Результаты корреляционного анализа предпринимателей группы № 1 по результатам методик, направленных на измерение профессионально значимых характеристик. ПЗХ выявленны на основе экспертной оценки № 2.
Для выявления взаимосвязи использовался коэффициент корреляции Спирмена, так как распределение в выборке предпринимателей с высоким уровнем выраженности ПЗХ отличное от нормального (см. Приложение,,).Выявлено 15 высокозначимых и значимых связей между шкалами, но, т.к. дипломная работа имеет ограничение в объеме, мы опишем только высокозначимые связи. Значимые связи на уровне (р ≤ 0,05). показаны в Приложении № …. Повторяющиеся связи не обосновываются, т.к. они были объяснены ранее.
Обнаружена статистически значимая положительная связь с высокой достоверностью на уровне значимости (p 0,01) между:
Ø Мстительностью и инициативностью (r=0,93), чем выше уровень мстительности у предпринимателей с высоким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик, тем выше их инициативность. Предприниматели, которым свойственно проявлять месть, являются зачинщиками конфликтных ситуаций, в которых проявляют свою инициативность, жаждая мести.
Ø Коммуникативными способностями и коэффициентом продуктивности (r=0,947), чем коммуникабельнее предприниматели с высоким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик, тем выше их коэффициент продуктивности при умственной работе.
Ø Временем и скоростью выполнения умственной работы (r=0,994). Чем больше времени уходит на выполнения умственной работы у предпринимателей с высоким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик, тем выше их скорость по завершению работы.
Обнаружена статистически значимая отрицательная связь с высокой достоверностью на уровне значимости (p 0,01) между:
Количеством ошибок и коэффициентом продуктивности (r=1). Естественно, чем больше количество ошибок допускается при умственной работе предпринимателями с высоким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик, тем менее продуктивна их деятельность.
Результаты корреляционного анализа данных по методикам, направленным на измерение профессионально значимых характеристик, группы №3. ПЗХ выделены на основе экспертной
Оценки №2.
Для выявления взаимосвязей использовался коэффициент корреляции Спирмена, так как в подвыборке предпринимателей с низким уровнем выраженности ПЗХ распределение отлично от нормального. Выявлено 10 высокозначимых и значимых связей между шкалами, но, т.к. дипломная работа имеет ограничение в объеме, мы опишем только высокозначимые связи. Значимые связи на уровне (р ≤ 0,05). показаны в Приложении №…. Повторяющиеся связи не обосновываются, т.к. они были объяснены ранее.
Обнаружена статистически значимая положительная связь с высокой достоверностью на уровне значимости (p 0,01) между:
Ø Уверенностью в себе и коммуникативными способностями (r=0,482), чем увереннее в себе предприниматели с низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик, тем коммуникабельнее они.
Ø Социальной смелостью и коммуникативными способностями (r=0,546). Чем выше социальная смелость предпринимателей с низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик, тем коммуникабельнее они.
Ø Коммуникативными и организаторскими способностями (r=0,702). Чем выше уровень коммуникативности предпринимателей с низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик (ПЗХ), тем выше их организаторские способности.
Ø Временем и скоростью выполнения умственной работы (r=0,985). Чем больше времени уходит на выполнения умственной работы предпринимателями с низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик, тем выше их скорость по завершению работы.
Обнаружена статистически значимая отрицательная связь с высокой достоверностью на уровне значимости (p 0,01) между:
Ø Подозрительностью и инициативностью (r = -0,519). Чем выше подозрительность предпринимателей с низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик, тем ниже их инициативность. Если предпринимателю кажется что-то подозрительным в его бизнесе (к примеру, закупка товара, аренда помещения, поставщики), то он менее инициативен в ситуации, вызвавшей у него подозрение.
Ø Обидчивостью и коммуникативными способностями (r = - 0,566). Чем выше обидчивость предпринимателей с низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик, тем ниже их коммуникативные способности. Обидчивость мешает в развитии коммуникативности, т. к., обижаясь на многих людей, предприниматели сокращают круг контактов, соответственно, общения становится меньше.
