Пути повышения эффективности использования оборотных средств.
Наличие у предприятия достаточных оборотных средств является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики. Поэтому для каждого предприятия важно разрабатывать возможные пути повышения эффективности использования оборотных средств
Ускорение времени обращения оборотных средств способствует повышению темпов расширенного воспроизводства. Чем быстрее будут реализованы товары в сфере обращения, тем скорее средства вновь поступят в сферу производства.
Повышение эффективности использования оборотных средств способствует росту товарооборота, снижению издержек обращения, повышению рентабельности работы торгового предприятия. Чем меньше средств участвуют в обороте, чем выше объем товарооборота и больше сумма доходов, тем эффективнее используются оборотные средства. Эффективным использование оборотных средств будет в том случае, если темпы роста товарооборота выше темпа роста оборотных средств.
В торговых предприятиях резервы и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов:
1) объема товарооборота;
2) размера оборотных средств.
Пути экономии оборотных фондов и ускорения оборотных средств
1. Сокращение норм расходов и всемерная экономия производственных ресурсов.
2. Снижение остатков товарно-материальных ценностей на складах во всех отраслевых структурах
3. Сокращение длительности производственного цикла на основе внедрения прогрессивных технологий, совершенствования действующих, перехода на непрерывные процессы производства, интенсификации производства
4. Рационализация связей с поставщиками и потребителями с использованием жестких законов и требований рыночной экономики, что сведет к минимуму производственные запасы и остаток продукции на складах.
5. Научно-технический прогресс во всех его направлениях и масштабное использование его достижений в производстве.
Диверсификация производства, обеспечивающая более быстрое продвижение товаров в различных сегментах рынка.
30.Сущность, цели и задачи планирования.
Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.
Планирование классифицируется следующим образом:
1) по степени охвата;
2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);
3) по объекту планирования;
4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследоват/ работы и т. д.);
5) по охвату;
6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
7) по степени жесткости и гибкости.
цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия. Планирование относится к числу наиболее интенсивно исследуемых проблемных отраслей в теории экономики производства. Необходимость планирования деятельности предприятия в условиях рынка объективно возрастает в связи с высокой неопределенностью внешней среды в которой находится предприятие.
Планирование должно решить целый ряд задач:
1. Определить роль и место предприятия на рынке;
2. Планировать программу своей деятельности;
3. Спрогнозировать цены на выпускаемую продукцию;
4. Снижение затрат на единицу продукции (себестоимость);
5. Спланировать техническое развитие предприятия;
6. Обязательно определить направление использования собственных финансовых средств (если они есть);
7. Необходимо спланировать привлекательность заемных средств (сколько, когда отдать).
Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что предприятие или фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.
31.Формы планирования и виды планов.
Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Фомы и виды: 1) С точки зрения обязательности плановых заданий различают: Директивное планирование – форма планирования, которая носит обязательный характер, т.к. связано с принятием решения о конкретных действиях. Индикативное планирование – носит направляющий, рекомендательный характер; 2) В зависимости от срока, на который составляется план: Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы определяют долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие. Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. Краткосрочное (текущее) планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование; 3) По содержанию плановых решений выделяют:
Стратегическое планирование – это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны. Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия и разработки мероприятий по предотвращению или минимизации возможных угроз, выявленных в ходе разработки стратегии; 4) По сферам планирования: планирование сбыта; планирование производства; планирование персонала; планирование приобретений; 5) По учету изменения данных: жесткое планирование; гибкое планирование; 6) По очередности во времени: упорядоченное планирование; скользящее планирование; внеочередное планирование; 7) По степени полноты разработки: предварительный; окончательный; 8) По уровням управления: план на корпоративном уровне; план на уровне самостоятельных экономических единиц; план на уровне подразделения предприятия.
32.Система планирования организации.
Планированиепредставляет собой процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направления и темпы развития предприятия, обеспечивающих соответствие производства потребностям рынка
Процесс планирования проходит 4 этапа:
1. разработку общих целей 2) определение конкретных, детализированных целей на заданный период 3) определение путей и средств достижения целей 4) контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.
