для складирования вспомогательных мат-лов и ремонта оборудования. Длина цеха опр-ся S длин произв-х и вспомог-х участков, расположенных вдоль оси техн-кой линии и ширины поперечных проездов и проходов. При размещении техн-го обор-ния необходимо учитывать возможную ширину рабочего фронта крана. Технологически необходимую высоту цеха опр-ют исходя из высоты оборудования, распол-го в зоне транспор-ния, габаритов перемещаемых грузов, габаритов такелажных приспособлений, типа и грузоп-ти крана, а также ТБ. При выборе высоты цеха учитывают возможность извлечения изделий из кассет и других вертикальных форм, а также расстояние от верха транспортных эстакад до низа кабины мостового крана. В каждом из пролетов цеха обычно размещают одну или две технологические линии по произ-ву железоБных изделий. В формовочном цехе завода оборудуют также площадки для складирования арм-рных изделий и закладных деталей, отделочных мат-лов и утеплителя, резервных форм и оснастки, текущего ремонта, оснащают стенд для исп-ния готовых изделий. При решении компоновки главного корпуса завода нужно выполнять следующие основные требования: соблюдать поточность изготовления изделий, непрерывность произ-венного процесса и последовательность выполнения рабочих операций; исключать встречные и пересекающиеся технологические потоки при изготовлении изделий; обеспечивать минимальные капитальные затраты, идущие на изготовление изделий, и удобство работы на технологических линиях. Внутрицеховой транспорт должен обеспечивать своевременную доставку на промежуточные склады арм-рных изделий и закладных деталей, Бной смеси, различных вспомогательных и отделочных мат-лов, используемых в технологическом процессе. При компоновке формовочных цехов необходимо рационально размещать санитарно-техническое оборудование, оборудование электроснабжения и автоматики, санузлы. Вентиляционное оборудование обычно размещают в цехе на сантехнической площадке, которую оборудуют в торце формовочного цеха. Площадка с вентиляционным оборудованием может быть устроена над Бовозной эстакадой. Иногда вентиляционное оборудование размещают непосредственно на полу цеха. Для расположения транспортных подстанций используют площади под Бовозной эстакадой. Санитарные узлы располагают обычно в торцах формовочных пролетов. Решение компоновки главного корпуса завода должно предусматривать возможность реконструкции произ-венных цехов и дальнейшего расширения завода, которая обычно осуществляется пристройкой дополнительных пролетов к существующему произ-венному зданию, либо стр-вом отдельно стоящих формовочных цехов с вновь возводимыми Босмесительными цехами.
26. Принципы проект-ния генерального плана предприятия.
Генплан — графическое изображение всех здании и соор-ний завода сборного ЖБа а также складов, инженерно-технических коммуникаций, сети организации обслуживания и охраны предприятия и элементов благоустройства тер-рии. Комплекс работ по проект-нию генплана можно разделить на следующие основные этапы: 1) сбор данных по тер-рии участка, 2) учет общих требований, предъявляемых к инж. плану, 3) размеры зданий и соор-ний и общая компоновка ген. плана; 4)ТЭП генплана. осуществляют с целью определения пригодности тер-рии для стр-ва предприятия сборного ЖБа и подготовки мат-лов по обоснованию выбора площадки стр-ва. Это производят после технико-экономических изысканий, изучения сырьевой и энергетической баз района, топливных и водных ресурсов, строения грунтов, метеорологических данных и с учетом схемы районной планировки, составленной на перспективных планов развития народного хозяйства. Заблаговременно составляют план съемки района стр-ва и ситуационный план с расположением соседних зданий и соор-ний путем сообщения рек, водоемов и т. д. Для представления о рельефе местности и данных о соседних участках и постройках составляют план подробной топогеодезической съемки площадки в горизонталях. Для проект-ния фундаментов подготавливают данные изысканий о строении грунтов на глубине 10. ..15 м с колебаниями грунтовых вод (по шурфам или скважинам). Анализируют хар-ку климатических и сейсмических условий района (tу за несколько лет среднегодовую - Тmin, Тmax, количество осадков, силу и направление ветров по временам года, силу землетрясения в баллах и др.). Собирают данные по сырьевой базе (источники сырья, наличие Цных заводов, деревообрабатывающих предприятий и т. д.). Подготавливают данные по энергетическим и тепловым ресурсам района: наличие ТЭЦ, топлива и др. Анализируют источники водоснабжения (их дебит, наличие водопровода) и канализации сточных вод (возможность подключения к селу или рядом к предприятию), а также данные по хозяйству и транспорту района, пром-ть, наличие жилых районов на расстоянии до 5.. .7 км для рабочей силы (мужчин и женщин), автодороги и возможности подключения их к транспортным магистралям и т. д. Основным условием произ-венного процесса является обеспечение поточности исключение встречных тех-гических потоков. Производят анализ состава зданий и соор-ний предприятия для рационального размещения всех произ-в согласно принятой тех-гии произ-ва изделий и конструкций. При этом за основу принимают выбранную тех-гическую схему последовательности