Проектная, действительная и перспективная мощности предприятия.

Произ-венная мощность-кол-во продукции, которое может быть получено данной произ-венной единицей за опре­деленный период времени. Мощность предприятия определяют, исходя из полного использования всего технологического оборудо­вания и произ-венных площадей, применения прогрессивной технологии и научных организаций произ-ва. Существует от­личие между понятиями произ-венная мощность предприятия и произ-венная программа. Произ-венная мощность пред­приятия является исходной базой для организации произ-ва, и степень ее использования составляет основу для определения произ-венной программы и анализа ее выполнения. Коэф-т k использования произ-венной мощности определяется как отношение выпуска продукции, к среднегодовой произ-венной мощности. Абсолютное значение коэф-та использо­вания произ-венной мощности предприятия не может быть выше единицы, т. с. k<1. Действующая произ-венная мощность - это возможность предприятия вырабатывать максимальное кол-во продукции соответствующей номенклатуры в год. Ее принимают по фактической производительности основных цехов технологических линий или агрегатов с учетом мероприятий по ликвидации возможных несоответствий между мощностями отдельных подразделений. Перспективная произ-венная мощность определяет возмож­ности предприятия на ближайшие 5...10 лет. Оценка ее произво­дится на основе разработанных мероприятий, по дальнейшему раз­витию технологии и интенсификации технологических процессов, улучшению организации произ-ва с учетом возможной рекон­струкции и расширения предприятия. Показатели перспективной произ-венной мощности используются при разработке техни­ко-экономических обоснований дальнейшего развития предприятия, для составления перспективных планов размещения, специализа­ции и кооперирования предприятий. Проектная произ-венная мощность - что расчетный пока­затель возможного максимального выпуска условной номенклату­ры продукции в единицу времени, она задается при проек-нии нового или реконструируемого произ-венного предприятия. Эта мощность должна обеспечивать соответствие производитель­ности основного оборудования, производительности оборудования в смежных цехах и вспомогательных службах предприятия и обес­печивать наиболее полное использование произ-венных площадей.

24.Циклограмма работы основного технологического оборудования. Принципы построения циклограммы работы основного технологического оборудования. Выводы и рекомендации.

Для определения оптимальной продолжительности технологиче­ских циклов и операции целесообразно использовать графоанали­тический метод, основанный на построении пооперационных графи­ков и циклограмм. Принимая кол-во рабочих и сроки для вы­полнения технологических операций по постам, устанавливают возможное совмещение (во времени) операции и соответствующую ему продолжительность цикла. При заданном объеме выпуска из­делий обеспечивают соответствие, элементного цикла с произ-венным ритмом выпуска продукции. Если занятость рабочих в элементных процессах оказывается неполной, то разрабатывают пооперационный график технологиче­ского процесса и анализируют занятость рабочих и основного обо­рудования. Строят циклограмму работы машин технологической ли­нии, которая дает возможность согласовать работу ве­дущих механизмов для четкого их взаимодействия, обеспечивая максимальное использование рабочего времени. На циклограмме на оси ординат откладывают время, затрачиваемое на выполнение данной операции, а по оси абсцисс - расстояния перемещения обо­рудования. Проекция любой линии на ось ординат показывает про­должительность выполнения операции, а проекция любой линии на ось абсцисс соответствует перемещению машины или агрегата при выполнении данной операции. Угол наклона линии к оси абсцисс определяет скорость перемещения машины или агрегата. Графоаналитический метод может быть использован также при анализе организации процесса на действующих технологических линиях для установления степени загрузки машин п агрегатов тех нологпческой линии и выявления узких мест и резервов времени. Для уточнения степени совмещения операций во времени и оп­ределения общей продолжительности формования целесообразно строить циклограмму работы технологической линии. Потребность в машинах или постах рассчитывают, исходя из условия обеспече­ния непрерывной работы агрегатов и оборудования на каждом по­сту.

