Спрос и предложение. Ценовые и неценовые детерминанты спроса и предложения.

Спрос («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:- Цена данного товара (Р);- Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);- Текущие доходы потребителей (V);- Вкусы и предпочтения потребителей (Z);

- Объективные (внешние) условия потребления (N);- Ожидания потребителей (Е).Зависимость «D» от указанных факторов называется функцией спроса:QD = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД — объем спроса.

Функция спроса от цены: QD = f (P).Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен. Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене. Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время. Условия, при которых формируется объем предложения, называются факторами предложения.Факторы предложения: - Цена данного товара (Р);- Цены на другие товары – комплименты (Рc) и субституты (РS);- Издержки производства и уровень технологий (С);- Налоги и субсидии (Т);- Объективные (внешние) условия производства (N);

- Ожидания производителей (Е).Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих:

QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T).

Функция предложения от цены:QS = f (P).Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Реакция предложения на цену объясняется тем, что:- фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;- в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.

25.Трансакционные издержки: сущность, виды, значение. Факторы снижения трансакционных издержек в рыночной экономике.Трансакция – это отчуждение или присвоение прав собственности на созданные экономические блага. Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30–е годы.Оно было использовано для объяснения существования фирмы. Трансакционные издержки – это издержки связанные с обменом и защитой правомочий. Виды трансационных издержек:1)издержки поиска информации-складываются из затрат времени и ресурсов, необход.для ведения поиска,а также из потерь,связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой инф-ии;2)издержки ведения переговоров и заключения контрактов-значит.затраты на провед. Переговоров, на заключение и оформление контрактов;3)издержки измерения-затраты на измерение качества товаров и услуг, издежки растут с повышением требований к точности.Экономия издержек достигнута в результате изобретения стандартов мер и весов,целью экономии является гарантийный талон, фирменные ярлыки и т.д.;4)издержки заключения контракта-процесс оформления контракта,с целью экономии используют различные формы договоров;5)издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма-искажение инф-ии с целью получения прибыли.когда один агент работает с меньшей отдачей,чем от него требуется по договору и отслеживание поведения контрагента-расторжение сделки грозит полной потерей капитала.6)издержки спецификации и защиты прав собственности- расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты;7)издержки защиты от 3-их лиц-угроза исполнению контракта может исходить не только от другой стороны сделки, но и от третьих лиц, например, государства. Угроза вмешательства государства особенно сильна, когда контракты носят нелегальный характер (продажа оружия или наркотиков). Но в некоторых странах государство может вмешиваться в отношения, построенные на законных основаниях, поскольку существуют такие вещи как коррупция и злоупотребление властью.Значение транс.издержек:1)они не позволяют полностью исчерпывать взаимные выгоды обмена;2)транс.издержки ограничивают возможности реализации принципа сравнительных преимуществ, лежащего в основании разделения труда;3)они препятствуют освоени.ю новых и более эффективному использованию «старых» ресурсов.Транс.издержки выступают ограничителем внедрения более передовых тезнологий;4)они противодействуют изменению существующих правил игры.выступая как издержки институцион.трансформации.Факторы:1)Благоприятное правовое поле.(*продуманность;* простота и универсальность правил игры;*низкий уровень коррупции и бюрократизации;*наличие централизованных (государственных) механизмов поддержания правопорядка, в т.ч. механизма разрешения конфликтов и принуждения к соблюдению договоренностей.2)Законопослушность субъектов экономики, в частности уважение к чужим правам собственности.Данное качество позволяет снизить не только издержки контроля и принуждения со сторож государства, но и риск оппортунистического поведения контрагентов.3)Высокий уровень доверия в обществе.Государство в состоянии ускорить данный процесс, способствуя формированию благоприятного правового поля.4)Макроэкономическая и политическая стабильность.Снижают присущий экономической системе уровень неопределенности, что облегчает долгосрочное планирование и снижает риск инвестиций.5)Оптимальная налоговая нагрузка.Действие чрезмерного налогового пресса порождает уклонение от налогов и рост связанных с этим трансакционных издержек.6)Развитость информационной инфраструктуры экономики.Напрямую воздействует на издержки поиска инфор­мации.7)Эффективные неформальные правила, обычаи и традиции.Иногда традиции, укорененные в обществе, могут резко снижать «трение» в экономике.

26.Факторы производства, субъекты и структура рыночной экономики.Факторы производства (экономические ресурсы)— это элементы, используемые для производства экономических благ.Факторы производства:*Труд (рабочая сила),*Земля,*Капитал,*Предпринимательские способности.Ресурсы:*Трудовые,*Природные,*Производственные,*Предпринимательские способности;*Информационные.Субъекты экономики:*отдельные индивиды,*домохозяйства,*фирмы,*собственники первичных производственных ресурсов,*корпорации,*гос-во.Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ:*индивиды (домохозяйства),*фирмы,*государство,*иностранный сектор.

Рыночная система экономика — это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции.Рыночная система - совокупность множества рынков функционального назначения.Основные особенности:*экономические агенты сами решают, что и каким образом производить и потреблять;*рыночная экономика предоставляет экономическим агентам свободу в принятии экономических решений по основным вопросам и предполагает их личную экономическую ответственность за принятые ими решения;*государство в такой системе не вмешивается в процесс принятия экономических решений, определяет только общие правила игры.Преимущества:*система легко решает проблему стимулов экономической деятельности;*гибкость: системы обладает способностью сравнительно быстро приспосабливаться к неожиданным изменениям;*высокие темпы технического прогресса.Недостатки:*рыночной экономики могут быть свойственны сильное неравенство доходов;*присущи периодические экономические спады;*отсутствие уверенности в завтрашнем дне и гарантий занятости.Структура рыночной системы состоит из систем рынков:1)рынка потребительских продуктов (реализует продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья);2)рынка средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, электроэнергия, сырьё);3)рынок услуг (виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые, страховые и др. операции);4)рынок труда (для работодателей и наёмных работников);5)рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);6)рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);7)рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);8)рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);9)рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

27.Функции государства в рыночной экономике: цели, методы и инструменты регулирования. Экономическая роль государства в регулирование экономики заключается в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики, которая смягчила бы периодично возникающие спады и подъёмы производства — экономические циклы.В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана).Для устранения недостатков, которые присущи рыночному механизму государство должно выполнять пять экономических функций:1.Обеспечивать правовую основу и социальный климат функционирования рыночной экономики.2.Поддерживать конкуренцию, при которой решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены;3.Перераспределять доходы и материальные блага.4.Регулировать распределение ресурсов для обеспечения товарами;5.Стабилизировать экономику — обеспечить полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен.Государственное регулирование экономики - система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями.Цель государственного регулирования - выравнивание экономического цикла:*стимулирование сбалансированного экономического роста;*обеспечение занятости;*перераспределение доходов и ресурсов;*обеспечение правовой базы действующих хохяйств.субъектов;*поддержание конкуренци;*обеспечение свододыпредпринимательства;*стимулирование деловой активности;*сохр.окруж.среды;*обеспечение реализации национ.интересов и экон.безопасности.Средства (инструменты) государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных направлениях:1.Прямой контроль государства над монопольными рынками;2.Обеспечение экономической безопасности производства;3.Разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;4.Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;5.Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.К экономическим методам государства, можно отнести:1.Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.2.Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом.3.Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.4.Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.5.Выработка и обеспечение социальных гарантий.6.Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Наши рекомендации