Ø Неуступчивостью и организаторскими способностями (r = - 0, 525). Чем неуступчивее предприниматели с низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик, тем менее развиты их организаторские способности. Отстаивание своих позиций не всегда является правильной стратегией в организации предпринимательской деятельности. Иногда стоит находить компромисс, идти на уступки, прислушиваться к советам, с целью грамотной организации предпринимательского дела.
Таким образом, корреляционные связи групп предпринимателей, попавших по субъективной оценке профессионально значимых характеристик в группу успешных (№1) и неуспешных (№3), имеют общую прямую связь между временем и скоростью при выполнении умственной работы. Различия составляют наличия в подвыборке № 1 прямых связей между: мстительностью и инициативностью, коммуникативными способностями и коэффициентом продуктивности. А также наличие обратной связи между количеством ошибок и коэффициентом продуктивности при выполнении умственной работы. В подвыборке № 3 различия составляют наличие прямых связей между: уверенностью в себе и коммуникативными способностями, коммуникативными и организаторскими способностями, социальной смелостью и коммуникативными способностями. А также наличие обратных связей между: подозрительностью и инициативностью, обидчивостью и коммуникативными способностями, неуступчивостью и организаторскими способностями (см. Приложение №…).
Полученные результаты подтверждают различия во взаимосвязях между профессионально значимыми характеристиками предпринимателей, которые по субъективной оценке попали в группу успешных (№ 1) и неуспешных (3 №). Далее рассмотрим результаты на основе самооценки личности.
Результаты сравнительной статистики предпринимателей группы № 1 и № 2 по методикам, направленным на измерение профессионально значимых характеристик. П, на основе результатов самооценки личности по методике С. А. Будасси
По результатам самооценки личности предприниматели были поделены на две группы. Сравнение проводилось по группе № 1 предпринимателей с неадекватно высокой самооценкой личности и группе № 2 предпринимателей с адекватно высокой самооценкой личности. Для сравнения использовался критерий U Манна-Уитни, т.к. распределение выборки отлично от нормального (р < 0,05) (см. Приложение..).
Сравнительный анализ дал высокозначимое различие по шкале напористость (U=29 при p=0,01) (см. Приложение №…). Женщины-предприниматели с неадекватно высокой самооценкой более напористы, чем женщины-предприниматели с адекватно высокой самооценкой. Это объясняется тем, что предприниматели с неадекватно высокой самооценкой более уверенны, менее критичны к себе, а значит, более напористы в делах и отстаивании своей точки зрения, по сравнению с предпринимателями, имеющих адекватную самооценку. Это отличие является единственным, но значимым в предпринимательской деятельности, т.к. напористый предприниматель является настойчивым, решительным, добивающимся своей цели.
Единственное различие между профессионально значимыми характеристиками предпринимателей с неадекватно и адекватно высокой самооценкой объясняется небольшой разницей между интервалами групп и малым количеством предпринимателей, попавших в группу неуспешных. Все это затрудняет выявление различий между двумя подвыборками. Для выявления большего количества различий необходимо увеличить выборку.
Результаты корреляционного анализа данных общей выборки по методикам, направленным на измерение профессионально значимых характеристик предпринимателя, выделенных на основе самооценки личности по методике С.А. Будасси.
Для выявления взаимосвязей использовался коэффициент корреляции Спирмена, т.к. распределение в выборке отлично от нормального. Выявлено 33 высокозначимых и значимых связей между шкалами, но, т.к. дипломная работа имеет ограничение в объеме, мы опишем только высокозначимые связи. Значимые связи на уровне (р ≤ 0,05) показаны в Приложении № … Повторяющиеся связи не обосновываются, т.к. они были объяснены ранее.
Обнаружена статистически значимая положительная связь с высокой достоверностью на уровне значимости (p 0,01) между:
Ø Уверенностью в себе и социальной смелостью (r=0,424). Чем увереннее в себе женщины-предприниматели, тем выше их социальная смелость.
Ø Уверенностью в себе и коммуникативными способностями (r=0,436). Чем увереннее в себе женщины-предприниматели, тем коммуникабельнее они.
Ø Социальной смелостью и коммуникативными способностями (r=0,462). Чем выше социальная смелость женщин-предпринимателей, тем коммуникабельнее они.