Система планирования вкл след элементы:
1. плановый персонал. Сформированный в организационную структуру 2. Механиз планирования (сов-ть средств и методов с помощью котрых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация. 3. Процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования. 4. Средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное. Техническое. Математико-программное. Организационное и лингвистическое обеспечение) 5. Средства. Обеспечивающие развитие планирования.
Наиболее часто на предприятии в ситему планирования вкл стратегическое, тактическое и бизнес-планирование.
33.Принципы и методы планирования.
В планировании используются следующие основные методы:
- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
- балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;
- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;
- интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
- факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
- матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями показателями;
- экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.
К общим принципам планирования относятся принципы комплексности, единства, непрерывности, сбалансированности.
Принцип комплексности означает охват планом всех сторон деятельности предприятия – цели, ресурсы, функциональные сферы деятельности, природопользование.
Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана развития предприятия. Единство планов –это общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях управления. Внутрипроизводственное планирование по своему назначению является основой соблюдения единства планов на уровне предприятия.
Принцип непрерывности – сочетание и преемственность стратегических, тактических и текущих планов. В организационном отношении это означает непрерывность самого процесса планирования, а также их увязку по принципу прямой и обратной связи. Стратегический план служит основой для разработки тактического плана, на базе которого разрабатывается текущий план. Анализ выполнения
текущего плана используется для корректировки стратегического плана.
Принцип сбалансированности означает поддержание пропорций между производством и потреблением, с одной стороны, производством и материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами – с другой.
Структурные преобразования, происходящие в национальной экономике, вызвали необходимость использования в процессе планирования принципов рыночной экономики. Это принципы гибкости, точности, участия, координации и интеграции, монетарности.
Гибкость означает,что система планирования должна быстро приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия. Это достигается путем разработки разных вариантов планов: минимальных, максимальных и оптимальных.
Принцип точностипланов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним ее окружением. Степень точности зависит от периода планирования. При стратегическом планировании ставятся цели и определяются пути их достижения, составляются укрупненные расчеты. Более высокая степень точности планов достигается при текущем и оперативном планировании.
Принцип участияпредполагает привлечение широкого круга работников предприятия к разработке планов.
Принцип координацииустанавливает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Неважно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.
Принцип интеграциипредполагает взаимоувязку планов на всех уровнях внутрипроизводственного планирования.
Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма,согласно которому, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.
Принцип монетарности заключается в том, что вся система планирования должна быть нацелена на достижение оптимального дисконтированного финансового результата и поддержание постоянной ликвидности предприятия. Дисконтированный финансовый результат (чистая текущая стоимость) представляет собой сумму всех дисконтированных превышений поступлений денежных средств над выплатами.
34.Понятие, содержание и порядок разработки стратегического, тактического и оперативно-календарного планов организации.
Стратегический план представляет собой систему взаимосвя-занных мер и подходов, направленных на достижение выбранного главного стратегического решения. Исходный принцип стратегиче-ского планирования – от будущего к настоящему.
Этапы процесса стратегического планирования: 1) анализ и оценка внешней среды; 2) анализ и оценка внутренней структуры предприятия; 3) определение миссии предприятия (фирмы); 4) формулирование целей и задач функционирования пред-приятия; 5) разработка и анализ стратегических альтернатив; 6) выбор стратегии;
7) реализация и контроль стратегии.
Стратегический план организации разрабатывается исходя из SWOТ-анализа Вырабатывая стратегию, нельзя забывать, что возможность, не использованная сегодня, завтра может превратиться в угрозу, если ею воспользуется конкурент. После выявления сильных и слабых сторон организации, а так-же угроз и возможностей SWOT-анализ предполагает установление связей между ними, которые необходимы при формировании стра-тегии.
Виды стратегий:
– минимизация издержек производства;
– усиление позиций на рынке;
– поиск новых рынков;
– производство нового продукта;
– контроль над поставщиками
– стратегия диверсифицированного роста (применяется, если предприятие дальше не может быть на рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли).
Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания организации в условиях дина-мично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического пла-нирования организация ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.
Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться органи-зация в перспективе, то тактическое планирование должно ответить на вопрос, как организация может достичь такого состояния.
Тактический план представляет собой развернутую програм-му всей производственной, хозяйственной и социальной деятельно-сти организации, направленную на выполнение заданий стратеги-ческого плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов. Так-тический план имеет многофункциональное назначение. В целом он выполняет три основные функции, частично перекрывающие друг друга: прогнозирования, координации и контроля.
Оперативно-календарный план определяет в соответствии с производственной программой перечень и сроки запуска и выпуска каждой партии деталей на короткие плановые периоды. Его составление – это сложная и трудоемкая работа, требующая предварительного глубокого анализа реальных условий производства в каждом цехе, появления характерных особенностей и рационализации элементов в сложившейся системе планирования.
Главная задача ОКП в единичном производстве- обеспечение своевременного выполнения заказов в соответствии с производственными программами при равномерной загрузке всех звеньев производства и наименее коротких производственных циклах выполнения заказа.
Ведущее место в ОКП в серийном производствезанимает определение размера партий выпуска изделий, величины партии деталей и периодичности их запуска в обработку.
Основной задачей ОКП в массовом производствеявляется организация и обеспечение движения обрабатываемых деталей и собираемых изделий по операциям обработки и сборки в заданном ритме.
35. Бизнес-план: сущность, виды, содержание, этапы разработки.
Бизнес-планом называется документ, содержащий экономиче-ское обоснование развития организации, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Горизонт планирова-ния – от 1 года до 5 лет, как правило, бизнес-план разрабатывается с разбивкой по годам.
Содержанием бизнес-плана организации является проведение комплекса маркетинговых и технико-экономических исследований, направленных на совершенствование и развитие производства. Содержание конкретного бизнес-плана зависит: – от отраслевой принадлежности; – размера организации; – стратегии организации (расширение, создание); – условий финансирования.
Функции бизнес-плана: 1) разработка стратегий бизнеса; 2) оценка возможности развития нового направления деятель-ности, контроль процессов развития организации и выполнения бизнес-плана; 3) привлечение денежных средств; 4) привлечение к реализации планов организации потенциаль-ных партнеров, которые могут вложить свой капитал.
Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться организация.
Бизнес-план организации – это программа эффективного управления организацией, направленная на обеспечение ее конку-рентоспособности и устойчивого финансового положения.
Бизнес-план разрабатывается: – при создании организации; – при переломных моментах существования организации; – при санации; – при реструктуризации; – при приватизации; – при привлечении потенциальных инвесторов – при разработке инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения) и др.
Существуют различия между бизнес-планом создаваемой орга-низации и действующей. В первом случае организация опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разраба-тывать производственную, маркетинговую и организационную структуру организации, заинтересовывать потенциальных инвесто-ров в перспективности и прибыльности своей организации. Во вто-ром случае бизнес-план опирается на результаты и опыт функцио-нирования организации, позволяет определить возможности ее раз-вития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в бу-дущем высокий доход.
Объем бизнес-плана зависит от цели его составления: для проведения санации, реструктуризации, приватизации, получения внешних инвестиций и др. Основное требование к бизнес-плану – его реальность. Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ана-лиз рынка, технико-экономические исследования различных аль-тернатив развития предприятия на основе общепринятых междуна-родных стандартов.
В мировой практике бизнес-план разрабатывается на основе стандартных требований к его оформлению: 1) простота и четкость изложения плана;
2) достаточность, надежность и достоверность информации; 3) обоснованность и объективность; 4) достижимость поставленных целей; 5) комплектность;
6) перспективность; 7) гибкость и оптимальность; 8) контроль (составление графиков работ, сроков, показате-лей).
Разделы бизнес-плана: – титульный лист (обложка бизнес-плана); – резюме; – описание бизнеса; – цели деятельности предприятия; – план по маркетингу и реализации товара; – план инноваций; – производство продукции; – управление; – персонал; – оценка риска и страхование; – юридический план; – издержки производства; – финансовый план; – сопроводительные документы.