Конкуренция: сущность, виды, формы конкурентной борьбы.
Конкуренция- это присутствие на рынке большого числа независимыхпокупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.А также это противоборство между производителями товаров за право получения максимальной прибыли от продажи продукции, осуществляемое через увеличение доли отдельно взятого производителя на рынке сбыта продукции.
Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателем над продавцом на современном рынке. Чтобы удовлетворить свои запросы, производители реализуют свой собственный экономический суверенитет, лишь вступив в соперничество за внимание покупателя. Однако преобладание рынка продавца над рынком покупателей оборачивается конкуренцией покупателей за внимание продавца.
Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является "невидимой рукой", которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.
Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции: 1. Функциональная конкуренция базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному; 2. Видовая конкуренция- это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению; 3. Предметнаяконкуренция- это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки; 4. Ценовая конкуренция- снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка; 5. Скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов: а) продажа личного товара по цене конкурента; б) снижение цены потребления товара; 6. Незаконные методы: а) антиреклама товаров конкурентов; б) производство товаров имитаторов (подделка).
Что же касается конкурентной борьбы, то выделяют 3 основных ее формы, а именно:
1) Традиционная борьба. Она осуществляется путем так называемой «войны» цен, скидки и прейскурантов (т.е. теневой цены), локального изменения цен, сезонной распродажи, продажи по сниженным ценам, продажа товаров более высокого качества. Эта форма конкурентной борьбы выталкивает с рынка более слабых соперников или проникает на уже освоенный рынок.
2) Борьба за качество предполагаемых на рынке товаров. Это наиболее эффективная и современная форма конкурентной борьбы. Поступление продукции более высокого качества затрудняет ответные шаги со стороны конкурентов, потому что формирование высокого качества должно пройти длительный цикл, который начинается еще с накопления информации и подбора необходимой технологии. Любая корпорация, которая стремится достигнуть успеха на рынке, проводит соответствующую маркетинговую политику, а именно ежегодные опросы потребителей с целью получения информации о качестве товаров.
3) Торговая (рыночная). Такая конкуренция осуществляется путем до- и послепродажного обслуживания. Для этого необходимо постоянное присутствие производителя в сфере обслуживания потребителей. Допродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок (сокращение сроков, ритмичность поставок). Послеподажное обслуживание включает в себя создание сервисных центров по обслуживанию продукции (поставки запчастей, ремонт).
Рассматривая конкуренцию, необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные. Положительные стороны конкуренции: 1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; 2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; 3. конкуренция стимулирует повышение качества товара; 4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); 5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; 6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; 7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); 8. конкуренция вводит новые формы управления. Отрицательные стороныконкуренции: 1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику; 2. чрезмерная эксплуатация природных ресурсов; 3. многочисленность "жертв" в виде банкротств и безработицы. Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы: a) при его производстве: *производительность труда; ·*уровень налогообложения; *внедрение научно-технических разработок; *размеры прибыли предприятия; *величина оплаты труда; б) при его потреблении: *продажная цена товара; *качество; *новизна; *послепродажное обслуживание; *уровень предпродажной подготовки.
Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования.
49. Общее понятие о моделях эк-кого роста: двух- и многофакторной модели, возможные варианты и их построения
Экономический рост относится к числу сложных и многогранных явлений. Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.
По сути, экономический рост является результатом общественного воспроизводства, который, пройдя через стадии распределения и обмена, проявляется в потреблении. Однако, при всей важности производства, экономический рост имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Следовательно, экономический рост, зародившийся в недрах производственного процесса, обретает свое настоящее содержание и сущность только в конце воспроизводственной цепочки, когда произведенный продукт становится и реализованным, и потребленным.
Из этого можно сделать вывод, что экономический рост – это процесс, который рождается на стадии производства, приобретает устойчивый характер на остальных стадиях общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного благосостояния.
В зависимости от факторов экономического роста строятся модели экономического роста. В целом можно выделить два основных типа моделей: многофакторные и двухфакторные.
Многофакторная модель предполагает воздействие на рост всех факторов экономического роста. Общее представление о взаимодействии всех этих факторов может дать кривая производственных возможностей. Она показывает, как разное сочетание факторов воздействует на количество вариантов производимой продукции. Усиление любого из факторов предложения (увеличение количества и улучшение качества ресурсов, и технический прогресс) смещает кривую производственных возможностей вправо.
В современной экономической мысли многофакторная модель активно исследуется представителями неоклассического направления. При этом утверждается, что каждый фактор производства «обеспечивает» соответствующую долю производимого продукта; стоимость продукции создается производственными факторами; экономика обладает необходимыми предпосылками для автоматического восстановления равновесия в процессе свободной конкуренции.
Двухфакторная модель включает в себя только труд и капитал - участвуют в создании валового национального продукта. Двухфакторная модель исследуется сторонниками неокейнсианского направления. Ее исходными условиями объявляются связь экономического роста с процессами накопления и наличие равенства между сбережениями и инвестициями.
Возможны два варианта построения двухфакторной модели: с учетом и без учета НТП. Если НТП отсутствует, то постепенно накопление капитала приведет к снижению конечной продуктивности и к замедлению экономического роста. В условиях использования НТП капитал и труд становятся более продуктивными – НТП вызывает рост инвестиций. Инвестиции могут по-разному воздействовать на экономический рост. Одни из них ведут к экономии затрат труда и к росту затрат в капитал. Их называют трудосберегающие. Другие инвестиции сокращают приложение капитала в большей степени, чем труда. Их называют капиталосберегающими. При равной экономии труда и капитала инвестиции называют нейтральными