Ø Коммуникативными и организаторскими способностями (r=0,707). Чем выше уровень коммуникативности женщин-предпринимателей, тем выше их организаторские способности.
Ø Организаторскими способностями и количеством ошибок при выполнении умственной работы (r = 0,42). Чем выше организаторские способности, тем большее количество ошибок допускается при умственной работе.
Ø Временем и скоростью выполнения умственной работы (r=0,994). Чем больше времени уходит на выполнения умственной работы у предпринимателей, тем выше их скорость по завершению работы.
Обнаружена статистически значимая отрицательная связь с высокой достоверностью на уровне значимости (p 0,01) между:
Ø Мстительностью и коммуникативными способностями (r = - 0,415). Чем выше уровень мстительности предпринимателей, тем ниже коммуникативные способности. По мнению некоторых предпринимателей, в конкуренции есть место для мести. Предприниматели, которые мстят своим конкурентам или кому-либо, сужают свой круг знакомств, следовательно, становятся менее коммуникабельными.
Ø Количеством ошибок и коэффициентом продуктивности (r= - 1). Естественно, что, чем больше количество ошибок допускает предприниматель при умственной работе, тем менее продуктивна его деятельность.
Результаты корреляционного анализа предпринимателей группы №1 по результатам методик, направленных на измерения профессионально важных характеритик, на основе самооценки личности по методике С. А. Будасси.
Для корреляционного анализа использовался коэффициент корреляции Спирмена, так как распределение признака в выборке отлично от нормального. Выявлено 25 высокозначимых и значимых связей между шкалами, но, т.к. дипломная работа имеет ограничение по объему, мы опишем только высокозначимые связи. Значимые связи на уровне (р ≤ 0,05). отражены в Приложении № …. Повторяющиеся связи не обосновываются, т.к. они были объяснены ранее.
Обнаружена статистически значимая положительная связь с высокой достоверностью на уровне значимости (p 0,01) между:
Ø Неуступчивостью и подозрительностью (r=0,467). Чем неуступчивее предприниматели с неадекватно высокой самооценкой, тем подозрительнее они. Если у женщины-предпринимателя возникают подозрения к поставщикам, товару или клиентам, то она всячески будет отстаивает свои интересы, не уступая ни в чем.
Ø Уверенностью в себе и коммуникативными способностями (r=0,469). Чем увереннее в себе предприниматели с неадекватно высокой самооценкой, тем коммуникабельнее они.
Ø Социальной смелостью и коммуникативными способностями (r=0,54). Чем выше социальная смелость женщин-предпринимателей с неадекватно высокой самооценкой, тем коммуникабельнее они. Предприниматели, стремящиеся выразить свою позицию, стараются контактировать с большим количеством людей и участвовать в общественных мероприятиях. В процессе общения и выступления, их речь с каждым разом развивается, становится более богатой и грамотной.
Ø Коммуникативными и организаторскими способностями (r=0,725). Чем выше уровень коммуникабельности женщин-предпринимателей с неадекватно высокой самооценкой, тем выше их организаторские способности. Связи могут помочь предпринимателю в грамотной организации предпринимательского дела. К примеру, расширить свой бизнес, организовать работу своих подчиненных при помощи своих знаний, полученных от кого-либо или используя связи с квалифицированными специалистами и т.д.
Ø Организаторскими способностями и количеством ошибок при выполнении умственной работы (r = 0,42). Чем выше организаторские способности предпринимателей с неадекватно высокой самооценкой, попавших в группу № 1, тем большее количество ошибок допускаются ими при выполнении умственной работы.
Ø Временем и скоростью выполнения умственной работы (r=0,994). Чем больше времени уходит на выполнение умственной работы у предпринимателей с неадекватно высокой самооценкой, попавших в группу № 1, тем выше их скорость по завершению работы
Обнаружена статистически значимая отрицательная связь с высокой достоверностью на уровне значимости (p 0,01) между:
Ø Вспыльчивостью и организаторскими способностями (r= - 0,445). Чем выше уровень вспыльчивости предпринимателей с неадекватно высокой самооценкой, попавших в группу № 1, тем ниже уровень организаторских способностей. Женщины-предприниматели, проявляющие вспыльчивость, нетерпеливы и эмоциональны. Поэтому в трудных организационных вопросах, где стоит проявить терпеливость и рационализм, они терпят неудачу.
