I Уровень. Достижение экономической прибыли
Исходным индикатором этого уровня является стремление как можно быстрее и как можно больше заработать и накопить капитал для возврата кредитов и расширения бизнеса. При этом цель заключается не в получении прибыли как таковой, а стабильной экономической прибыли, которая может быть направлена как на потребление, так и на расширенное воспроизводство. Таким образом, экономическая прибыль — это разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки, помимо явных издержек, учитываются также и неявные (не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации), т. е. условно включаемые в сумму бухгалтерской прибыли. При всех условиях предприятие ИГ стремится предоставлять такое количество услуг, которое обеспечивает ему max доход и min потери.
Возможны следующие основные типы ориентации предприятия на экономическую прибыль:
1. максимизация прибыли — целесообразно использовать в ситуации быстрого роста, стабильного развития или же в отдельные краткосрочные периоды;
2. получение удовлетворительной прибыли, учитывая альтернативные доходы, риск потерь, уровень ограничений;
3. минимаксимизация экономических результатов — максимум минимально ожидаемых доходов и минимум максимально ожидаемых потерь, необходимость защиты от убытков, в результате действий конкурентов;
4. мотивация — условия мотивации персонала, уровень производительности труда, инновационный климат;
5. финансовая безопасность - если гостиничное предприятие имеет неудовлетворительное финансовое состояние и трудные условия для развития, то стратегия направлена на обеспечение такой величины прибыли, которая достаточна для финансового оздоровления предприятия.
Классификационная модель структуры экономической стратегии достижения экономической прибыли: Товарная стратегия, Стратегия снижения производственных издержек, Стратегия ценообразования, Стратегия взаимодействия с рынками производственных ресурсов, Стратегия мотивации, Стратегия финансового оздоровления.
Товарная стратегия.Вырабатывает правила и приемы исследования и формирования потенциальных рынков товаров и услуг, отвечающих миссии гостиничного предприятия. Товарная стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтительных для гостиницы стратегических зон хозяйствования (СЗХ), методы образования и управления наборами СЗХ, обеспечивающими внешнюю гибкость предприятия.
Главными задачами товарной стратегии являются:
1. увязка перспективных задач (миссии) предприятия с потенциальными возможностями рынка и ресурсами гостиницы, которыми она сможет располагать в стратегической перспективе;
2. анализ жизненных циклов спроса (технологии) товара/услуг;
3. разработка правил формирования товарного ассортимента (ассортимента услуг), обеспечивающих конкурентное преимущество гостиницы и на этой основе максимизацию экономической прибыли в долговременной перспективе.
Стратегия снижения производственных издержек.Ее основной направленностью является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения издержек.
Стратегия ценообразования. Основой стратегии ценообразования является: выработка правил выбора ценовой политики; определение правил поведения фирмы в зависимости от конъюнктуры рынка; методов оценки ценовой эластичности спроса; принципов учета влияния макроэкономических и микроэкономических факторов на процессы ценообразования.
Стратегия ценообразования предусматривает функционирование в ценовых границах от порога рентабельности при минимально возможных ценах до максимально возможных цен (высоких цен) в зависимости от воздействия рыночных сил. Ценовая стратегия, поэтому, тесно связанная с конкурентной стратегией и общей маркетинговой стратегией, может предусматривать: сознательную стратегию увеличения доли рынка, стратегию сохранения (замораживания) доли рынка и стратегию сокращения доли рынка. Разработка ценовой стратегии основана на использовании альтернативных методов определения цен: определение цены на основании издержек производства, определение цены с ориентацией на спрос, определение цены с ориентацией на уровень конкурентоспособности как предоставляемых услуг, так и предприятия в целом.
Стратегии дифференцированного ценообразования: Ценовая стратегия скидки на втором рынке, Ценовая стратегия периодической скидки, Ценовая стратегия «случайной» скидки. Стратегии конкурентного ценообразования: Ценовая стратегия проникновения на рынок, Ценовая стратегия по «кривой освоения» базируется на преимуществах приобретения товара в начале его жизненного цикла, Ценовая стратегия сигнализирования, Ценовая географическая стратегия. Стратегии ассортиментного ценообразования: Ценовая стратегия «набор», Стратегия смешанных наборов, Ценовая стратегия «комплект», Ценовая стратегия «выше номинала», Ценовая стратегия «имидж»
Стратегия взаимодействия с рынками производственных ресурсов.Представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих гостиничному предприятию эффективно распределять ресурсы и на этой основе выбирать наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов. Согласно принципу эффективности Паретопроизводственная эффективностьнаступает, когда фиксированные количества ресурсов распределены таким образом, что производство одного товара/услуги не может быть увеличено без уменьшения производства другого из рассматриваемой пары.
