Результаты корреляционного анализа

Для определения силы и направления корреляционной связи ценностных и смысложизненных ориентаций с социотипом личности мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена (см. Таблицу 2).

Для n = 76 находим rs кр = 0,22 для р ≤ 0,05 и 0,28 для р ≤ 0,01.

На уровне значимости p≤0,01 выявлены значимые корреляционные связи:

– между социотипом «Аполлон» и показателями шкалы «Высокое материальное положение» (rэмп.(0,36) > rкр (0,28)). По направлению корреляционные связи отрицательные;

– между социотипом «Аполлон» и показателями шкалы «Достижения» (rэмп.(0,37) > rкр (0,28)). По направлению корреляционные связи отрицательные;

– между социотипом «Аполлон» и показателями шкалы сфера «Профессиональной жизни» (rэмп.(0,28) = rкр (0,28)). По направлению корреляционные связи отрицательные;

– между ……..

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа (по Спирмену)

Психологический признак СОЦИОТИПЫ
«Аполлон» «Дионисий» «Эпиметей» «Прометей»
Цель в жизни -0,057 -0,119 0,169 -0,065
Процесс жизни 0,113 0,033 -0,122 -0,028
Результативн. Жизни -0,146 0,017 0,011 0,247*
Локус контроля Я -0,021 -0,027 0,013 0,051
Локус контроля Жизнь 0,001 -0,054 -0,006 0,080
Осмысленность жизни 0,004 -0,017 -0,017 0,048
Собственный престиж -0,185 0,036 0,230* -0,133
Выс. матер. полож. -0,356** 0,231* 0,217 -0,019
Креативность -0,185 -0,064 0,216 0,027
Активные соц. Контакты -0,179 -0,045 0,200 0,022
Развитие себя -0,193 -0,047 0,227* -0,004
Достижения -0,377** 0,063 0,346** -0,013
Дух.удовлетворение 0,049 -0,233* 0,194 -0,176
Сохр. Собств. Ндивид. -0,058 -0,052 0,114 -0,042
Профессион. Жизнь -0,283** -0,045 0,365** -0,099
Обучение и образов. -0,212 -0,031 0,212 0,044
Семейная жизнь -0,216 0,086 0,207 -0,091
Общественная жизнь -0,271* 0,141 0,185 -0,010
Увлечения 0,001 -0,125 0,139 -0,113

*значимо при р ≤ 0,05

**значимо при р ≤ 0,01

Таким образом, выявлено, что между социотипами «Аполлон», «Дионисий» и «Эпиметей» обнаружены достоверные взаимосвязи с ценностными ориентациями, а с социотипом «Прометей» выявлена достоверная взаимосвязь со смысложизненными ориентациями.

Так, между ………

Таблица 3

Значимые взаимосвязи между ценностными и смысложизненными ориентациями у социотипа «Аполлон»

Психологический признак Цель в жизни Процесс жизни Рез-ть жизни ЛК – «Я» ЛК – «Жизнь» ОЖ
Развитие себя 0,349 0,377* 0,377 0,211 0,070 0,315
Духовное удовлетворение 0,246 0,387* 0,387 0,135 -0,015 0,223
Обучение и образование 0,432* 0,193 0,193 0,462** -0,060 0,338

*значимо при р ≤ 0,05

**значимо при р ≤ 0,01

У представителей социотипа «Эпиметей» в процессе корреляционного анализа выявлено (см. Табл. 4), что чем более у них выражено ……..

