Особенности частной собственности
Частный собственник вправе поступать со своей собственностью по своему усмотрению (продавать, дарить, завещать и т. п.) без согласования с публичными властями (государственными или муниципальными органами, их представителями). Потому иногда частная собственность рассматривается как противоположность государственной и муниципальной собственности.
Институты частной собственности по мере развития общества усложняются, но она является неотъемлемою частью рыночной экономики.
Переход права собственности на имущество из государственной (муниципальной) в частную собственность называется приватизацией. Обратный переход называется национализацией.
3) Общая собственность - собственность нескольких лиц на одно и то же имущество. В общей собственности может находиться, как неделимая вещь, так и делимая вещь, а также совокупность делимых и неделимых вещей, составляющих единое целое.
Наиболее характерен пример возникновения общей собственности при наследовании несколькими лицами имущества наследодателя. Иной характерный пример: приобретение вещи одним из супругов в браке.
Специфика правовой конструкции общей собственности заключается в том, что участники соответствующих правоотношений вступают в такие правоотношения не только с неограниченным кругом прочих лиц в отношении принадлежащего им имущества (абсолютные правоотношения), но в отношения между собой, которые определяют режим совместного владения, пользования и распоряжения имуществом (относительные правоотношения). При этом, по отношению к третьим лицам они выступают сообща.
Различают общую долевую и совместную собственность.
Общая долевая собственность представляет собой отношения по принадлежности составляющего единое целое имущества одновременно нескольким лицам с определением их долей в праве на данное имущество. Размер долей конкретных участников отношений общей долевой собственности определяется либо законом (например, при наследовании по закону), либо соглашением участников общей долевой собственности (например, договор простого товарищества). Если размер долей участников долевой собственности не может быть определен на основании закона и не установлен соглашением ее участников, доли признаются равными.
В Российском праве общая собственность диспозитивно предполагается долевой, если законом не предусмотрено иное.
Совместная собственность представляет собой отношения по принадлежности одновременно нескольким лицам составляющего единое целое имущества, в праве на которое их доли заранее не определены. Право общей совместной собственности - это право нескольких лиц сообща по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом, составляющим единое целое, без определения их долей в праве на него. Особенностью отношений совместной собственности является лично-доверительный характер взаимоотношений участников, делающий их юридически незаменимыми. Наиболее типичным представлением совместной собственности является совместная собственность супругов.
4) Госуда́рственнаясо́бственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.
Государственная собственность была очень высоко развита в СССР , так как являлась важной частью командно-административной экономики. Право государственной собственности закреплено в ст. 214 ГК РФ.
5) Муниципальная собственность — это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.
Распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции
Стабилизационная политика
(Резкие изменения совокупного спроса и предложения — шоки — приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д. Шоки предложения могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве и, например, связанным с этим значительным ростом затрат на охрану окружающей среды и т.д.
С помощью модели AD—AS можно оценить воздействие шоков на экономику, а также последствия стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний, вызванных шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.)
Переходные процессы в экономике сопровождаются обычно спадом производства, безработицей, дестабилизацией экономики, что выражается в дисбалансе совокупного спроса ипредложения, высокой инфляции, значительном дефиците госбюджета, неустойчивом валютном курсе и других негативных моментах. Восстановительные процессы в экономике и создание условийдля долгосрочного экономического роста в условиях рыночной системы связывают обычно со стабилизационной и структурной политикой государства. Но в переходных экономиках данные направления экономической политики имеют специфику по сравнению с развитыми рыночными системами.
Специфика проявляется в том, что в странах с переходной экономикой стабилизационная политика трактуется более широко: как стабилизация выпуска, цен, снижение бюджетного дефицита, поддержание устойчивого платежного баланса, валютного курса. В условиях переходной экономики структурные реформы становятся частью программ стабилизации, хотя и здесь стабилизация подразумевает, прежде всего, достижение полной занятости ресурсов, т.е. восстановление потенциала экономики. Объективной основой такой трактовки служит тот факт, чтостабилизация экономики осуществляется на фоне либерализации условий хозяйствования, создания рыночной инфраструктуры при параллельном формированииновой структуры отношений собственности. Переплетаются два процесса: среднесрочная стабилизация основных параметров функционирования экономикии долгосрочный процесс формирования нового социально экономического порядка.