произ-венных процессов (с поступлением мат-лов до выпуска продукции) и ориентировочный состав предприятия: 1) здания цехов основного произ-ва (формовочный, арм-рный и Босмесительные цеха и другие произ-ва); 2) здания вспомогательных цехов (ремонтно-механический, деревообделочный и т. д.); 3) энергетическое хозяйство для снабжения паром, электроэнергией, теплотой (ТЭЦ, трансформаторы, котельные); 4) складское хозяйство (сырье, топливо, оборудование и т. д.); 5) объекты административно-хозяйственного и бытового назначения (управление, столовая, проходная, здравпункт); 6) транспортные и инженерно-технические коммуникации (гаражи, дороги, линия газо-, водопровода, электроснабжения и т. д.); 7) элементы благоустройства (озеленение, тротуары, скверы, киоски, павильоны и т. д.). Транспортировку сырья, полуфабрикатов, готовых изделий к цехам и зданиям следует осуществлять кратчайшим путем с механизацией погрузочно-разгрузочных работ и с обеспечением транспортных требований: 1) все складские здания группируют по линии железной дороги; 2) расстояние от железной дороги до зданий — не менее 6 м, до ограждения — не менее 5 м; 3) дороги предприятия примыкают к улице общего пользования; 4) предприятие с площадью более 5 га должно иметь не менее двух выездов; 5) автодорога должна быть кольцевая, вокруг основного здания пли если тупиковая, то иметь места для разворотов (тупики 12X12). Расположение здании должно обеспечивать санитарно-технические и противопожарные требования: 1) здания, где выделяются газ, дым и пыль, располагают к прочим зданиям и населенным пунктам с подветренной стороны (господствующие ветры) либо предусматривают защитные зоны шириной 50 м; 2) здания с шумным произ-вом отделяют защитной зоной от общих и жилых зданий; 3) нельзя возводить на тер-рии предприятия жилые здания и соор-ния при расстоянии до открытых складов с пылью не менее 20 м, до административно-конторских зданий — не менее 50 м; 4) пожароопасные соор-ния необходимо располагать с подветренной стороны, ко всем зданиям предусматривают удобный подъезд, а пожарное депо располагают отдельно с шириной защитной площадки не менее 10 м устраивают пожарные гидранты и водоемы с запасом воды минимальные размеры между зданиями устанавливают по пожароопасности и степени огнестойкости зданий, противопожарные разрывы колеблются от 10 до 30 м, а санитарные разрывы между зданиями должны быть не менее наибольшей высоты одного из них; 5) обеспечивают общие архитектурно-стр-ные требования благоустройства и озеленения тер-рии; увязывают с соседними районами и предприятиями. Для рационального размещения всех соор-ний на генплане необходимо учитывать характер произ-венных зон предприятия сборного ЖБа и в соответствии с этим участок застройки разбить на ряд зон: предзаводскую площадку для размещения административных зданий и соор-ний; произ-венную зону с основными объектами; хозяйственный двор: склады и вспомогательные здания и соор-ния. На предзаводской площадке располагают здания управления комбината, бюро пропусков, общественных организаций, охраны, почты, торговой сети, гараж. Главный въезд и проходную на предприятие от магистральной линии размещают со стороны остановок, транспорта и людских потоков. Объекты предзаводской площадки устраивают с некоторым отступлением от красной линии улицы, чтобы скопления народа и остановки транспорта не мешали движению заводских транспортных средств. Путь от проходной до цехов должен быть не более 800 м и без пересечения с грузовыми потоками. Пункты питания предусматривают в бытовых помещениях или близ цехов. Произ-венная зона включает в себя здания основных произ-в. Для экономного размещения эти объекты целесообразно объединять по ряду признаков: однородности тех-гического процесса (Босмесительный цех, формовочное отделение) или по хозяйственному назначению (мастерские), признакам обслуживания транспортом (склады); условиям противопожарных и санитарных требований. В современных проектах предприятий сборного ЖБа Босмесихельные цеха и узлы располагают вблизи главного произ-венного корпуса со стороны формовочных постов, а арм-рные цеха проектируют либо в поперечных, либо в продольных пролетах главного корпуса. Склады Ца и зап-лей должны располагаться вдоль транспортных путей и обеспечиваться удобным транспортом с Босмесительным узлом. Принципом генплана является разделение его тер-рии на зоны — предзаводскую, произ-венную, подсобную, складскую. Предзаводскую зону располагают со стороны основных магистралей. В ней размещаются административно-бытовой корпус, стоянки автотранспорта. В произ-венной зоне размещают главный корпус, бетокосмесптельное отделение, блок вспомогательных цехов. В подсобной зоне размещают котельную, насосные станции, трансформаторные подстанции, компрессорную, градирню, соор-ния водоснабжения и канализации. В складской зоне размещают склады готовой продукции, Ца, арм-рной стали и т. д. После нанесения на генплан зданий, соор-ний, дорог и элементов благоустройства подсчитывают основные технико-экономические показатели генплана: площадь участка, площадь застройки, коэффициент застройки и площадь озеленения. Эти показатели должны соответствовать требованиям стр-ных норм и правил.