Сущность, причины возникновения и развития.
Государственное предпринимательство - деятельность государственных предприятий и организаций (на коммерческой или некоммерческой основах), выпускающих товары и оказывающих услуги, необходимые для развития национальной экономики, в режиме рыночных субъектов. Государство в условиях развитой рыночной экономики создает равные возможности для государственных и негосударственных форм предпринимательства.
Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляющих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.
Вопрос об оправданности его существования был и остается предметом острой теоретической полемики и политической борьбы. Неолиберальная (неоклассическая) экономическая доктрина, оказывающая сейчас большое влияние на экономическую политику во многих западных странах, исходит из необходимости освободить государство от несвойственных ему функций, одной из которых и считается предпринимательство. Но есть и сторонники государственного предпринимательства, которые полагают, что эта деятельность для государства вполне органична.
Государственное предпринимательство сосредоточено, как правило, в тех производствах и отраслях, функционирование которых на частной основе оказывается затруднительным или невозможным.
Государственное предпринимательство возникает по ряду причин, связанных с «провалами рынка», т.е. неспособностью (или затруднением) рынка решать те или иные хозяйственные вопросы: вследствие явлений, вызванных войной, стихийными бедствиями, кризисами; из-за разрушительной зарубежной конкуренции; нехватки капиталов и предпринимательских кадров; крайней рискованности вложений; длительных сроков окупаемости капиталов; остроты проблемы безработицы и т.д.
Существование госпредприятий в различных отраслях народного хозяйства связано с тем, что:
1) они являются естественными или неустранимыми монополиями (например: водо-, газо-, электроснабжение; железные дороги; телефонная связь);
2) есть необходимость соблюдать принцип универсальности обслуживания – обеспечения товарами и услугами всех граждан общества, по примерно одинаковой (не отражающей региональные различия) цене (телефон, почта).
Основные формы госпредпринимательства и их содержание.
Существуют 2 основных типа государственных предприятий:
1) являются юридическими лицами;
2) не являются юридическими лицами, представляют собой подразделения государственных органов и учреждений, они находятся на балансе и под непосредственным контролем ведомств и муниципалитетов.
Государственные предприятия, обладающие правом юридического лица, могут быть:
1) частного (коммерческого) права. Чаще всего представляют собой акционерные общества, где государству могут принадлежать все акции компании либо их часть.
Такие смешанные предприятия, принадлежащие на паях (пай - доля участия; денежный или материальный индивидуальный взнос в коллективную собственность) государству и частным инвесторам, наиболее близки по своим мотивам компаниям частного сектора экономики.
2) публичного права. Это наиболее распространённая форма государственного предпринимательства. Предприятия являются юридически самостоятельными, хозяйственно независимыми и создаются специальными актами законодательного органа. Их капитал не разделён на акции и целиком принадлежит государству.
Деятельность таких предприятий подотчётна парламенту, а не правительству. В тех или иных формах (через назначение директоров, фиксирование финансово-экономических норм поведения, предоставление субсидий) правительство с согласия парламента контролирует их деятельность, обычно ориентируя её не только на решение узко-коммерческих, но и реализацию общехозяйственных целей.
В США, например, государственное предпринимательство, по существу, отсутствует в подавляющем большинстве отраслей национальной экономики, хотя на долю государства приходится около 20% основного капитала, а также 40% всей земли, 42% всех электростанций, почтовое обслуживание, 300 с лишним станций телевещания и столько же - радиовещания. Это, однако, не распространяется даже на крупнейшие компании, входящие в военно-промышленный комплекс данного государства. Данные компании являются корпорациями (открытыми акционерными обществами), причем государство не принимает в них никакого участия в качестве акционера.
В странах Западной Европы государственное предпринимательство является объектом жесткого финансового и ценового регулирования. Следует отметить, что государственных предприятий советского типа, т.е. хозяйствующих субъектов, работающих по директивным планам, в странах с рыночно ориентированной экономикой, по существу, нет. Ближе всего к такой форме стоят так называемые бюджетные (ведомственные) предприятия, доля которых в различных странах с рыночно ориентированной экономикой колеблется от нуля до 1,5-2% от общего числа предприятий (исключением являются службы связи, верфи, арсеналы). Однако данные предприятия лишены и возможности делать самостоятельный бизнес, они не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности.
В большинстве стран государственные предприятия не имеют единого центра контроля, кроме Министерства финансов, и подчиняются отраслевым министерствам: Министерствам промышленности, энергетики, транспорта, связи.
В других странах (например, в Италии) существуют специальные министерства, которые осуществляют контроль над хозяйственной деятельностью таких предприятий.