Обычно выделяют два главных варианта стабилизационной политики: ортодоксальную и гетеродоксальную или их комбинации. Ортодоксальнаяпрограмм ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов — либерализацию цен при ограничениях роста заработной платы, либерализацию практически вен сфер хозяйственной деятельности, включая внешне экономическую, что создает особенно жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий. Действия государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета (что связывается с ограничениями государственных расходов) и сдерживания темпов прироста денежной массы как средства борьбы с инфляцией. При высокой инфляции предусматривается установление фиксированного обменного курса. Предполагается, что рынок сам восстанавливает макроэкономическое равновесие, а проведение рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жесткие монетарные меры позволяют снять излишек совокупного спроса и снизить уровень инфляции. Считается, что ортодоксальная программа более успешно осуществляется методом «шоковой терапии».
В отличие от ортодоксальной гетеродоксальная(смешанная)программа стабилизации и борьбы с инфляцией рассматривает последнюю не только как порождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит, предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственной жи з ни сопровождается активной регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для народного хозяйства в целом (в том числе и в плане снижения издержек) либо особую социальную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт, коммунальные услуги, некоторые продовольственные и промышленные товары). Государство оставляет за собой также внешне экономический и валютный контроль. Участвуя в формировании рыночной инфраструктуры, государство одновременно поддерживает особо важные отрасли экономики, как через прямые субсидии, так и косвенно с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксальная стабилизационная политика также предполагает возможность временного ограничения роста доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого роста цен. Борьба с дефицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а инфляционное давление дефицита на экономику преодолевается постепенным переходом от монетизации дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к долговому финансированию (с помощью выпуска государственных ценных бумаг). Разумная политика управления государственным долгом предполагает, что формирование рынка государственных ценных бумаг не блокирует рост инвестиций частного сектора через резкое повышение процентных ставок и доходности государственных облигаций. В процессе координации фискальной и денежной политики решается сложная задача сдерживания инфляции и роста дефицита бюджета на фоне создания в формирующейся рыночной экономике финансового рынка (включающего как денежный, так и фондовый рынки, т.е. банковскую систему и рынки ценных бумаг).
Постепенная либерализация в рамках данного типа политики не приводит к резкому всплеску инфляции, а значит, не требует ответных жестких ограничений со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и меры по преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление макроэкономического равновесия в этих условиях создает возможности для будущего роста экономики.
Таким образом, специфика стабилизационной политики в рамках переходногопериода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни формированием собственных основ рыночной экономики, т.е. одновременно с переходом экономической системы в новое качественное состояние. Это, несомненно, усложняет задачи государства по проведению программ стабилизации.
Содержание и основные формы предпринимательства
1)Частное предпринимательство — форма предпринимательства, основанная на частной собственности и осуществляемая частными лицами с целью извлечения дохода и приумножения собственности. Оно является наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности и имеет многовековую историю.
Характерный признак частного предпринимательства — его социально- экономическая неоднородность. Частное предпринимательство может реализовываться на базе личного труда предпринимателя и членов его семьи, а может — посредством применения наемного труда. И если в первом случае уместно говорить о трудовой природе предпринимательской деятельности, то во втором случае ее следует определять как капиталистическую. Различна и экономическая мотивация
этих разновидностей частного предпринимательства: для мелкотоварного предпринимательства — это получение дохода, а для капиталистического — прибыли.
Поскольку движимое частной инициативой частное предпринимательство нацелено на реализацию частного интереса, то содержательным моментом этой формы предпринимательства является стремление ее субъектов к улучшению своего хозяйственного положения за счет вытеснения конкурентов. Поэтому характер взаимодействия участников частного предпринимательства имеет антагонистическую природу, а преследуемые ими интересы часто противопоставляются общественным.
По способу организации частное предпринимательство может иметь индивидуальную, групповую и корпоративную формы.
2)Коллективное предпринимательство — форма предпринимательства, при которой источником предпринимательских правомочий является трудовое участие, а работники оказывают решающее влияние на принятие решений. Именно этот признак отличает коллективное предпринимательство от частного, реализуемого в групповой форме.