25.Выбор объемно-планировочного решения здания. Особенности назначения поперечника цеха. Назначение длины пролета. Зонирование цехов.

Цели рациональной компановки оборудования тех-ой линии закл-ся в обеспечении условий безопасного и высокопроизвод-го труда рабочих, равномерной и произв-ой работы оборудования, экономии произ-ых площадей и удобства эксплуатации и обслуживания машин. Для унификации ОПР типовые тех-ие линии (основные цехи заводов) размещают преиму­щественно в типовых униф-х пролетах произ-венного зда­ния (УТП-1). Особенностью проек-ния пр-в, размещ-х в униф-х пролетах явл-ся постоянство основных параметров, планировочных решений, что обеспечивает при блокировке пролетов необходимое совмещение наземных и подземных межпролетных коммуникаций. Оборудование размещают так, чтобы не было пересечений технологических потоков, и чтобы осуществлялась последовательная передача изготов-х изделий по постам кратчайшим путем, без встречных и возвратных движений. При этом следует стремиться к образованию специализированных зон (подготовки форм, армирования, формования, тепловой обработки). Длина пролета определяется обычно из условия размещения технологического оборудования и необходимости устройства различных площадок для складирования вспомогательных мат-лов и ремонта оборудования. Длина цеха опр-ся S длин произв-х и вспомог-х участков, расположенных вдоль оси техн-кой линии и ширины поперечных проездов и проходов. При размещении техн-го обор-ния необходимо учитывать возможную ширину рабочего фронта крана. Технологически необходимую высоту цеха опр-ют исходя из высоты оборудования, распол-го в зоне транспор-ния, габаритов перемещаемых грузов, габаритов такелажных приспособлений, типа и грузоп-ти крана, а также ТБ. При выборе высоты цеха учитывают возможность извлечения изделий из кассет и других вертикальных форм, а также расстояние от верха транс­портных эстакад до низа кабины мостового крана. В каждом из пролетов цеха обычно размещают одну или две технологические линии по произ-ву железоБных изделий. В формовочном цехе завода оборудуют так­же площадки для складирования арм-рных изделий и закладных деталей, отделочных мат-лов и утеплителя, резервных форм и оснастки, те­кущего ремонта, оснащают стенд для исп-ния готовых изделий. При решении компоновки главного корпуса завода нужно выполнять следующие основные требования: соблюдать поточность изготовления изделий, непрерывность произ-венного процесса и последовательность выполнения рабочих операций; исключать встречные и пересекающиеся технологические потоки при изготовлении изделий; обеспечивать мини­мальные капитальные затраты, идущие на изготовление изделий, и удобство работы на технологических линиях. Внутрицеховой транспорт должен обеспечивать своевременную доставку на промежуточные склады арм-рных изделий и закладных деталей, Бной смеси, различных вспомогательных и отделочных мат-лов, используемых в технологическом процессе. При компоновке формовоч­ных цехов необходимо рационально размещать санитарно-техническое оборудование, оборудование электроснабжения и автоматики, санузлы. Вентиляционное оборудование обычно размещают в цехе на сантехничес­кой площадке, которую оборудуют в торце формовочного цеха. Площадка с вентиляционным оборудованием может быть устроена над Бовозной эстакадой. Иногда вентиляционное оборудование размещают непосред­ственно на полу цеха. Для расположения транспортных подстанций исполь­зуют площади под Бовозной эстакадой. Санитарные узлы располагают обычно в торцах формовочных пролетов. Решение компоновки главного корпуса завода должно предусматривать возможность реконструкции произ-венных цехов и дальнейшего расширения завода, которая обыч­но осуществляется пристройкой дополнительных пролетов к существую­щему произ-венному зданию, либо стр-вом отдельно стоящих формовочных цехов с вновь возводимыми Босмесительными цехами.

26. Принципы проект-ния генерального плана предприятия.

