Организация службы маркетинга на туристком предприятии

В организационной структуре т/ф служба Марк-га – звено, координируещее работу всех подразделений предприятия.

Служба маркетинга — это организационная структура, це­лью которой является обеспечение Марк-вой поддерж­ки Дея-ти предпр-я. Служба Марк-га представ­ляет собой административно-управленческое подразделение предприятия, кот-е выполняет Марк-ые функции.

Создание эффект-о работ-ей организационной служ­бы Марк-га позволяет предпр-ю в полной мере вос­пользоваться всеми марк-ми инструм-ми и до­биться желаемой цели.

Оптим-я структура службы маркетинга зависит от факторов — целей предприятия, условий макро и микросреды, а также специфики самого предпр-я, его размера, кол-ва и степени однородности товаров, уровня квалификации сотрудников и т.д.

Схемы организации службы маркетинга:- функциональная — подразделения службы формируются в зависимости от выполняемых ими функций.- Товарная — для каждого товара или группы товаров фор­мир-ся свое подразделение, занимающееся их разработкой и продвижением.- Рыночная — за каждым отделом Марк-ой службы закреплен свой рынок.- Смешанная форма организации Марк-ой службы.- Матричная схема.

Функциональная За каждым специалистом или отделом службы марк-га закрепляется одна из функций. Все отделы подчиняются руководителю службы маркетинга, который координирует их деятельность. Если предп-ие мало, то функции выполняет 1 чел. достоинство— простота. Сотрудники, специа­лизирующиеся на выполнении определенной задачи.

Организация службы маркетинга по функциональной схе­ме целесообразна в случае, когда предприятие выпускает не­большое число товаров.

по географ-му принципу. при­мен-я предпр-ми, кот-е раб-ют на бол-х (с точки зрения геог-и) рынках.

Если предприятие реализует товар в разных регионах стра­ны, то возможна следующая организационная схема службы марк-га: каждое подразделение осуществляет полный мар­кет-ый цикл в одном или неск-их регионах (гео-их зонах). Недостатком возможное дублир-ие функций и сложность координации.

по товарному принципу. За каж-м отделом марк-га закрепляется конкретный то­вар. Разрабат-ся весь комплекс Марк-га для данного товара: товарная и ценовая стратегии, политика коммуникаций и сбыта. Чем разнороднее производственная программа и динамичнее ры­нок, тем больше подходит для предприятия такая схема орга­низации службы маркетинга. достоинством -каждый отдел четко знает специ­фику товара и целевой аудитории, кот-й этот товар пред­лагается.

Недостаток— большие затраты на зарплату сотруд-ов, возник-е конфликтов м/у раз­ными отделами; приобретая глубокие знания о товаре, специалист может уделять мало вним-я функц-м Марк-га.

по рыночному принци­пу. Каждый отдел обслуживает закрепленный за ним сегмент рынка. Такая структура целесообразна, когда сегменты доста­точно велики и сильно разл-ся м/у собой. задачей каждого отдела становится поддержание тесных и длит-ых связей со своими клиентами по всем позициям ассорт-та. Недостаток -получив хорошие знания особенностей сегмента, специалист может столкнуть­ся с трудностями при работе с отдельными товарами.

Комбинированные (смеш-ые) варианты неск-ко функций реализуются на базе товарной или рыноч-й структуры, а ос­тал-е функцион-ые отделы обслуж-т все направ-я (отдел-е товары или рынки).

Матричная схема со­здании подразделений Марк-га по комбинации признаков(товар-й/ рыночный + функциональный). Пр для каждого товара разраб-я программа и назначаются специал-ы, к-е отвеч-т за ее разраб-у и реализ-ю. Одновременно каж-я программа проходит ч/з функцион-е отделы. Хорошо выстроенная матричная струк-а раб-ет эффект-о, но возн-т дублир-ие обязан-ей, конфликты и т.д.

Принципы построения службы Марк-га: простота, эффективная система связи м/у подразделениями, малозвенность маркетинговой структуры, гибкость и приспособленность.

Основная функция службы марк-га: осуществление планов марк-га. Стратегическое планирование – управленческий процесс. Создания и поддержания стратегического соответствия м/у целями фирмы ее потенц возмож-ми и шансами в сфере маркетинга. Результат стратегического планирования – маркетинговый план. Все стратегии маркетинга: продук-я, цен-я, сбыт-я, коммуникационная. При организации отдела маркетинга большое значение имеет маркетинговый контроль, т.е. контроль за выполнением обязанностей возложенных на отдел. Контроль бывает предварительный, текущий и заключительный.1 Контроль за выполнением год-х планов(высшее руководство)2 контроль прибыли(специалист по маркетингу – на чем фирма получает деньги, а на чем тратит)3 стратегический контроль(высшее руководство ф-ы).

Наши рекомендации