Таблица 4

Значимые взаимосвязи между ценностными и смысложизненными ориентациями у социотипа «Эпиметей»

Психологический признак Цель в жизни Процесс жизни Рез-ть жизни ЛК – «Я» ЛК – «Жизнь» ОЖ
Собственный престиж 0,383* 0,280 0,283 0,358 0,264 0,382*
Высокое материальное положение 0,243 0,291 0,120 0,448 0,342 0,351
Креативность 0,530** 0,538** 0,513** 0,617** 0,288 0,667**
Активные социальные контакты 0,398* 0,285 0,287 0,473** 0,158 0,393*
Развитие себя 0,329 0,245 0,210 0,379 0,160 0,341
Достижения 0,421* 0,347 0,265 0,479** 0,261 0,292
Сохранение собственной индивидуальности 0,299 0,290 0,228 0,365* 0,215 0,384*
Профессиональная жизнь 0,337 0,282 0,157 0,384* 0,190 0,333
Обучение и образование 0,362* 0,354 0,162 0,428* 0,234 0,317
Семейная жизнь 0,280 0,168 0,212 0,337 0,121 0,298
Общественная жизнь 0,338 0,398* 0,372* 0,471** 0,240 0,430*
Увлечения 0,411* 0,235 0,268 0,473** 0,213 0,468*

*значимо при р ≤ 0,05

**значимо при р ≤ 0,01

У представителей социотипа «Прометей» в процессе корреляционного анализа выявлено (см. Табл. 5), что, чем более они стремятся к духовным ценностям, духовной близости в лоне семьи и реализации себя в общественной жизни, тем более они удовлетворены самим процессом жизни. ……..

Таблица 5

Значимые взаимосвязи между ценностными и смысложизненными ориентациями у социотипа «Прометей»

Психологический признак Цель в жизни Процесс жизни Рез-ть жизни ЛК – «Я» ЛК – «Жизнь» ОЖ
Высокое материальное положение 0,100 0,821 0,975** 0,200 0,700 0,500
Активные социальные контакты 0,316 0,649 0,811 0,474 0,949* 0,791
Развитие себя -0,200 0,975** -0,872 -0,100 -0,600 -0,300
Духовное удовлетворение -0,447 0,948* -0,574 -0,224 -0,447 -0,224
Профессиональная жизнь 0,821 0,000 -0,079 0,975** 0,616 0,872
Семейная жизнь -0,200 0,975** -0,872 -0,100 -0,600 -0,300
Общественная жизнь -0,051 0,947* 0,895* 0,051 -0,564 -0,205
Увлечения 0,100 0,821 0,975** 0,200 0,700 0,500

*значимо при р ≤ 0,05

**значимо при р ≤ 0,01

Выводы по главе 2

Таким образом, исходная гипотеза исследования о том, что ……..подтвердилась. Выявлена достоверная связь ценностных и смысложизненных ориентаций с социотипом личности. …..

Как показало наше исследование, существуют ……

Таким образом, можно утверждать, что …….

Заключение

Исследована проблема ценностных и смысложизненных ориентаций у представителей различных социотипов личности. Для этого нами был проанализирован …..

Эмпирическое исследование социотипов мы осуществляли с помощью методики диагностики Д. Кейрси. ….

Нами были изучены ценностные и смысложизненные ориентации, которые сообщают направленность деятельности человека, позволяют занять определенную позицию и регулируют поведение. За основу при проведении эмпирического исследования мы взяли подход М. Рокича к ценностям. …..

Также нами рассмотренысмысложизненные ориентации, как один из наиболее влиятельных компонентов интегральной индивидуальности, формирующих социогенез личности. ……

Проанализировав три фундаментальные категории психологии личности (социотип, ценностные и смысложизненные ориентации), мы пришли к выводу, что существует неразрывная взаимосвязь между содержанием и установками личности относительно мира, людей, себя самого и т.д., то есть ценностями, которые на поведенческом уровне реализуются смысложизненными ориентациями.

Мы выдвинули гипотезу о том, что ……Как показало наше исследование, существуют …….

Система ценностей более сформирована и определенна у социотипов «Аполлон», «Дионисий» и «Эпиметей», таким образом, они …..

Таким образом, можно утверждать, что ……

Исходя из практической значимости нашей работы, а именно …….., нами разработаны практические рекомендации:

Перспективы работы. Данное исследование представляет дальнейший научный интерес и возможное продолжение исследования на большей выборке с разной возрастной категорией и половой принадлежностью.

Наши рекомендации