Генплан — графическое изображение всех здании и соор-ний завода сборного ЖБа а также складов, инженерно-технических коммуникаций, сети орга­низации обслуживания и охраны предприятия и элементов благо­устройства тер-рии. Комплекс работ по проект-нию генплана можно разделить на следующие основные этапы: 1) сбор данных по тер-рии участка, 2) учет общих требований, предъявляемых к инж. плану, 3) размеры зданий и соор-ний и общая компоновка ген. плана; 4)ТЭП генплана.  осуществляют с целью определения пригодности тер-рии для стр-ва предприятия сборного ЖБа и подго­товки мат-лов по обоснованию выбора площадки стр-ва. Это производят после технико-экономических изысканий, изучения сырьевой и энергетической баз района, топливных и водных ресурсов, строения грунтов, метеорологических данных и с учетом схемы районной планировки, составленной на перспективных планов развития народного хозяйства. Заблаговременно составляют план съемки района стр-ва и ситуационный план с расположением соседних зданий и соор-ний путем сообщения рек, водоемов и т. д. Для представления о рельефе местности и данных о соседних участках и постройках составляют план подробной топогеодезической съемки площадки в горизонталях. Для проект-ния фундаментов подготавливают данные изысканий о строении грунтов на глубине 10. ..15 м с колебаниями грунтовых вод (по шурфам или скважинам). Анализируют хар-ку климатических и сейсмических условий района (tу за несколько лет среднегодовую - Тmin, Тmax, количество осадков, силу и направление ветров по временам года, силу земле­трясения в баллах и др.). Собирают данные по сырьевой базе (источники сырья, наличие Цных заводов, деревообрабатывающих предприятий и т. д.). Подготавливают данные по энерге­тическим и тепловым ресурсам района: наличие ТЭЦ, топлива и др. Анализируют источники водоснабжения (их дебит, наличие водопровода) и канализации сточных вод (возможность подклю­чения к селу или рядом к предприятию), а также данные по хо­зяйству и транспорту района, пром-ть, наличие жилых районов на расстоянии до 5.. .7 км для рабочей силы (мужчин и женщин), автодороги и возможности подключения их к транс­портным магистралям и т. д. ‚ Основным условием произ-венного процесса является обеспе­чение поточности исключение встречных тех-гических потоков. Производят анализ состава зданий и соор-ний предприятия для рационального размещения всех произ-в согласно принятой тех-гии произ-ва изделий и конструкций. При этом за ос­нову принимают выбранную тех-гическую схему последователь­ности произ-венных процессов (с поступлением мат-лов до выпуска продукции) и ориентировочный состав предприятия: 1) здания цехов основного произ-ва (формовочный, арм-р­ный и Босмесительные цеха и другие произ-ва); 2) зда­ния вспомогательных цехов (ремонтно-механический, деревообделочный и т. д.); 3) энергетическое хозяйство для снабжения па­ром, электроэнергией, теплотой (ТЭЦ, трансформаторы, котель­ные); 4) складское хозяйство (сырье, топливо, оборудование и т. д.); 5) объекты административно-хозяйственного и бытового на­значения (управление, столовая, проходная, здравпункт); 6) транс­портные и инженерно-технические коммуникации (гаражи, доро­ги, линия газо-, водопровода, электроснабжения и т. д.); 7) эле­менты благоустройства (озеленение, тротуары, скверы, киоски, павильоны и т. д.). Транспортировку сырья, полуфабрикатов, готовых изделий к цехам и зданиям следует осуществлять кратчайшим путем с меха­низацией погрузочно-разгрузочных работ и с обеспечением транс­портных требований: 1) все складские здания группируют по линии железной дороги; 2) расстояние от железной дороги до зда­ний — не менее 6 м, до ограждения — не менее 5 м; 3) дороги предприятия примыкают к улице общего пользования; 4) предприятие с площадью более 5 га должно иметь не менее двух выездов; 5) автодорога должна быть кольцевая, вокруг основного здания пли если тупиковая, то