Формирование и распределение доходов в рыночной экономике.

Принципы формирования и распределения доходов могут носить как экономический, так и социально-этический аспект.

В экономическом плане общим принципом формирования доходов в мире принято считать распределение по труду. Данный принцип означает соразмерное трудовому участию и затратам распределение между членами общества благ цивилизации. В качестве примера можно привести коэффициент трудового участия, используемого для распределения размера оплаты труда при бригадной форме работы. Принцип распределения доходов по труду непосредственно для рыночной экономики характеризуется исходя из максимальной производительности (продуктивности) каждого конкретного человека на своем рабочем месте. Иными словами, доход сотрудника фирмы при остальных равных условиях зависит от колебаний дохода организации от данного вида деятельности. Максимальная производительность работников зависит от качества рабочей силы и формируется под влиянием рынка труда. В экономически развитых странах стоимость высококвалифицированного труда всегда выше низкоквалифицированного. Однако в некоторых случаях, в частности при смене экономического строя, может быть изменена структура спроса на рынках труда, что соответственно приводит к дисбалансу в оплате. В данном случае на переходном этапе развития рыночных отношений должны срабатывать государственные механизмы защиты отраслей, временно не востребованных на рынке труда. Так будет сохранен запас государства в высококвалифицированных и интеллектуальных силах. Для рыночной экономики характерно также наличие доходов не только от результатов труда, но и от собственности. В экономически развитых государствах доля дохода от собственности может доходить до 15 % всего личного дохода.

Следующий принцип распределения доходов ? по должности. Данный способ наиболее характерен для России. Однако не всегда работник, занимающий высокую должность и имеющий большой доход, приносит значимую пользу для общества. И в этом случае возникает проблема распределения дохода, соответствующего уровню эффективности экономической деятельности работника.

Теоретически обсуждается также принцип распределения доходов по способностям путем распределения по труду. Способности оказывают большое влияние на качество конечного результата труда, что также может отражаться на формировании способов оплаты труда в организации.

Для социально-этического аспекта формирования доходов характерно стремление избежать значительного неравенства в доходах граждан. Данное неравенство можно уравнять при помощи общественных и благотворительных фондов государства, предоставления льгот и гарантий определенным категориям граждан.

Для рационального распределения доходов в рыночной экономике необходимо учитывать как экономический, так и социально-этический аспект. При этом, с одной стороны, будет обеспечиваться высокая мотивация к повышению эффективности труда, с другой – сохранятся стабильные отношения в обществе за счет возможности всех слоев населения обеспечить себя необходимым минимумом.

Существуют также независимые принципы формирования доходов общества (например, при помощи лотерей). Однако данный способ не может быть признан полностью справедливым, так как вероятность выигрыша и получения дохода увеличивается для человека, имеющего возможность приобретения большего количества лотерейных билетов.

Выше были рассмотрены общегосударственные принципы формирования доходов. Что касается личных доходов граждан, то их основными источниками являются:

1) трудовая деятельность человека, выполняющего работу по найму (доходом являются заработная плата, гонорар и другие виды оплаты труда);

2) ведение предпринимательской (фермерской) деятельности (прибыль);

3) доплаты, выплаты, компенсации, льготы и иные формы государственной и организационной поддержки, на которые человек имеет право в соответствии с законодательством (стипендии, пособии, пенсии и др.);

4) доход от собственности (дивиденды, проценты, доходы от аренды и др.);

5) ведение личных подсобных хозяйств (натуральный доход, отдых и др.).

Формирование и распределение доходов в условиях рынка строятся на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на предлагаемый ресурс и предложения этого ресурса на рынке.
Собственники рабочей силы, участвующие в производственной деятельности, получают доходы в зависимости от качества и количества выполненной работы. Собственники средств производства и денежного капитала получают доход в зависимости от величины собственности в денежном выражении и условий ее реализации. Эти формы доходов представляют собой прибыль и процент. Владелец земли получает доход в форме арендной платы за предоставляемую арендатору землю для соответствующего использования. В основе распределения доходов в рыночной экономике лежит распределение, диктуемое собственностью на средства производства и рабочую силу.
Формирование и распределение доходов в рыночной экономике происходит при непосредственном участии государства, которое практически во всех экономически развитых странах осуществляет государственное регулирование этими процессами. Государство берет на себя ответственность обеспечения права человека на определенный стандарт благополучия в данном обществе и социальную защиту каждого члена общества. В этом случае в обществе проводится социальная политика.

Функциональное распределение характеризует распределение между факторами производства, прежде всего между трудом и капиталом. Под доходом каждого фактора понимается доля его участия в произведенном продукте и произведенной прибыли. Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используют показатели номинального и реального дохода. Номинальный доход - это количество денег, полученное в определенный период отдельным лицом. Если из этого дохода вычесть налоги и обязательные платежи, то мы получим располагаемый доход, который будет использован на потребление и накопление. Реальный доход - это то количество товаров и услуг, которое можно купить по действующим ценам на располагаемый доход в определенный период времени.
Номинальный доход формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей, то есть различных выплат из общественных фондов потребления. К ним относятся пенсионный фонд, фонды социального страхования и социальной защиты, выплаты по безработице, выплаты пособий и пр.

Увеличение доли трудовых доходов - это основной стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности индивида. Налоговая политика тоже может стимулировать активную трудовую деятельность, если ставки налогообложения будут оптимально невысокими.
Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни отдельного индивида. Для сравнения уровня жизни отдельных групп населения используют такие показатели, как средний доход и прожиточный минимум. Неравенство в распределении доходов ведет к неравенству в уровне жизни. Проблема бедности существует не только в нашей стране, но и в других странах, поскольку неравномерность в распределении доходов порождается дифференциацией населения по квалификации и доступу к высококвалифицированной работе и рядом других причин.
Решение комплекса вопросов по социальной защите населения рассматривается в рамках реализации следующих принципов.
Во-первых, государственная социальная защита должна быть гарантирована любому гражданину страны во всех принимаемых юридических законах социально-экономической направленности. Это создает определенную стабильность положения каждого человека, если такая политика не носит разовый характер.
Во-вторых, социальная защита предполагает дифференцированный подход к различным категориям граждан. Меры по социальной защите инвалидов и здоровых трудоспособных людей не могут быть одними и теми же, они должны быть различны. Если первым необходима социальная защита и полное обеспечение, то вторым государство должно гарантировать возможность использовать свои способности в трудовой деятельности.
В-третьих, в целях своевременной реакции на изменения экономической конъюнктуры в стране необходимы меры предупреждающего характера. Особенно это относится к индексации доходов населения в периоды роста инфляции. Источниками средств социальной защиты предусматривается использование государственного бюджета, средств работодателя и других средств из благотворительных фондов.

Наши рекомендации