Организация службы маркетинга на туристком предприятии
В организационной структуре т/ф служба Марк-га – звено, координируещее работу всех подразделений предприятия.
Служба маркетинга — это организационная структура, целью которой является обеспечение Марк-вой поддержки Дея-ти предпр-я. Служба Марк-га представляет собой административно-управленческое подразделение предприятия, кот-е выполняет Марк-ые функции.
Создание эффект-о работ-ей организационной службы Марк-га позволяет предпр-ю в полной мере воспользоваться всеми марк-ми инструм-ми и добиться желаемой цели.
Оптим-я структура службы маркетинга зависит от факторов — целей предприятия, условий макро и микросреды, а также специфики самого предпр-я, его размера, кол-ва и степени однородности товаров, уровня квалификации сотрудников и т.д.
Схемы организации службы маркетинга:- функциональная — подразделения службы формируются в зависимости от выполняемых ими функций.- Товарная — для каждого товара или группы товаров формир-ся свое подразделение, занимающееся их разработкой и продвижением.- Рыночная — за каждым отделом Марк-ой службы закреплен свой рынок.- Смешанная форма организации Марк-ой службы.- Матричная схема.
Функциональная За каждым специалистом или отделом службы марк-га закрепляется одна из функций. Все отделы подчиняются руководителю службы маркетинга, который координирует их деятельность. Если предп-ие мало, то функции выполняет 1 чел. достоинство— простота. Сотрудники, специализирующиеся на выполнении определенной задачи.
Организация службы маркетинга по функциональной схеме целесообразна в случае, когда предприятие выпускает небольшое число товаров.
по географ-му принципу. примен-я предпр-ми, кот-е раб-ют на бол-х (с точки зрения геог-и) рынках.
Если предприятие реализует товар в разных регионах страны, то возможна следующая организационная схема службы марк-га: каждое подразделение осуществляет полный маркет-ый цикл в одном или неск-их регионах (гео-их зонах). Недостатком возможное дублир-ие функций и сложность координации.
по товарному принципу. За каж-м отделом марк-га закрепляется конкретный товар. Разрабат-ся весь комплекс Марк-га для данного товара: товарная и ценовая стратегии, политика коммуникаций и сбыта. Чем разнороднее производственная программа и динамичнее рынок, тем больше подходит для предприятия такая схема организации службы маркетинга. достоинством -каждый отдел четко знает специфику товара и целевой аудитории, кот-й этот товар предлагается.
Недостаток— большие затраты на зарплату сотруд-ов, возник-е конфликтов м/у разными отделами; приобретая глубокие знания о товаре, специалист может уделять мало вним-я функц-м Марк-га.
по рыночному принципу. Каждый отдел обслуживает закрепленный за ним сегмент рынка. Такая структура целесообразна, когда сегменты достаточно велики и сильно разл-ся м/у собой. задачей каждого отдела становится поддержание тесных и длит-ых связей со своими клиентами по всем позициям ассорт-та. Недостаток -получив хорошие знания особенностей сегмента, специалист может столкнуться с трудностями при работе с отдельными товарами.
Комбинированные (смеш-ые) варианты неск-ко функций реализуются на базе товарной или рыноч-й структуры, а остал-е функцион-ые отделы обслуж-т все направ-я (отдел-е товары или рынки).
Матричная схема создании подразделений Марк-га по комбинации признаков(товар-й/ рыночный + функциональный). Пр для каждого товара разраб-я программа и назначаются специал-ы, к-е отвеч-т за ее разраб-у и реализ-ю. Одновременно каж-я программа проходит ч/з функцион-е отделы. Хорошо выстроенная матричная струк-а раб-ет эффект-о, но возн-т дублир-ие обязан-ей, конфликты и т.д.
Принципы построения службы Марк-га: простота, эффективная система связи м/у подразделениями, малозвенность маркетинговой структуры, гибкость и приспособленность.
Основная функция службы марк-га: осуществление планов марк-га. Стратегическое планирование – управленческий процесс. Создания и поддержания стратегического соответствия м/у целями фирмы ее потенц возмож-ми и шансами в сфере маркетинга. Результат стратегического планирования – маркетинговый план. Все стратегии маркетинга: продук-я, цен-я, сбыт-я, коммуникационная. При организации отдела маркетинга большое значение имеет маркетинговый контроль, т.е. контроль за выполнением обязанностей возложенных на отдел. Контроль бывает предварительный, текущий и заключительный.1 Контроль за выполнением год-х планов(высшее руководство)2 контроль прибыли(специалист по маркетингу – на чем фирма получает деньги, а на чем тратит)3 стратегический контроль(высшее руководство ф-ы).