Действуя на основе общих принципов предпринимательства, данная форма обладает существенными особенностями. Во-первых, отсутствует деление работников на участников предпринимательского процесса и тех, кто устранен из него.Во-вторых, определяющий фактором распределения результатов предпринимательской деятельности является не собственность, а трудовой вклад. В-третьих, сохраняя кооперативную форму труда, коллективное предпринимательство исключает эксплуатацию.
Хотя получение дохода остается одним из мотивационных признаков коллективной формы предпринимательства, важнейшее значение для данной формы имеет сохранение хозяйственной устойчивости производственной единицы условия обеспечения занятости работников. Укрепление ее конкурентоспособности связано с действием двух определяющих факторов. Во-первых, это демократизация предпринимательского процесса через вовлечение в него всех работников, что способствует повышению результативности предпринимательской функции. Во-вторых, это изменение структуры издержек, не включающей плату за предпринимательский ресурс, поскольку реализация предпринимательской функции в условиях коллективной формы является частью общей трудовой деятельности членов коллектива. Благодаря этому данная форма приобретает конкурентное преимущество по издержкам.
Между тем, действуя в рыночной среде, коллективное предпринимательство не может игнорировать те критерии, которые определяют жизнеспособность субъектов предпринимательства, например уровень рентабельности. Это обусловливает внутреннюю противоречивость и ослабляет возможности данной формы предпринимательства. Учитывая это обстоятельство, а также ту социальную роль, которую она играет, многие страны осуществляют программы поддержки коллективного предпринимательства.
К формам реализации коллективного предпринимательства в настоящее время относятся производственный кооператив и коллективное предприятие.
3)Государственное предпринимательство — форма предпринимательства, при которой принятие стратегических решений в отношении целей предпринимательской деятельности и контроль за ней осуществляются государственными органами.
В настоящее время можно обнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя. Сферой государственного участия всегда были производства с высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); со значительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика, научные исследования) и производства, представляющие большую общественную значимость (общественные блага) и т.д.
Обычно необходимость вмешательства государства в экономику связывается с недостатками рыночного механизма. Однако, такое толкование, во-первых, не объясняет того, почему государственное вмешательство в экономику не ограничивается регулированием посредством экономических инструментов — налогов и субсидий; во-вторых, не дает ответа, почему госпредпринимательство выходит далеко за рамки сферы предоставления общественных благ; в третьих, не раскрывает мотивации государственного предпринимательства. Наконец, такое объяснение, выводя госпредпринимательство из сферы рыночных отношений, лишает его предпринимательской содержательности.
В действительности причины возникновения и развития государственного предпринимательства глубже и связаны с ростом обобществления производства, выражающегося в усилении взаимозависимости различных звеньев общественного производства и взаимообусловленности результатов их деятельности.
Связанное с непосредственной хозяйственной деятельностью госпредпринимательство, в отличие от госрегулирования, является микроэкономическим способом достижения макроэкономических целей и выступает в качестве инструмента повышения конкуренотоспособности национальной экономики. Поэтому основные его функции связаны с развитием отраслевой структуры экономики, рационализацией распределения ресурсов и поддержанием конкурентности рынков. Целью же госпредпринимательства является максимизация общего благосостояния и рост эффективности общественного производства.
Государственное предпринимательство реализуется через государственные предприятия и предприятия с разной степенью государственного участия, а также в форме аренды госпредприятий. Хотя внешне деятельность таких предприятий мало чем отличается от частных предприятий, в действительности они обладают некоторыми принципиальными особенностями. Прежде всего это касается целей и критериев эффективности их деятельности. Так, показатель рентабельности неможет служить универсальным критерием эффективности для госпредприятий,поскольку итоги их деятельности часто формируются под влиянием проводимой государством политики и не являются прямым свидетельством низкой эффективности работы.
Отличительной особенностью госпредпринимательства является то, что оно способно модифицировать механизм рыночного взаимодействия путем установление потолков цен, выделения субсидий или предоставления привилегий и т.д., что объективно ставит вопрос о целесообразных масштабах его присутствия в экономике. Они зависят от специфики национальной экономики и стоящих перед ней задач, а также от характера проводимой экономической политики. Как показывает опыт, государственное предпринимательство допустимо в той мере, в какой оно способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики и тем самым росту ее эффективности и общего благосостояния.