Инструменты рынка – товар и деньги: обусловленность возникновения, роль в современной экономике

Соответственно двум организационно-экономическим структурам произ-водства выделяют две экономические формы продукта:
• продукт (в натуральном хозяйстве);
• товар.
Всякий продукт имеет полезность, благодаря которой удовлетворяет те или иные потребности людей: физические или моральные — потребности в еде, одежде, обуви, интеллектуальные потребности и т.

д. Это основное свойство продукта, обусловливающее необходимость в нем.

В натуральном хозяйстве, как правило, человек производит те продукты, которые необходимы ему как факторы жизнедеятельности — продукты питания или продукты, необходимые для защиты, производственных целей и пр.

В товарном хозяйстве продукт производится не для собственного потребления, а для других, поступает в потребление не непосредственно, а через обмен, становясь при этом товаром.

Товар — это продукт труда, произведенный для продажи.
В отличие от продуктов натурального производства он обладает двумя свойствами: полезностью и способностью обмениваться на другие полезности, или стоимостью (рис. 3.2).
ТОВАР
полезность стоимость
Рис. 3.2. Свойства товара

Наряду с товарными, важную роль в современных экономических системах играют специфические "нетоварные" продукты, к которым, по мнению А. Маршалла1, относятся: дороги и каналы, здания и парки, предприятия газоснабжения и водопроводные сооружения и др. Как правило, это коллективные, неделимые блага, не поступающие в продажу на рынок. Средства на создание таких благ государство собирает преимущественно в виде налогов.

Еще один вид благ — квазиобщественные или квазигосударственные про-дукты2. К ним относятся: библиотеки, музеи, полицейская служба и т. д. Их особенностью является то, что индивидуальные собственники не берут на себя весь объем производства таких благ, хотя частично они и могут оплачиваться ими (например, билет в музей). Эту задачу выполняет государство с целью недо-пущения недостатка общественно-полезных продуктов.
Современные экономические системы ориентированы на удовлетворение разнообразных потребительских предпочтений в "товарных" и "нетоварных" продуктах и услугах как на платной, так и частично оплачиваемой или бесплатной основе. В экономической науке сложились два различных подхода к основаниям обмениваемости товаров на рынке: трудовая теория стоимости и теория полезности.

Первое направление — трудовая теория стоимости.

Его представители — классики политической экономии В.Петти, А. Смит, Д. Рикардо — обосновали, что основой стоимости товаров является труд, затраченный на производство товаров.
К. Маркс углубил исследование анализом двойственного характера труда, воплощенного в товаре. При этом выявил, что труд, создающий товар, имеет двойственный характер. С одной стороны, это труд в определенной, целесообразной форме, направленный на создание определенных полезностей (потребительных стоимостей — стола, стула и т. д.). Получил название конкретного труда. С другой — это труд вообще, безотносительно к конкретной форме, представленный как затрата физиологической энергии человека — энергии мышц, мускулов, нервов, мозга. Получил название абстрактного труда. К. Маркс доказал, что именно абстрактный труд в силу своей качественной однородности, выступающей основой его количественной соизмеримости, является основой стоимости товара.

Исследование количественной компоненты стоимости привело к выводу о том, что стоимость товара определяется не индивидуальными, а общественно-необходимыми затратами труда (ОНЗТ) на производство товара или общест-венно-необходимым рабочим временем. Общественно-необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства (т.е. условиях, при которых производится основная часть продукции данного вида) и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Такой подход, ориентирующий на общественно нормальные, или господ-ствующие, условия производства, очень важен. Поскольку реальные условия производства весьма многообразны при ориентации на индивидуальные затраты труда, непременно, выиграют "худшие" производители, чьи индивидуальные затраты больше общественно необходимых. Это означает стимулирование менее способных и предприимчивых и более ленивых производителей. Однако подобная ориентация не отвечает интересам общества, которое, как минимум, должно "полагаться" на имеющиеся технические достижения, используемые большинством производителей, а также тех, кто развивает технический прогресс, использует более совершенные методы организации труда. Это важный фактор прогрессивного развития.

В процессе обмена происходит "приравнивание труда", затраченного на производство различных полезностей. При этом ориентация на эквивалентность приводит к формированию определенной количественной пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Это меновая стоимость товара.

Меновая стоимость — это форма стоимости, представляющая конкрет-ные вариации обмена полезности одного рода на полезности другого рода. Она может изменяться в зависимости от места и времени при неизменности ее внутренней, стоимостной субстанции.

