Вопрос 44. Деньги и их роль в экономике
Деньги - это особый товар, который выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, благодаря чему в нем выражается стоимость всех других товаров и устанавливаются экономические отношения между субъектами хозяйственной деятельности.
Роль любой экономической категории в экономике определяется теми функциями, которые выполняет эта категория. Соответственно, роль современных денег определяется теми функциями, которые они выполняют.
К. Марксом наиболее четко и определенно сущность денег выражена в пяти функциях: мера стоимости, средство накопления (тезаврации), средство обращения, средство платежа и мировых денег.
1. Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов.
2. Средство платежа. Деньги выступают как средство платежа. Эта функция денег проявляется, прежде всего, в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит.
3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения обслуживания товарооборота. Во-первых, и прежде всего деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг.
4. Средство накопления. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства.
5. Мировые деньги. это деньги в системе международных экономических отношений.
Вместе с тем, роль денег определяется и экономико-политическим строем общества, изменения в котором приводят и к изменениям роли денег. Понятно, что роль денег определяется тем результатом, который достигается с их помощью в экономическом и социальном развитии общества. Из того, что деньги используются в деятельности хозяйствующих субъектов, в развитии и повышении эффективности производства, в экономном использовании ресурсов, в росте материальной заинтересованности людей как субъектов экономических отношений следует, что деньги играют важную роль в повышении роли государства в экономической и социальной жизни общества.
Вопрос 45. Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени
Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. В первом случае рост достигается путём увеличения экстенсивных факторов роста. Во втором — за счёт интенсивных факторов роста. С развитием и освоением современных достижений науки и техники интенсивные факторы роста становятся преобладающими. В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие.
В современной теории роста обычно выделяют четыре типа экономического роста: равномерныйрост стран-лидеров (наблюдается в США, Европе), чудеса роста (Япония, Южная Корея, Гонконг), трагедии роста (некоторые страны Центральной Африки) и отсутствие экономического роста (например, Зимбабве). В России с 2000 по 2008 год наблюдался относительно равномерный рост экономики.
Факторы, влияющие на экономический рост:
· количество и качество трудовых ресурсов
· эффективность основного капитала
· количество и качество природных ресурсов
· эффективность управления
· эффективность технологий
Стабильный рост возможен за счет роста производительности труда, включая инновации, за счет стабильных инвестиций и снижения реальных затрат (издержек) на уровне отдельных фирм (эквивалентное понятие — роста общей производительности факторов) и в целом в экономике. Такие факторы, как технический прогресс, накопление физического и человеческого капитала, создание инфраструктуры и экономических институтов, в долгосрочной перспективе способствуют экономическому росту через повышение производительности труда, производительности человеческого капитала, модернизацию физического капитала и снижение издержек.
Вопрос 46. Государственное регулирование экономического роста
Экономический рост сам по себе не решает социально-экономических проблем общества, которые в большинстве своем являются проблемами не производства, а распределения. Решение проблем экономического развития не может быть самостоятельно обеспечено работой рыночного механизма, а предполагает активность государства. Существуют различные точки зрения на вопрос о роли государства в регулировании экономического роста.
1.Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с позиции факторов спроса и утверждают, что с помощью фискальной и кредитно-денежной политики государство может его регулировать. Темпы прироста национального дохода зависят от нормы накопления и эффективности инвестиций. Государство может регулировать экономический рост, стимулируя расширение капиталовложений на основе низких процентных ставок, и ограничивая - путем их повышения.
2.Сторонники теории экономики предложения считают, что экономический рост связан в первую очередь с факторами предложения, которое должно регулироваться определенной системой налогообложения. В данном случае упор делается на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы и можно выделить три направления воздействия государства на экономический рост:
· стимулирование НТП и развитие научных исследований;
· увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;
· глубокая перестройка налоговой системы.
Одним из направлений государственного регулирования экономического роста является поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого и косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. «Государственные расходы на инфраструктуру: строительство дорог, портов, электростанций - прямо способствует ускорению товаропотоков и соответственно экономическому росту». В том числе большое значение придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.
Государство может взять на себя решение тех проблем, которые не решаются рыночным механизмом. Это увеличение расходов на фундаментальные исследования и разработки и стимулирование НТП, ликвидация дефицита бюджета, антиинфляционное регулирование, продуманная социальная политика.
Антицикличное регулирование предполагает стимулирование спроса на ресурсы, потребительские товары и ценные бумаги, чтобы привести его в соответствие с предложением и тем самым уравновесить рынки, избежать спадов, придать экономическому росту большую устойчивость.