Вопрос 4 Генезис рыночных отношений
Рынок - механизм отношений между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг.
Рынок- это форма общения равноправных лиц, физ и юр: производителей (собственников) и потребителей (пользователей) част эк благ, включая рес-ы, а также посредников между ними. Рез-том такого общения являются договора (добровольные сделки) взаимной передачи имущ прав на частные блага на приемлемых для всех сторон условиях по цене, качеству, количеству и другим параметрам. При этом происходит добровольное отчуждение полное или частичное - своей собственности и присвоение чужой. Сл-но, рынок означает добровольную взаимную передачу прав собственности субъектами, которые могут выбирать партнеров по сделке и ее условия.
Сделки могут быть двусторонними или многосторонними. В случае многосторонних сделок часто возникает проблема ответственности за принятые решения. Поэтому наиболее массовыми являются двусторонние сделки.
В ходе заключения сделок происходят своеобразный учет и общественная оценка благ, поступающих в оборот. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Цены благ, точнее, их соотношения по разным благам, передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства, эффективному использованию ограниченных ресурсов, их наилучшему размещению среди пользователей.
Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встречаются отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.
Начало рынку положил натуральный обмен - бартер. Бартер, в том числе и обмен услугами, широко практикуется и в развитых странах. При всех его недостатках по части соблюдения количественных пропорций обмена неоспоримое преимущество бартера для самих участников заключается в избежании налогов или хотя бы их части. В Японии широко применяется особая форма бартера: продажа готовой продукции поставщику сырья для ее производства. В отечественной хозяйственной практике нечто похожее именуется производством из давальческого сырья. В России к 2000 г. по опросам предпринимателей доля бартера доходила до 40-50%.
Показатель доли результатов, продаваемых на сторону, а не используемых, далее в хозяйстве, где они были произведены, называется уровнем товарности. Этот показатель сохраняет значимость и в наше время. Чем меньше размеры хозяйства, тем выше уровень товарности, и наоборот. Тем не менее он практически никогда не достигает 100%. Та же закономерность прослеживается и на уровне страны: чем она больше, тем меньше уровень ее «товарности», измеряемой отношением внешнеторгового оборота к общему объему производства.
Вопрос 5 Эк природа фирмы. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Предпринимательство — это инициативная, инновационная деятельность экономических субъектов, принимающих на себя риск, направленная на получение прибыли.
Предпринимательство как процесс осуществления производственно-коммерческой деятельности включает:
· процесс создания нового, обладающего ценностью;
· процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;
· процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.
Необходимо также учитывать правовое поле, в рамках которого осуществляется предпринимательская деятельность. Правовая сторона определяет следующие отличительные признаки предпринимательства:
1) осуществление предпринимательской деятельности (продажа, выполнение работ, извлечение дохода от использования имущества);
2) наличие целевой направленности, т.е. получения прибыли (в этом и состоит отличие данной деятельности от любой хозяйственной);
3) системность, т.е. систематичность в осуществлении указанной деятельности;
4) самостоятельность, т.е. предприниматель не подчинен кому-либо в административном отношении, вмешательство со стороны государства допустимо лишь в установленных законом пределах;
5) риск и ответственность всем наличным имуществом.
Эк содержание понятия предпринимательства заключается в том, что предпринимательская деятельность представляет собой производство продукции и услуг, т.е. осуществление любой деятельности. С научной точки зрения предпринимательством является осуществление не репродуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятельности, которая состоит в освоении новых рынков, новых финансовых и материальных ресурсов. В целом предпринимательство может включать два типа экономической деятельности: продуктивную (творческую, поисковую) и репродуктивную (рутинную, шаблонную).
Правовое содержание понятия предпринимательства состоит в осуществлении на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законном порядке. Именно понимание экономической сущности тех или иных экономических явлений, процессов дает возможность безошибочно устанавливать юридические права и обязанности в хозяйственной сфере
Многообразие организационно-правовых форм предпринимательства, регламентированных российским законодательством представлено на рисунке 6. Так формы предпринимательства можно классифицировать по уровню ответственности по своим обязательствам. Так, ответственность индивидуального предпринимателя является неограниченной. Напротив, ответственность участника хозяйственного товарищества ограничена размером его вклада в уставной капитал товарищества, участник хозяйственного общества несет ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенного им вклада, а акционер несет риск убытков в пределах стоимости принадлежащих ему акций.
Организационно-правовые формы предпринимательства |
Хозяйственное общество |
Хозяйственное товарищество |
Общество с ограниченной ответственностью |
Общество с дополнительной ответственностью |
Акционерное общество |
Корпорация |
Открытое (ОАО) |
Закрытое (ЗАО) |
Полное товарищество |
Товарищество на вере (коммандитное) |
Корпорация типа «S» |
Государственное предприятие |
казенные (федеральные) |
муниципальные |
Индивидуальное предпринимательство |
Неограниченная индивидуальная ответственность |
Ответственность ограничена стоимостью внесенного вклада участника хозяйственного товарищества |
Ответственность ограничена долей участника в уставном капитале общества |
Ограниченная ответственность участников |
Наименьшая степень ответственности за результаты деятельности |
Индивидуальное предпринимательство - это форма предпринимательства, при которой деятельность осуществляют физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Хозяйственное товарищество (партнерство) это организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом. Товарищество как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальной частной фирмы. Оно зародилось в попытке преодолеть некоторые из основных недостатков индивидуального предпринимательства.
Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени общества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество).Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами, комплементариями), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Хозяйственное общество – это коммерческая организация, уставный фонд которой формируется одним или несколькими физическими или юридическими лицами путем внесения своих долей. В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических или юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью. Отличие такой формы хозяйственного общества от общества с ограниченной ответственностью состоит в том, что ответственность по обязательствам такого общества распространяется на имущество учредителей, а не только на его вклад в уставный капитал. При банкротстве одного из учредителей его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными учредителями пропорционально их вкладам.
Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащим им акций. Акционерное общество, с точки зрения индивидуального предпринимателя, - оптимальная форма организационно-правового оформления предпринимательской деятельности. В связи с широким распространением в современном мире акционерной собственности большинство крупных фирм являются акционерными обществами, выпускающими акции — ценные бумаги, обращающиеся на рынке ценных бумаг.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это общество, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда они не могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке.
Открытое акционерное общество (ОАО) – это акционерное общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров. Акции могут свободно обращаться на фондовом рынке.
Корпорация – это организационно-правовая форма бизнеса, отличающаяся и ограниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такая структура, имеющая статус юр лица, вправе приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск выступать ответчиком в суде, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого др типа.
Корпорации типа «S». Вопросом, к которому в последние годы проявляется все более возрастающий интерес, является создание корпораций типа «S», ранее называвшихся «корпорациями подраздела S». Такая корпорация представляет собой санкционированную законом особую форму компании, имеющую черты корпорации, но облагаемую налогом как индивидуальные частные предприятия и товарищества. Корпорации типа «S» имеют акционеров, директоров и работников, но их прибыли облагаются налогом как личный доход акционеров. Основным преимуществом корпораций такого типа является льготы в налогообложении.