Научные исследования, привели к выводу, что основным законом товарного производства является закон СТОИМОСТИ, определяющий основу и механизмы формирования и реализации стоимости товара. При этом можно выделить три важнейшие аспекта:
1) основой стоимости товара является труд, затраченный на производство товара;
2) количественная компонента стоимости определяется не индивидуальными, а общественно-необходимыми затратами труда или общественно-необходимым рабочим временем;
3) ОНЗТ выступают основой соизмеримости, определяющей пропорции обмена товаров на рынке.

Развитое товарное производство, свободная конкуренция, отсутствие механизмов монополии и государственного вмешательства в экономику — идеальная среда действия закона стоимости.

При этом он определяет и регулирует важнейшие параметры рыночной системы — формирование товарной стоимости, пропорции обмена товаров на рынке.

Второе направление — неоклассическая теория ценности. Его представи-тели — Карл Менгер, дйген Бем-Баверк, Фридрих фон Визер — считали, что ценность товаров определяется их полезностью.
Они выдвинули теорию полезности, согласно которой ценность товаров определяется не затратами труда на производство товаров, а их полезностью, считая, что самые различные материальные и духовные блага ценятся людьми не потому, что на них затрачен труд, а потому, что они обладают полезностью. При этом производство товара может потребовать незначительных затрат труда, однако его полезность может оказаться весьма высокой. Она и определит ценность товара.

Классический пример — "парадокс Смита", ориентированный на разрешение дилеммы почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза для удовлетворения жизненных потребностей намного меньше, стоит так дорого.

Неоклассическая теория данный феномен полезности объясняет редкостью. Вода имеется в изобилии, и, следовательно, цена на нее низка. Наоборот, бриллианты встречаются редко, требуют больших затрат на добычу, гранение, шлифовку. Их запас ограничен, цена высока.

С динамизмом представлений, формированием рационалистических воззрений теория полезности трансформируется в теорию предельной полезности. При этом под предельной полезностью понимается наименьшая потребность, от которой пользователь продукции прежде всего готов отказаться при невозможности удовлетворения полного круга потребностей. В качестве аргументации выдвинутой позиции один из виднейших представителей австрийской школы Э. Бем-Баверк приводит пример .о старике-отшельнике, живущем в лесу, имеющем пять мешков зерна, которые он использует для удовлетворения своих потребностей. Полезность мешков располагается в убывающем порядке:

1-й мешок — для себя, с целью удовлетворения самой насущной потребности — в питании;

2-й мешок — для улучшения питания;

3-й мешок — для откорма до-машних птиц;

4-й мешок — для изготовления пива;

5-й мешок — для забавы — кормления попугаев.

Лишившись одного мешка, отшельник откажется от кормления попугаев. При возможном последующем сокращении — от других с учетом убывания полезности продукта в кругу удовлетворяемых потребностей.
Сторонники теории сделали вывод, что величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной полезности, которая занимает последнее место в ряду удовлетворяемых потребностей.

И тот, и другой подходы определения ценности продукта имеют место и являются достаточно обоснованными. Вместе с тем первый подход представляется более оправданным в условиях массового производства продукции, ориентации на низкодоходные группы потребителей или в условиях "платежного дефицита", когда за необходимые товары потребители могут заплатить минимально возможную цену. Второй — в большей мере отвечает условиям индивидуализированного производства, ориентированного на высокодоходных потребителей, видящих главную цель в полезности, особых потребительских свойствах товаров, за которые готовы дорого заплатить, вместе с тем имеет место и в условиях "товарного дефицита", когда за желаемые товары, которые достаточно трудно купить, потребители готовы заплатить высокую цену.

В условиях огромного многообразия потребностей важно создание не просто разнообразных, но и взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, информированность потребителей об их качественных и ценовых характеристиках, уровне взаимозаменяемости или взаимодополняемости. Необходимо обеспечение их надлежащего качества. Исторический процесс развития товарного производства на определенном этапе привел к возникновению денег.

Можно выделить четыре этапа исторического процесса развития обмена и форм стоимости, приведших к возникновению денег.
1. На раннем этапе развития товарного производства обмен носил слу-чайный характер. При этом излишки продуктов, появившиеся у одной общины (например, х товара А), при случайной встрече общин могли быть обменяны на излишки продуктов, оказавшиеся у другой общины (например, у товара В). Имела место простая, или случайная, форма стоимости, имеющая вид:
хА = уВ.