Ø Мстительностью и коммуникативными способностями (r = - 0,474). Чем выше уровень мстительности у предпринимателей с неадекватно высокой самооценкой, тем ниже их коммуникативные способности.
Ø Количеством ошибок и коэффициентом продуктивности (r= - 1).
Результаты корреляционного анализа данных предпринимателей группы № 2 по результатам методик, направленных на измерение профессионально важных характеристик, выделенных на основе самооценки личности по методике С. А. Будасси.
Для выявления взаимосвязей использовался коэффициент корреляции Спирмена, так как распределение признака в выборке отлично от нормального. Выявлено 21 высокозначимых и значимых связей между шкалами, но, т.к. дипломная работа имеет ограничение по объему, мы опишем только высокозначимые связи. Значимые связи на уровне (р ≤ 0,05) показаны в Приложении №…. Повторяющиеся связи не обосновываются, т.к. они были объяснены ранее.
Обнаружена статистически значимая положительная связь с высокой достоверностью на уровне значимости (p 0,01) между:
Ø Уверенностью в себе и коэффициентом продуктивности (r=1). Чем выше уровень уверенности предпринимателей с адекватно высокой самооценкой, тем выше продуктивность умственной деятельности. Уверенные в себе женщины-предприниматели не сомневаются в принятом решении, поэтому не колеблются при выполнении умственной работы, доводя дело до конца.
Ø Временем и скоростью выполнения умственной работы (r=1). Чем больше времени уходит на выполнения умственной работы у предпринимателей с адекватно высокой самооценкой, тем выше их скорость по завершению работы.
Обнаружена статистически значимая отрицательная связь с высокой достоверностью на уровне значимости (p 0,01) между:
Ø Количеством ошибок и коэффициентом продуктивности (r= - 1). Чем больше допускается ошибок при умственной работе у предпринимателей с адекватно высокой самооценкой, тем ниже их продуктивность.
Ø Количеством ошибок и коэффициентом работоспособности (r = - 0,973). Чем большее количество ошибок допускают при умственной работе предприниматели с адекватно высокой самооценкой, тем меньше их коэффициент работоспособности.
Таким образом, корреляционные связи между профессионально значимыми характеристиками предпринимателей с неадекватно и адекватно завышенной самооценкой имеют прямую связь между временем и скоростью при выполнении умственной работы, а также обратную связь между количеством ошибок и коэффициентом продуктивности при выполнении умственной работы. Различия составляют наличие в подвыборке № 1 прямых связей между: неуступчивостью и подозрительностью, социальной смелостью и коммуникативными способностями, организаторскими способностями и количеством ошибок при выполнении умственной работы. А также наличие обратных связей между: вспыльчивостью и организаторскими способностями, мстительностью и коммуникативными способностями . В подвыборке № 2 различия составляют наличие прямой связи между уверенностью в себе и коэффициентом продуктивности, а также наличие обратных связей между: количеством ошибок и коэффициентом работоспособности при умственной работе, количеством ошибок и коэффициентом продуктивности при умственной деятельности (см. Приложение №…).
Данные результаты подтверждают различия выраженности между профессионально значимыми характеристиками предпринимателей с неадекватно и адекватно завышенной самооценкой.
Перейдем к выводам по результатам исследования.
ВЫВОДЫ
1. По результатам двух экспертных оценок (№ 1 и № 2) женщинами-предпринимателями были выделены такие наиболее значимые характеристики успешного предпринимателя, как: высокая работоспособность, уверенность в себе, высокая мотивация на достижения успеха, организаторские способности, уравновешенность и самообладание при конфликтах, волевая устойчивость.
2. У большинства женщин-предпринимателей неадекватно завышенная самооценка, что подтверждено корреляционным анализом данных экспертных оценок № 1, № 2 и методики С.А. Будасси. Это свидетельство того, что неадекватно завышенная самооценка является особенностью малого предпринимательства среди женщин.
3. Обнаружено различие по уровню напористости между предпринимателями с высоким и низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик и разным уровнем самооценки.
