Распределение доходов в рыночной экономике. Проблема неравенства

Формирование и распределение доходов в условиях рынка строятся на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на предлагаемый ресурс и предложения этого ресурса на рынке.

Собственники рабочей силы, участвующие в производственной деятельности, получают доходы в зависимости от качества и количества выполненной работы. Собственники средств производства и денежного капитала получают доход в зависимости от величины собственности в денежном выражении и условий ее реализации. Эти формы доходов представляют собой прибыль и процент. Владелец земли получает доход в форме арендной платы за предоставляемую арендатору землю для соответствующего использования. В основе распределения доходов в рыночной экономике лежит распределение, диктуемое собственностью на средства производства и рабочую силу.

Формирование и распределение доходов в рыночной экономике происходит при непосредственном участии государства, которое практически во всех экономически развитых странах осуществляет государственное регулирование этими процессами. Государство берет на себя ответственность обеспечения права человека на определенный стандарт благополучия в данном обществе и социальную защиту каждого члена общества. В этом случае в обществе проводится социальная политика.

Социальная политика - это политика регулирования социально-экономических условий жизни общества, направленная на поддержание отношения справедливости в обществе, регулирование отношений между отдельными социальными группами, обеспечение условий повышения уровня жизни всех членов общества.

Все это достигается посредством совершенствования распределительных отношений производимых в обществе материальных и духовных благ.

Функциональное распределение характеризует распределение между факторами производства, прежде всего между трудом и капиталом. Под доходом каждого фактора понимается доля его участия в произведенном продукте и произведенной прибыли. Предположим, что земля является элементом капитала, и в производстве участвуют только два фактора - труд и капитал. Доходы, созданные в результате использования капитала и труда, получают конкретные люди, так как именно они являются основными поставщиками факторов производства - труда и капитала. Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используют показатели номинального и реального дохода. Номинальный доход - это количество денег, полученное в определенный период отдельным лицом. Если из этого дохода вычесть налоги и обязательные платежи, то мы получим располагаемый доход, который будет использован на потребление и накопление. Реальный доход - это то количество товаров и услуг, которое можно купить по действующим ценам на располагаемый доход в определенный период времени.

Номинальный доход формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей, то есть различных выплат из общественных фондов потребления. К ним относятся пенсионный фонд, фонды социального страхования и социальной защиты, выплаты по безработице, выплаты пособий и пр.

Трансфертные платежи - различные безвозмездные выплаты населению из общественных фондов, в частности пенсии, стипендии, различные социальные пособия.

Увеличение доли трудовых доходов - это основной стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности индивида. Налоговая политика тоже может стимулировать активную трудовую деятельность, если ставки налогообложения будут оптимально невысокими.

Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни отдельного индивида. Для сравнения уровня жизни отдельных групп населения используют такие показатели, как средний доход и прожиточный минимум. Неравенство в распределении доходов ведет к неравенству в уровне жизни. И это неравенство увеличивается особенно быстро при переходе нашей страны к рыночной экономике. В России треть населения имеет доход ниже прожиточного минимума, в том числе 10% этой категории населения получают доход в 2 раза меньше, чем прожиточный минимум. Произошло расслоение общества: разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных увеличивался и достиг 10-кратного разрыва.

Проблема бедности существует не только в нашей стране, но и в других странах, поскольку неравномерность в распределении доходов порождается дифференциацией населения по квалификации и доступу к высококвалифицированной работе и рядом других причин.

Решение комплекса вопросов по социальной защите населения рассматривается в рамках реализации следующих принципов.

Во-первых, государственная социальная защита должна быть гарантирована любому гражданину страны во всех принимаемых юридических законах социально-экономической направленности. Это создает определенную стабильность положения каждого человека, если такая политика не носит разовый характер.

Во-вторых, социальная защита предполагает дифференцированный подход к различным категориям граждан. Меры по социальной защите инвалидов и здоровых трудоспособных людей не могут быть одними и теми же, они должны быть различны. Если первым необходима социальная защита и полное обеспечение, то вторым государство должно гарантировать возможность использовать свои способности в трудовой деятельности.

В-третьих, в целях своевременной реакции на изменения экономической конъюнктуры в стране необходимы меры предупреждающего характера. Особенно это относится к индексации доходов населения в периоды роста инфляции. Источниками средств социальной защиты предусматривается использование государственного бюджета, средств работодателя и других средств из благотворительных фондов.

Наши рекомендации