Стратегия мотивации.Важнейшей составляющей экономической стратегии является разработка систем стимулирования как работников предприятия, так и поставщиков и посредников, ориентированных на достижение стратегических целей гостиницы. Система стратегического стимулирования должна создавать «мотивационные поля», под воздействием которых возбуждается заинтересованность различных категорий работников гостиницы, поставщиков и посредников в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требований рынка, потребностей и запросов потенциальных клиентов гостиницы. Существуют различные методы мотивации работников. 1) зависимость размера заработной платы работника от его квалификации, профессионализма, трудового вклада; от конечных результатов его хозяйственной деятельности; от важнейших макроэкономических показателей, таких, как ВНП, национальный доход и прожиточный минимум региона, минимальный размер оплаты труда. 2) метод мотивации на основе концепция BalancedScoreCard (система сбалансированных показателей Д. Нортона и Р. Каплана): Стратегическая карта — это технология описания причинно-следственных связей между целями по 3 условным перспективам: финансы, клиенты, бизнес-процессы. Цели компании и сотрудников должны быть описаны и представлены по этим перспективам и 3) метод мотивации на основе стоимостного подхода к управлению компанией. Формирование стоимостного мышления в коллективе на всех уровнях принятия управленческих и функциональных решений. Таким показателем является экономическая добавленная стоимость EVA (EconomicalValueAdded), который определяется как разница между чистой операционной прибылью и альтернативной стоимостью инвестированного капитала, т.е. экономическая прибыль.
Стратегия финансового оздоровления.Главной задачей этой стратегии является ранним обнаружением кризисных тенденций, так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Важно отличать стратегию и тактику финансового оздоровления. Если тактика ориентирована на фактическое финансовое состояние компании в текущий период ее деятельности и оценку на этой основе вероятности наступления кризисных явлений в ближайшем времени, то стратегия должна исходить из прогнозов возможных последствий тех или иных стратегических долговременных решений.
15. Система планов предприятий в ИГиТ в условиях рыночных отношений.
Планирование — это важная функция управления. Включает: разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование завершается принятием директивного документа – плана, обязательного к исполнению.
План –документ, содержащий ключевые плановые показатели, характеризующие деятельность предприятия.
Методология планирования – система требований к формированию плана. Технология планирования- совокупность методов и способов к разработке планов как в целом по предприятию, так и по подразделению.
Метод планирования – способы расчета и обоснования плановых показателей.
Методика планирования– конкретный способ разработки показателей.
Под планированием деятельности предприятия понимается систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия.
В зависимости от периодов планирования различают: стратегическое (5-10 лет, )долгосрочное (3-5), среднесрочное(1-3) и краткосрочное (до 1 года, квартальные, месячные, декадные, недельные, суточные, сменные) планирование.
Технико-экономические планы предусматривают разработку планов, охватывающих все стороны деятельности гостиничного предприятия, начиная от процессов обслуживания клиентов и заканчивая планированием издержек и финансовых результатов от оказания услуг. Технико-экономические планы предприятия разрабатываются по всему кругу показателей деятельности, т.е. и количественных и качественных. Объектом при таком виде планирования является гостиница в целом. Период технико-экономического планирования колеблется в очень широком диапазоне от одного месяца до 5 лет.
Бизнес-планирование является особым видом планирования. Бизнес-планы разрабатываются в случае создания нового гостиничного предприятия, при обосновании заявок на кредиты и т.д. По содержанию бизнес-план представляет собой документ, где в концентрированной форме отражены цели и задачи предприятия, его конкурентные позиции на рынке, объем предполагаемых финансовых ресурсов, намеченные маркетинговые мероприятия, основные аспекты организации деятельности по выполнению услуг, а также оценка предпринимательского риска.
Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности гостиничного комплекса и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.
Бизнес-план является основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться.
Бизнес-план — многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. В практике планирования деятельности гостиничных предприятий сферы услуг целесообразно выделить несколько типов бизнес-планов в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие.
1. Бизнес-план выхода на рынок нового предприятия, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия, для определенияцелей его развития, для решения проблем, с которыми предприятие будет сталкиваться при реализации своих целей и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Бизнес-план позволяет убедиться, что организация нового предприятия индустрии гостеприимства целесообразна и направлена на удовлетворение потребностей клиентов в качественных услугах и извлечение при этом прибыли.
2. Бизнес-план реализации новой дополнительной услуги, нового вида деятельностинеобходим для того, чтобы предприниматель мог реально оценить достоинства нового вида услуги (проектируемого вида деятельности) по сравнению с аналогами, имеющимися на соответствующем рынке, предусмотреть все возможные «подводные камни», которые могут возникнуть при выполнении новых видов услуг; попытаться застраховать свой бизнес от возможных рисков.
3. Бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит довольно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления разработаны и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
4. Бизнес-план заявки на кредит — разрабатывается с целью получения на конкурсной основе заемных средств, например, для пополнения оборотных средств предприятия или для реализации проектов по расширению сфер деятельности.
Инвестиционные планы — планы капитальных вложений, направляемых на создание новых и реконструкцию действующих предприятий сферы гостеприимства. Инвестиционные планы определяют наиболее выгодные направления долговременных финансовых вложений в ценные бумаги, недвижимость и др. В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов — обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных планов.