4. Обнаружены различия по структуре связей между предпринимателями с высоким и низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик и разным уровнем самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование успешности - достаточно сложный аспект в изучении предпринимательской деятельности, т.к. разные исследователи имеют на этот счет разные представления. Для выполнения поставленных задач был проведен анализ литературы, который позволил выделить таких отечественных исследователей по изучению проблемы успешности предпринимательства, как: Е.А. Климов, Э.З, Омаров, В.П. Позняков, А.Н. Чиликин; из зарубежных -Д. Аткинсон, Д. Винтер, Д. Макклеланд. Эти исследователи внесли вклад в понимание успешности предпринимательства. Дальнейший анализ литературы позволил определить сущность понятий предпринимательства, предпринимателя и деятельности предпринимателя различных исследователей, таких как: В.С. Автономов, И.Г. Акперов, С.М. Белозеров, Р. Кантильон, Ж. Масликов, А. Смит, Ж.Б. Сей, П.Г. Щедровицкий, И Ю.В.Щербатых. Верно подметил К. Веспер, который писал, что для экономиста предприниматель - это тот, кто берет ресурсы, труд, материалы и другие активы и соединяет их в такие комбинации, которые увеличивают их первоначальную стоимость. Для психолога - это человек, который находится под влиянием определенных сил, таких, как потребность получить что-то или исследование новых экономических возможностей. Как видно из вышесказанного, для каждой сферы понимание предпринимательства закладывается разное.
Анализ литературы по описанию личности предпринимателя показал, что единого социально-психологического портрета успешного предпринимателя, обладающего определенными характеристиками, нет. Разные авторы выделяют разные характеристики успешности - как объективные (экономические), так и субъективные (психологические). Нет общепринятых критериев оценки успешности предпринимателя. Психологические характеристики, обуславливающие успешность и неуспешность предпринимательской деятельности, различны. На основе характеристик, выделяемых В. Русало, С. Сингх, А. Чириковой, а также наших представлений о качествах предпринимателя был выделен некий перечень характеристик. Этот перечень был использован в экспертной оценке, а именно, использовались следующие характеристики: амбициозность; эмоциональная устойчивость; экстравертированность; уверенность в себе; уравновешенность и самообладание при конфликтах; развитость организаторских и коммуникативных способностей; интуитивные способности; нестандартность в принятии решения; мотивация на достижения успеха; высокая работоспособность; волевая устойчивость: конкурентоспособность; новаторство; наблюдательность; образованность; предприимчивость; агрессивность характера; открытость к конструктивной критике и похвале; эгоизм.
Из вышеуказанных характеристик были выделены шесть наиболее значимых, по мнению женщин-предпринимателей, характеристик для успешного предпринимателя, а именно: высокая работоспособность, уверенность в себе, высокая мотивация на достижения успеха, организаторские способности, уравновешенность и самообладание при конфликтах, волевая устойчивость.
Для каждой выделенной характеристики были подобраны методики, а именно: методика умственной работоспособности по Э. Креплину в модификации Шульте; тест уверенности в себе В. Г. Ромека; методика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) В. В. Синявского и Б. А. Федоришина; Шкала контроля за действием Ю. Куля адаптированная С.А Шапниковым; методика личностной агрессивности и конфликтности Е.П. Ильина и П.А. Ковалева; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволили говорить о неадекватности самооценки у большинства женщин-предпринимателей (35 человек), которые высоко оценивают свои ПЗХ и позиционируют себя как успешного предпринимателя. Возможно, это является особенностью малого предпринимательства среди женщин. Также это может являться особенностью данного региона.
Дальнейший анализ данных подтвердил гипотезу о различии профессионально значимых характеристик у предпринимателей с разным уровнем самооценки. Обнаружено различие по уровню напористости между предпринимателями с высоким и низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик и разным уровнем самооценки. Данное различие является единственным, но значимым в предпринимательской деятельности, т.к. напористый предприниматель является настойчивым, решительным, добивающийся своих целей.
