Диверсификация производства: понятие, виды, показатели и методика расчета.
Диверсификация производства - это расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Диверсификация производства - это процесс вынужденного проникновения специализированных компаний в новые для себя сферы и виды экономической деятельности с целью обеспечения стабильных и устойчивых условий функционирования в нестабильной среде.
При проблемах диверсификации выделяют два вида диверсификации: • косвенная, при которой общие факторы ограничены финансами и управлением коммерческими предприятиями (для инвестиционных компаний и промышленных холдинговых групп); • прямая, когда существуют дополнительные общие факторы (технологическое ноу-хау, маркетинговые или экспертные услуги.
Для полного изучения диверсификации деятельности предприятий выделяют виды: 1) По направлению: • Вертикальная (создание замкнутой технологической цепочки производства и продвижения товара к потребителю); • Горизонтальная (создание нового продукта в пределах основного профиля фирмы, расширение каналов сбыта продукции); • Конгломератная или боковая (производство новой продукции, не связанной с традиционной деятельностью фирмы); • Перекрестная (комбинирование горизонтальной и вертикальной диверсификации); • Смешанная (комбинирование горизонтальной, вертикальной и конгломератной диверсификации). 2) По однородности: • Инвариантная (относительная стабильность организационных систем при определенном преобразовании направлений деятельности предприятия). • Корпоративная (подразумевает слияние относительно экономически независимых, равноправных хозяйствующих субъектов, которые принадлежат к разным сферам производства товаров и услуг. 3) По отраслевому признаку: • Моноотраслевая (в пределах одной отрасли); • Полиотраслевая связанная диверсификация (в пределах нескольких отраслей, связанных с традиционными видами продукции предприятия); • Полиотраслевая не связанная диверсификация.
14.Персонал организации (предприятия): понятие и показатели оценки. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Персонал предприятия - это совокупность всех работников предприятия, обеспечивающих реализацию его функций. Это основной ресурс предприятия, от использования которого зависит эффективность функционирования предприятия.
Персонал предприятия по характеру участия в производственном процессе подразделяется на промышленно–производственный и непромышленный
Промышленно-производственный персонал (ППП) занят непосредственно выполнением производственного процесса и обслуживанием производства. Это работники основных и вспомогательных подразделений, заводоуправления, научно–исследовательских и опытно–конструкторских отделов и бюро, бухгалтерии, планово–финансового отдела и др.
Непромышленный персонал включает работников, занятых на предприятиях общественного питания, в медицинских учреждениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, в детских дошкольных учреждениях, домах отдыха и пансионатах, подсобных хозяйствах, числящихся на балансе предприятия.
Оценка персонала – это определение необходимых деловых качеств и личностных характеристик персонала и соответствие их выполняемой работе.
Виды оценки персонала:
оценка потенциала работника – профессиональные знания, умения, производственный опыт, деловые и нравственные качества, психология личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры;
оценка индивидуального вклада - позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника и его соответствие занимаемому месту с помощью специальных методик;
аттестация кадров – оценка потенциала и вклада в конечный результат за определенный период с помощью матричной модели.
Важными средствами оценки личности являются наблюдение и исследование.
Для оценки персонала предприятия используют несколько способов: анализ анкетных данных, собеседование, конкурсные экзамены, экспертные оценки, тестирование, оценку результатов работы.
Рассмотрим несколько методов оценки персонала. В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в текущих (оперативных) оценках в отечественной и зарубежной практике управления условно различают три группы методов: качественные, количественные и комбинированные.
К группе качественных методов обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты.
К количественным методам относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и бальный.
К группе комбинированных методов относят широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинации качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.