2. С развитием общественного разделения труда, специализацией производителей в определенном направлении производство "излишков продукта" превращается из случайного в регулярное явление. Специализированное производство обеспечивает возможности для производства большего количества товаров, чем это необходимо для собственного потребления, в результате "излишки" систематически производятся и систематически посту-пают в обмен. При этом собственник "излишнего" товара (например, х товара А) в обмен на произведенную им ищет нужную ему полезность в массе других товаров (например, у товара В, или z товара С, или др.). Часто об мен носил многоступенчатый характер, прежде чем его участники находили нужные им товары. Это полная, или развернутая, форма стоимости.


Инструменты рынка – товар и деньги: обусловленность возникновения, роль в современной экономике - student2.ru


3. Дальнейшее развитие общественного разделения труда приводит к выделению в регионах наиболее распространенных, специфических для данной местности товаров (например, хА), на которые можно было обменять все остальные товары и которые являлись основой для обмена их на нужные товары {у товара В, или г товара С, или др.). Появляется так называемая всеобщая форма стоимости.


Инструменты рынка – товар и деньги: обусловленность возникновения, роль в современной экономике - student2.ru


4. В ходе дальнейшего развития общественного прогресса из товарного мира выделяется особый, специфический товар, для всего товарного мира выполняющий роль всеобщего эквивалента1. В силу своих специфических свойств: сохраняемости, делимости, портативности, высокой- стоимости при малом весе в качестве такого товара выступили золото и серебро. Закрепление за ними роли всеобщего эквивалента сделало их деньгами.
Явившаяся результатом общественного развития денежная форма стоимости адекватна всеобщей форме стоимости при условии, что товар хА — золото и серебро.


Инструменты рынка – товар и деньги: обусловленность возникновения, роль в современной экономике - student2.ru

Как следует из изложенного, деньги — это товар, выполняющий роль все-общего эквивалента.
Данное определение, с одной стороны, показывает, что деньги — это товар, как и всякий товар, "имеющий стоимость и полезность.

С другой стороны, деньги — это не обычный, а специфический товар, отличающийся от всех остальных товаров тем, что они выполняет особую, специфическую роль, роль всеобщего эквивалента.
В результате появления денег товарный мир разделился на два полюса:
1) на одном выступают все товары;
2) на другом — деньги, выполняющие особую, специфическую роль — всеобщего эквивалента.

Возникновение денег привело к выражению стоимости всех товаров в де-нежной форме. Появилось понятие "цена '• товара" — т. е. денежное выражение его стоимости.
Традиционно выделяют следующие пять функций денег:
• мера стоимости;
• средство обращения;
• средство накопления и образования сокровищ;
• средство платежа;
• мировые деньги.

В качестве меры стоимости деньги выражают стоимость всех остальных товаров, что предопределено выполнением ими особой роли — всеобщего эквивалента.

В функции средства обращения выступают посредником в товарном обращении (Т—Д—Т). При этом роль их мимолетна. Полученные от продажи деньги расходуются на приобретение новых товаров и т. д.
Мимолетная роль денег в сфере обращения обусловила замену в ходе общественного развития полноценных (золотых) денег на их заменители — вначале монеты, потом бумажные деньги.

Это связано с тем, что в сфере обращения от постоянного движения золотые слитки изнашивались. В результате их стоимость переставала совпадать со стоимостью, на них обозначенной, что являлось причиной "ухода" золота из сферы обращения. Поэтому и возникла необходимость заменителей, которые в обращении выступают как представители полноценных денег, с обозначенной на них номинальной величиной.

Функция средства накопления связана со сбережением и накоплением денег для их последующего использования в производственном процессе. При выполнении этой функции возможны как полноценные деньги, так и их заменители; образование сокровищ осуществляется с помощью полноценных денег.
При выполнении функции средства платежа денежные представители выступают в роли кредитных денег, выплачиваемых, например, в форме заработной платы работникам лишь после использования их рабочей силы на предприятии.

