Иван: «Это означает увеличение спроса».
Аня: «Это означает, что уменьшилось предложение, т.е. кривая предложения сдвинулась вправо».
Валя: «Возможно, спрос и предложение совсем не изменились, а только увеличилась цена кукурузы, которой кормят свиней».
Коля: «Не думаю, что мы можем быть уверенными в причинах увеличения равновесной цены, но я считаю, что мы можем с уверенностью прогнозировать, что одним из эффектов будет увеличение цены на гамбургеры».
Решение:
1.Ответ Ивана неверный, т.к. в долгосрочном периоде увеличение цены может быть вызвано только сокращением предложения.
2.Ответ Ани неверный, т.к. при уменьшении предложения кривая предложения сдвигается влево и вверх.
3.Ответ Вали неверен, т.к. она говорит о неценовых факторах, влияющих на предложение. Т.е. при увеличении цены на кукурузу, которая является ресурсом для производства готовой продукции, издержки на производство единицы продукции увеличатся, предложение уменьшится, а кривая предложения сместится влево и вверх.
4.Ответ Коли правильный, т.к. свинина является ресурсом для производства гамбургеров, и увеличение цены на нее приведет к увеличению цены на гамбургеры.
Студентка Людмила попала на собрание профсоюза парикмахеров, где обсуждалось повышение цены на стрижку с 20 грн. до 22 грн., но участники дискуссии не могли прийти к опр. выводу и спросили Людмилу. Она ответила: «Множество исследований показали, что спрос на стрижку является эластичным». Как следует понимать объяснение Людмилы и что нужно делать парикмахерам?
Решение:
Т.к. речь идет о повышении цены на стрижку, то очевидно, что в задаче речь идет об эластичности спроса по цене, т.е. о том, как изменится спрос на стрижку при изменении цены на нее.
Объяснение Людмилы следует понимать, как определение стрижки к товарам, спрос на которые эластичен. Такая форма эластичности спроса характерна для товаров роскоши и дорогостоящих товаров. Людмила отнесла стрижку к данной категории товаров, мотивируя это тем, что она не является предметом первой необходимости (неэластичный спрос) и без нее в некоторых случаях можно обойтись.
Поэтому парикмахерам стоит обратить внимание на высказывание Людмилы, т.к. оно предполагает, что при увеличении цены на стрижку на 10 % (2 грн.), то величина спроса (количество клиентов) может сократиться на больший % (в зависимости от значения коэффициента эластичности спроса по цене). Поэтому парикмахерам не стоит повышать цену, т.к. они рискуют потерять опр. количество клиентов.
6. Студент ест на свою стипендию сосиски и яблоки. Таблица показывает полезность, которую он получает от потребления разного количества сосисок и яблок. Цена яблока – 1,5 у.е., сосисок – 7,5 у.е. Предположим, что студент обычно покупает 2 сосиски и 10 яблок.
Q | Яблоки | Сосиски | ||||||
Полезность | Предельная полезность | MU/P | Полезность | Пред. полезность | MU/P | |||
26,6 | ||||||||
16,6 | ||||||||
1) Сколько денег тратит студент на покупку яблок и сосисок?
2) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?
3) При какой комбинации 2 товаров полезность для студента будет максимальной?
Решение:
1)Сумма затрат = (2 * 7,5) + (10 * 1,5) = 30 у.е.
2)Полезность данного набора благ:
TU = 371 + 630 = 1001 ютиль
MU = 24 + 270 = 294 ютиля
3)Согласно 2 закона Госсена, полезность 2 благ будет максимальной, если выполняется равенство:
MU/P яблок = MU/P сосисок = , т.е. максимально полезным набором благ будет набор из 5 яблок и 3 сосисок.
Рынок производства мех. устройств является совершенно конкурентным. Самой низкой точке долгосрочной кривой средних затрат каждого производителя мех. устройств отвечает уровень 4 грн. – это минимальное значение соответствует выпуску 1000 единиц в месяц. Если при оптимальном объеме производства предприятие производит 1150 мех. устройств в месяц, то краткосрочные средние затраты для каждого предприятия составляют 5 грн.
Кривая рыночного спроса: Q спроса = 140 000 – 10 000 * P.
Кривая рыночного предложения: Q предл. = 80 000 + 5000 * P.