Составные части и характерные особенности туристской индустрии.
Структурирование туристской отрасли проблематично. Проблематичность связана, прежде всего, с отсутствием единства в понимании границ индустрии туризма. В действующей классификации отраслей народного хозяйства туризм не имеет четкого производственного и социально- экономического статуса. Различны определения этой отрасли:
§ «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги гидов-переводчиков»;
§ производство и потребление туристских услуг;
§ межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг для туризма.
§ В дальнейшем в качестве рабочего используется последнее определение туриндустрии - как межотраслевого комплекса по производству туристских товаров и услуг.
В экономическом анализе этой отрасли наиболее важными представляются следующие структуры.
Структура форм собственности.
Она представлена федеральным, муниципальным, акционерным и частным секторами туризма.
Структура секторов туристской индустрии.
Представляя собой межотраслевой комплекс, туриндустрия производит товары и услуги на предприятиях, различающихся по доле собственно туристских услуг. Одни из них производят товары исключительно для туристов, другие - не только для туристов. Соответственно выделяются следующие секторы туриндустрии:
§ типичные тур предприятия, предоставляющие туруслуги: предприятия размещения туристов, туроператоры, турагентства, организации по регулированию развития туризма, специализированные на туризме транспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и т.д.;
§ нетипичные туристские предприятия, предоставляющие туристские продукты: сувениры, товары для отдыха, средства передвижения, литературу по туризму; осуществляющие экскурсионные услуги, организацию развлечений, кредитное обслуживание, страхование, маркетинг в сфере туризма, выдачу виз;
§ нетипичные тур предприятия, производящие нетипичные туристские продукты и услуги: спорттовары, одежду для отдыха и туризма, фототовары, косметические средства, лекарства, услуги общественного питания, парикмахерских, тренерские услуги, услуги культурно-просветительского характера, медицинские услуги.
Первая группа предприятий - это туристские предприятия первичных тур услуг. Вторая и третья - туристские предприятия вторичных тур услуг.
В действующей отечественной статистике используется другое членение секторов туриндустрии: услуги средств размещения туристов, транспортные туристские услуги, услуги туроператоров и турбюро.
Показатели использования основных фондов: методика расчета фондоотдачи, фондовооруженности, коэффициент экстенсивности и интенсивности.
Использование основных фондов представлено показателями фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности.
Фондоотдача
Эффективность использования основных фондов характеризует показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение объема выпуска продукции за год к среднегодовой полной стоимости основных фондов. На уровне же отраслей в качестве показателя продукции используется выпуск или валовая добавленная стоимость, а на уровне экономики в целом — стоимость валового внутреннего продукта.
Фондоотдача это объем выпущенной продукции деленный на среднюю сумму промышленно-производственных основных фондов по первоначальной стоимости.
Рациональное использование основных производственных фондов необходимо для увеличения производства общественного продукта и национального дохода.
Повышение уровня использования основных фондов позволяет увеличить размеры выпуска производства без дополнительных капитальных вложений и в более короткие сроки. Ускоряет темпы производства, уменьшает затраты на воспроизводство новых фондов и снижает издержки производства.
Экономическим эффектом повышения уровня использования основных фондов является рост общественной производительности труда.
Фондоотдача показывает, сколько продукции (прибыли) получает организация с каждого рубля имеющихся у нее основных фондов.
Определим способом абсолютных разниц влияние на объем продукции двух факторов, связанных с основными фондами:
§ количественный (экстенсивный) фактор — сумма основных фондов;
§ качественный (интенсивный) фактор — фондоотдача.
Фондоемкость является обратной величиной от фондоотдачи. Она характеризует, сколько основных производственных фондов приходится на 1 рубль произведенной продукции.
Фондоемкость это средняя сумма промышленно производственных основных фондов по первоначальной стоимости деленная на объем выпущенной продукции.
Снижение фондоемкости означает экономию труда.
Величина фондоемкости показывает, сколько средств нужно затратить на основные фонды, чтобы получить необходимый объем продукции.
Если использование основных фондов улучшается, то фондоотдача должна повышаться, а фондоемкость — уменьшаться.
Фондовооруженность
Фондовооруженность применяется для характеристики степень оснащенности труда работающих.
Фондовооруженность и фондоотдача связаны между собой через показатель производительности труда(Производительность труда = Выпуск продукции Среднесписочная численность работников).
Для повышения эффективности производства, важно, чтобы был обеспечен опережающий рост производства продукции по сравнению с ростом основных производственных фондов.
Коэффициент экстенсивного использования основных фондов (Кэкст) характеризует уровень использования активной части основных производственных фондов по времени
, (3.24)
где Тф – фактическое время работы машин и оборудования, ч;
Тр – режимный фонд времени работы машин и оборудования, ч.
Коэффициент интенсивного использования (Кинт) характеризует уровень использования машин и оборудования по мощности:
, (3.27)
где Пф – фактическая производительность основного технологического оборудования (ед. продукции/час);
Пв – технически обоснованная производительность машин и оборудования (ед. продукции/час).