Функцию мировых денег в условиях золотого монометаллизма или Золотого стандарта выполняли полноценные деньги (в современных условиях их заменители — доллары, евро).
1 Эквивалент — нечто равноценное другому, вполне заменяющее его, всеобщий — отно-сящийся ко всем, распространяющийся на все, всех // Ожегов С. И. Словарь русского языка. С. 108, 903.
Золотой стандарт — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото, а в обращении функционируют золотые монеты или денежные знаки, разменные на золото. Система золотого монометаллизма была установлена в Великобритании еще в конце XVIII в., но широкое распространение в мире получила лишь в последней четверти XIX в.: в Германии в 1871-1873 гг., во Франции — в 1878 г., в США — в 1873 г., в Японии — в 1997 г., в России окончательно сложилась после денежной реформы 1895—1897 гг. С 15 августа 1971 г. такой обмен официально прекращен // ЭЭПЭ. Т. 1. М., 1972. С. 527.

В 30-е гг. XX вв. происходит кризис, в 70-е — крах Золотого стандарта, при этом прекращается обмен бумажных денег на золото. На смену полноценным приходят бумажные деньги и валюта.
С учетом происходящих трансформаций некоторые исследователи пред-принимают попытки пересмотра выполняемых деньгами функций. Вслед за Кэмпбеллом Р. Макконнеллом и Стенли Л. Брю1 в ряде современных учебников выделяются три функции денег:
• средство обращения;
• мера стоимости;
• средство сбережения (или накопления богатства).

Наряду с этим отдельные авторы представляют и другие интерпретации количественно ограниченных трех функций денег. Между тем недоучитывают, что при более обстоятельном изучении очевидно, что авторы "Экономикса" дополнительно ориентируют на такую функцию, как средство платежа. Поэтому возникает необходимость количественной коррекции с трех на четыре функции денег, выполняемые ими во внутристрановом обороте:
1) меры стоимости;
2) средства обращения;
3) средства накопления (сбережения), при этом исключается возможность
4) выступления их в качестве сокровищ;
5) средства платежа.

На межнациональном уровне сохраняется функция мировых денег.
Очевидно, что практически изменяются не функции денег, а средства, с помощью которых эти функции реализуются.
С крахом Золотого стандарта, использованием "заменителей" возрастает необходимость государственного контроля за выпущенными в обращение денежными знаками. Как правило, развитие рыночных отношений активизирует фальшивомонетничество, поэтому возникает необходимость принятия специальных правовых норм по их предотвращению.

В настоящее время к деньгам относятся разнообразные долговые обязательства, имеющие разную степень ликвидности.
Под ликвидностъю понимается способность долгового обязательства:
1) быть обменянным на товары и услуги;
2) быть обращенными в наличные деньги.
В зависимости от степени ликвидности денежная масса подразделяется на различные денежные агрегаты.
1 См.: Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. М., 1992: Т. 1. С. 264-265.

Денежные агрегаты — это группы современных денежных средств, которые объединяют разные долговые обязательства в зависимости от степени и характера их ликвидности.
В конкретных странах денежная масса подразделяется на различные виды агрегатов в зависимости от уровня развития кредитных отношений и денежного рынка. Наиболее распространенными являются следующие денежные агрегаты: М0, Mv
м2,м3.

М0 — сумма наличных денежных средств за пределами банковской системы (сумма денег в обращении);

M1 — деньги за пределами банков (М0) плюс бессрочные депозиты, кроме депозитов органов государственной власти.

В M1 входят:
1) металлические и бумажные деньги, находящиеся в обращении;
2) бессрочные депозиты, т. е. денежные вклады, находящиеся в банках и сберегательных учреждениях, кроме депозитов органов государственной вла-сти.
Таким образом, М1 = наличные деньги + бессрочные депозиты.
M1 - наиболее распространенный денежный агрегат.
К нему не относятся кредитные карточки, которые не являются деньгами, но дают возможность экономии наличных денег.
М2 = M1 + срочные сберегательные вклады, а также депозиты в иностран-ной валюте резидентов, кроме органов государственной власти.

В М2 входят:
1) металлические и бумажные деньги, находящиеся в обращении;
2) бессрочные депозиты, т. е. денежные вклады, находящиеся в банках и сберегательных учреждениях, кроме депозитов органов государственной вла-сти;
3) срочные сберегательные вклады;
4) депозиты в иностранной валюте резидентов, кроме органов государственной власти.
М3 — наиболее крупный денежный агрегат. Включает М2 + крупные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с обратным выкупом, государственные (казначейские) облигации, коммерческие бумаги и пр.

Статистические данные показывают следующее соотношение между наличными и безналичными деньгами в России и в США (см. табл. 3.1).|
Таблица 3.11 Структура денежных средств в России и в США


Наши рекомендации