иметь места для разворотов (тупики 12X12). Расположение здании должно обеспечивать санитарно-технические и противопожарные требования: 1) здания, где выделяются газ, дым и пыль, располагают к прочим зданиям и населенным пунктам с подветренной стороны (господствующие ветры) либо предусматривают защитные зоны шириной 50 м; 2) здания с шум­ным произ-вом отделяют защитной зоной от общих и жилых зданий; 3) нельзя возводить на тер-рии предприятия жилые здания и соор-ния при расстоянии до открытых складов с пылью не менее 20 м, до административно-конторских зданий — не менее 50 м; 4) пожароопасные соор-ния необходимо распо­лагать с подветренной стороны, ко всем зданиям предусматривают удобный подъезд, а пожарное депо располагают отдельно с шири­ной защитной площадки не менее 10 м устраивают пожарные гид­ранты и водоемы с запасом воды минимальные размеры между зда­ниями устанавливают по пожароопасности и степе­ни огнестойкости зданий, противопожарные раз­рывы колеблются от 10 до 30 м, а санитарные разрывы между зданиями должны быть не менее наибольшей высоты одного из них; 5) обеспечивают общие архитектурно-стр-ные требова­ния благоустройства и озеленения тер-рии; увязывают с сосед­ними районами и предприятиями. Для рационального размещения всех соор-ний на генплане необходимо учитывать характер произ-венных зон предприя­тия сборного ЖБа и в соответствии с этим участок за­стройки разбить на ряд зон: предзаводскую площадку для разме­щения административных зданий и соор-ний; произ-венную зону с основными объектами; хозяйственный двор: склады и вспо­могательные здания и соор-ния. На предзаводской площадке располагают здания управления комбината, бюро пропусков, общественных организаций, охраны, почты, торговой сети, гараж. Главный въезд и проходную на пред­приятие от магистральной линии размещают со стороны остановок, транспорта и людских потоков. Объекты предзаводской площадки устраивают с некоторым отступлением от красной линии улицы, чтобы скопления народа и остановки транспорта не мешали дви­жению заводских транспортных средств. Путь от проходной до це­хов должен быть не более 800 м и без пересечения с грузовыми потоками. Пункты питания предусматривают в бытовых помещениях или близ цехов. Произ-венная зона включает в себя здания основных произ-в. Для экономного размещения эти объекты целесообразно объединять по ряду признаков: однородности тех-гического процесса (Босмесительный цех, формовочное отделение) или по хозяйственному назначению (мастерские), признакам обслужи­вания транспортом (склады); условиям противопожарных и сани­тарных требований. В современных проектах предприятий сборного ЖБа Босмесихельные цеха и узлы располагают вблизи главного произ-венного корпуса со стороны формовочных постов, а арм-рные цеха проектируют либо в поперечных, либо в продоль­ных пролетах главного корпуса. Склады Ца и зап-лей должны располагаться вдоль транспортных путей и обеспечивать­ся удобным транспортом с Босмесительным узлом. Принципом генплана является разделение его тер-рии на зоны — предзаводскую, произ-венную, подсобную, складскую. Предзаводскую зону располагают со стороны основных магистра­лей. В ней размещаются административно-бытовой корпус, стоянки автотранспорта. В произ-венной зоне размещают главный корпус, бетокосмесптельное отделение, блок вспомогательных це­хов. В подсобной зоне размещают котельную, насосные станции, трансформаторные подстанции, компрессорную, градирню, соор-ния водоснабжения и канализации. В складской зоне разме­щают склады готовой продукции, Ца, арм-рной стали и т. д. После нанесения на генплан зданий, соор-ний, дорог и эле­ментов благоустройства подсчитывают основные технико-экономи­ческие показатели генплана: площадь участка, площадь застрой­ки, коэффициент застройки и площадь озеленения. Эти показатели должны соответствовать требованиям стр-ных норм и пра­вил.

Наши рекомендации