Налогообложение доходов должно носить однократных характер.
Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение дохода происходит по нарастающей кривой, на налог на добавленную стоимость (НДС), где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
Обязательность уплаты налогов.
Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
Налоги должны быть эффективным инструментов ГРЭ.
Формы налогов:1.Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество (подоходный налог с граждан, налог на прибыль корпораций, на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу, налоги на собственность, на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.) Эти налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица; 2.Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги. (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие налоги. Эти налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Налоговые платежи поступают в центральный и местный бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и некоторые другие незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджеты получают из центрального в случае необходимости субсидии.
Налоговые льготы устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:1) необлагаемый минимум объекта налога;2) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (Например, затраты на благотворительную деятельность);3) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны); 4) вычет из налоговой базы; 5) налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).
В практике большинства государств получили распространение три способа взиманияналогов: «кадастровый», «у источника», «по декларации».
Первый из них основан на использовании кадастров,т. е. реестров, содержащих классификацию типичных объектов (земли, месторождений, домов) по их внешним признакам. Именно поэтому такой способ устанавливает доходность объекта весьма неточно, в среднем. Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение (в нашей стране их составление только начинается).
Налог «у источника»взимается до получения дохода налогоплательщиком. Этот способ наиболее распространен в нашей стране: бухгалтерия предприятия до выплаты зарплаты или любого другого дохода вычитает из него налог и перечисляет в бюджет соответствующую сумму.
Третий способ предполагает заполнение налогоплательщиком декларациио совокупном годовом доходе и подачу ее в налоговую инспекцию. В последние годы этот способ начинает применяться в нашей стране.
Виды налогов:Прямыеналоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).Косвенныеналоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные (монопольные) налоги», «таможенные пошлины».1)Акцизамиоблагаются, как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и др.), а также различные коммунальные, транспортные, культурные идругие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, демонстрация кинофильмов). В большинстве стран после второй мировой войны были введены «универсальные акцизы».Такие акцизные налоги взимаются в процентах от валовой выручки предприятий. В нашей стране долгое время был распространен такой универсальный налог, как «налог с оборота». Он взимался со стоимости товаров отечественного производства и денежного оборота за оказываемые услуги. Реже им облагались импортные товары потребительского назначения. Главный недостаток, который был присущ этому налогу, – повторный счет,например: стоимость хлопка войдет в стоимость изготовленного из него ситца и в стоимость сшитого из ситца платья. Всякий раз при переходе из рук одного производителя в руки другого стоимость хлопка будет облагаться налогом с оборота. Поэтому налог с оборота в большинстве стран был заменен налогом с продаж, а позже – налогом на добавленную стоимость. Ставка налога на добавленную стоимость может быть единой для всех видов товаров и услуг или дифференцированной по социальным или иным признакам (например, более низкой на товары детского ассортимента и более высокой на остромодные молодежные товары). 2) Фискальные (монопольные) налогипополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Возник этот налог из «регалии», т. е. присвоения государством исключительного права на какой-либо вид деятельности. Например, еще с петровских времен существует в России монополия государства на производство спиртных напитков. 3) Таможенные пошлины– это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т. е. пересекающие границы страны. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на «фискальные», «протекционистские», «антидемпинговые» и «преференциальные».
Мировая практика налогообложения выработала и использует множество форм прямых и косвенных налогов. Они различаются по объектам, источникам, формам взимания. Это позволяет учесть все многообразие возможных доходов – платежеспособность, т. е. материальное положение разных групп населения, смягчить психологически общее бремя налогов, более гибко воздействовать на общественное производство, его структуру, темпы роста.
Налоги по своему воздействию можно разделить на три группы: «прогрессивные», «пропорциональные» и «регрессивные». 1) Прогрессивный– это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы. 2) Регрессивный налогхарактеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. 3) Пропорциональный налогзабирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
Чтобы спрогнозировать воздействие налога на доходы людей, необходимо вычислить так называемый «дискреционный доход»– ту часть чистого дохода потребителей, которая предназначена для расходов по их усмотрению и которая остается после оплаты всех обязательных расходов на удовлетворение жизненных потребностей. Это значит, что для расчета из реально получаемых семьей доходов нужно вычесть обязательные затраты на питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание, транспорт и т. д. То, что останется после вычетов (если останется), и составит дискреционный доход. Он может вырасти или уменьшиться после введения новых (или изменения ставок уже имевшихся) налогов. Это и будет показателем реального воздействия новшеств в налогообложении на население. При таком анализе пропорциональный налог может оказаться регрессивным. Чаще всего регрессивное налогообложение связано с косвенными налогами.
Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: а) расширение круга налогоплательщиков; б) увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги; в) повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.
Стремление государства увеличить поступления в бюджет понять можно, однако уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при превышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономики.
В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения: а) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или, хуже того, сокращаются; б) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения; в) если растет «теневая» экономика – скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.
Все это свидетельствует об отрицательном воздействии роста налогов на экономику: ослабляются финансовые и экономические стимулы производственной деятельности, тормозится и деформируется производство в целом. Если ставки налогов снижаются, действие экономических стимулов усиливается, растут подлежащие налогообложению доходы, поступающие в государственный бюджет.
Таким образом, существуют объективные границы отчислений налогов, которые позволяют, с одной стороны, увеличить доходы государства, с другой – заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.
Налоговая политика России:
К основным принципам налогового законодательства можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов. Налоговые льготы в новой системе должны предоставляться по следующим основным направлениям: социальная сфера, стимулирование научно-технического прогресса, защита окружающей среды.
Действующий в Российской Федерации закон об основах налоговой системы определяет не налоги, а организацию налоговой системы, понятия «налог», «сбор», «пошлина», «плательщики», «налоговые обязательства» и другие обязательства налогоплательщиков и налоговых служб, распределение налогов по бюджетам разного уровня.
Раньше в нашей стране все налоговые поступления шли в центр. И только потом они вновь распределялись по регионам через бюджет. Зарубежный опыт показывает, что наиболее рационально выделение и жесткое закрепление за администрацией каждого уровня определенных налогов с тем, чтобы средства, обеспечивающие ее деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну. В соответствии с этим к федеральным налогамотносятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. К республиканским налогам(налогам краев, областей, автономных образований) отнесены: налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход. К местным налогамотносятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели. Важно отметить, что предельная величина этих налогов ограничена законодательно.
Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры перечисленных, а также других налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время: а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги; б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов); в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т. п.) при умелом их сочетании;
г) сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должно обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства; д) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом.
Принципиально новым и важным для экономики нашей страны является введение в качестве объекта налогообложения всего дохода, полученного гражданами за весь календарный год, представленного в виде «декларации». Декларация о совокупном доходе предусматривает: 1) сообщение гражданином сведений о всех своих доходах, полученных им в течение года, произведенных расходах, связанных с получением этих доходов, а также о суммах удержанных налогов с этих доходов у источников выплат доходов или уплаченных авансом; 2) сведения о вычетах, на которые имеет право гражданин; 3) сведения о фактическом совокупном доходе за отчетный год, подлежащем налогообложению и облагаемом доходе, который предполагается получить в следующем году; 4) расчет подоходного налога, причитающегося с совокупного годового дохода, причем расчет производится как самим гражданином, так и налоговой инспекцией.
Главная обязанность налоговой инспекции – взимание налогов и других обязательных платежей в бюджет. Законом ей дано право проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, право требовать необходимые документы, изымать их в случае уклонения от уплаты налогов, проверять достоверность данных об источниках получения средств, применять к недисциплинированным налогоплательщикам финансовые санкции.
Аудит – специфическая форма финансового контроля за деятельностью предприятий, фирм, организаций в форме независимых ревизий бухгалтерской отчетности. Аудиторские проверки проводятся по желанию клиента на коммерческой основе высококвалифицированным инспектором. Аудитор – независимый эксперт – анализирует состояние бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, устанавливая соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности. По желанию клиента аудитор может не только проанализировать хозяйственную и финансовую деятельность его предприятия, но и дать консультации, рекомендации, позволяющие улучшить деятельность предприятия, повысить эффективность его работы за счет выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь, уменьшения непроизводительных расходов.
Кривая Лаффера:Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках.
Это положение можно проиллюстрировать графически:
Х – уровень налоговой ставки в процентах;