Также подтвердилась гипотеза о различии структурных связей профессионально значимых характеристик у предпринимателей с разным уровнем самооценки. Обнаружены различия по структуре связей между предпринимателями с высоким и низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик и разным уровнем самооценки, что свидетельствует о различии структурных связей ПЗХ предпринимателей как успешных и неуспешных, выделенных на основе субъективной оценки.
В результате нашей работы мы решили ряд поставленных задач и достигли цели: исследовать взаимосвязи профессионально значимых характеристик предпринимателей и самооценки как субъективного показателя успешности.
ВЫВОДЫ
1. По результатам двух экспертных оценок (№ 1 и № 2) женщинами-предпринимателями были выделены такие наиболее значимые характеристики успешного предпринимателя, как: высокая работоспособность, уверенность в себе, высокая мотивация на достижения успеха, организаторские способности, уравновешенность и самообладание при конфликтах, волевая устойчивость.
2. У большинства женщин-предпринимателей неадекватно завышенная самооценка. Это свидетельство того, что неадекватно завышенная самооценка является устойчивой характеристикой данной выборки, а возможно и особенностью малого предпринимательства среди женщин.
3. Корреляционный анализ данных по экспертным оценкам № 1, № 2 и методике С.А. Будасси, направленные на измерение субъективной оценки личности предпринимателя, имеют прямую взаимосвязь между собой. Это свидетельствует о том, что неадекватно высокая самооценка является устойчивой характеристикой данной выборки женщин – предпринимателей.
4. Гипотеза о различии профессионально значимых характеристик у предпринимателей с разным уровнем самооценки, подтвердилась. Обнаружено различие по уровню напористости между предпринимателями с высоким и низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик и разным уровнем самооценки. Данное различие является единственным, но значимым в предпринимательской деятельности, т.к. напористый предприниматель является настойчивым, решительным, добивающийся своих целей.
4. Гипотеза о различии структурных связей профессионально значимых характеристик у предпринимателей с разным уровнем самооценки, подтвердилась. Обнаружены различия по структуре связей между предпринимателями с высоким и низким уровнем выраженности профессионально значимых характеристик и разным уровнем самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательство - сложная социально-экономическая реальность, исследуемая целым рядом отраслей знаний - экономикой, правом, психологией и др. Пытаясь разграничить экономический и психологический подходы в оценке предпринимательства, К. Веспер писал, что для экономиста предприниматель - это тот, кто берет ресурсы, труд, материалы и другие активы и соединяет их в такие комбинации, которые увеличивают их первоначальную стоимость. Для психолога - это человек, который находится под влиянием определенных сил, таких как потребность получить что-то или достичь чего-то, потребность экспериментировать и добиваться цели или, может быть, стремление избежать подчинения власти других.
По мнению лауреата Нобелевской премии Ф.Хайека предпринимательство - это скорее характеристика поведения человека, а не особая форма социально-экономической деятельности. Поведение, которое неразрывно связано со свободой человека, исключает его подчинение воле других людей и должно быть сообразовано с законами гражданского общества. Цель предпринимательства - поиски и исследование новых экономических возможностей, т.о. предприниматель выполняет функцию «толкателя» общественно-экономического прогресса.
Полученные результаты диссертационного исследования существенно дополняют имеющиеся теоретические наработки по проблеме предпринимательской деятельности и вносят вклад в психологию труда, психологию предпринимательства
В результате нашей работе был
В результате проведенного нами исследования, мы пришли к тому, что
Чем выше самооценка личности предпринимателя, тем выше его субъективная оценка уровня развитости профессионально значимых характеристик (ПЗХ), влияющих на успешность и наоборот. Данный факт неадекватно завышенной самооценки у большинства женщин-предпринимателей, субъективно оценивающих себя как успешные, возможно является обяснить стремлением женщин стать самостоятельными, показать свою значимость, и успешность перед обществом в предпринимательской деятельности и на рынке труда, тем самым утвердить свою состоятельность. Возможно, неадекватность самооценки профессионально значимых характеристик среди женщин-предпринимателей является особенностью развития предпринимательской деятельности среди женщин. Но данный факт требует дополнительного изучения и подтверждения.
[1] Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. - М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. 368 с.
[2] Статья в книге: Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов-на Дону, 1998, Ромек В.Г., к.пс.н., 1997