Миссия, цели, ценности и корпоративная культура.
Миссия организации –выраженное словесно основное социально-значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. Миссия определяет место, роль и положение предприятия в обществе, его общественный статус. Ее можно рассматривать как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и широко определяемый бизнес, или как основную деятельность предприятия. Обсуждение миссии не менее значимо, чем собственно ее формулировка. Оно вовлекает большое число сотрудников в процессы формирования и реализации целевых установок предприятия, помогает каждому оценить перспективы и возможности своей работы в фирме. Миссия имеет и философско-этический аспект, своего рода связующий культурный элемент, позволяющий организации функционировать как единое целое. Формулировка миссии должна быть простой, достаточно краткой и ясной и отражать: -общий характер потребностей, удовлетворяемых предприятием, -общую характеристику потребителей, -характер продукции предприятия; основные конкурентные преимущества предприятия. Миссия предприятия формулируется стратегическим руководителем на основе синтеза факторных групп (возможность компромисса между ними с учетом внутренней структуры приоритетов для каждой группы, оценки направления и силы воздействия факторов). Формулировка миссии, как правило, дается на первой странице годового отчета предприятия или провозглашаться руководителем предприятия на ежедневном собрании акционеров. Ответственность за формулировку миссии лежит на высшем руководстве и не может быть делегирована, хотя помощь со стороны вполне допустима и даже необходима на этом этапе стратегического управления.
После того, как миссия сформулирована, необходимо определить долгосрочные (3-5 лет и более) и краткосрочные (1-2 года) цели организации. В зависимости от значимости целей они подразделяются на генеральную (главную) цель и цели, обеспечивающие достижение главной цели. Дальнейшее деление может быть продолжено до уровня задач. Как правило, они объединяются в иерархическую модель, называемую «деревом целей». Цель достигается путем реализации подцелей и задач. В процессе постановки целей для всех уровней управления необходимо учитывать, что они должны быть четко сформулированы, измеримы. Иногда в компаниях распределение целей на долгосрочные и краткосрочные не производится, формулируются только цели высшего порядка, называемые стратегическими. На разработку стратегических целей и планов оказывает влияние ряд факторов, среди которых: общие перспективы развития отрасли; конкуренция; культура и структура организации; отношения между высшим руководством и руководителями по уровням управления; конкурентный потенциал организации; история организации.
Корпоративная культура организации –совокупность общих ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии. Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации. Корпоративная культура не может быть сконструирована и внедрена. Она не может быть даже заимствована. Каждый коллектив уникален: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика и т.п. –все это накладывает свой отпечаток, тем самым формируя свою корпоративную культуру. Важное значение имеет история становления предприятия, формирование самого коллектива и сложившееся традиции.
Планирование, его виды и роль в СКС и туризме
Планирование –это один из этапов процесса управления, на кот. определяются цели любой туристической структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других становятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Роль планирования –изучение новых путей и методов совершенствования деятельности туристической фирмы за счет выявленных возможностей, условий и фактов. Применительно к конкретному региону речь должна идти прежде всего о его конкурентоспособности. Конкретно функция планирование включает в себя следующие виды работ: -участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей развития региона, -текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль); -разработку стратегий конкурентоспособности региона, его особой позиции; -претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона – прежде всего оказание консультаций туристическим предприятиям, проведение инновационного менеджмента.
План-е- это систематический информационно обработанный процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей предприятия, средств и методов формировании, управления и развития предприятия.
3 уровня планирования: 1. Стратегическое планирование –высший уровень- это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя на рынке туристических услуг. Стратегическое планирование – это набор действий и решений предпринимаемых руководителем с помощью кот. вырабатываются специфические стратегии д/ достижения организацикй долгосрочных целей. Виды управленческой деятельности: -распределение ресурсов (материальные, челов., технологич-е.); -адаптация к внешней среде (изучение возможностей и угроз); -внутренняя координация (выявление сильных и слабых сторон организации). Функции стратегического планирования: 1) определение миссии организации, 2) определение целей, 3) оценка и анализ внешней среды, 4) управленческие исслед-я сильн. и слаб. сторон. 5) выбор стратегий, 6) анализ стратегических альтернатив.2. Тактическое планирование- средний уровень –определяет промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути схоже со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации например есть три начальника различных подразделений, то каждый их них должен координировать свою деятельность с остальными двумя. И это должно быть отражено в плане. В связи с этим их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идей, рожденные при стратегическом планировании. Гл. задача –обеспечить продвижение к намеченным целям. 3.Оперативное планирование- нижний уровень- Это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при кот каждый направляет свои усилия на достижения общих и главных целей организации.
В основе эффективности планиров-я лежат след. критерии: точность, ясность (простая и ясная формулировка целей и задач предприятия), полнота, непрерывность и экономичность план-я.