Сбалансированные счетные карточки
Преобразование общей корпоративной цели – максимизации акционерной стоимости в более конкретные стратегические и операционные цели является главной задачей системы управления компанией. В последнее время растет популярность подхода к решению этой задачи, основанного на использовании так называемых "сбалансированных счетных карточек". Этот подход к постановке целей и измерению показателей деятельности разработан Робертом Капланом из Гарвардской школы бизнеса и Дэвидом Нортоном из компании Knoll, Norton & Company. Предложенные ими сбалансированные счетные карточки включают в себя набор взаимосогласованных показателей деятельности, дающих ответы на четыре вопроса:
1 Как мы относимся к нашим акционерам? Ответ на этот вопрос дает финансовый блок, состоящий из таких показателей, как приток денежных средств, выручка от продаж и норма отдачи от акционерного капитала.
2 Как к нам относятся наши потребители? Ответ на этот вопрос дает потребительский блок, состоящий из таких показателей, как предназначение новых продуктов, сроки поставок и количество дефектов, обнаруженных после продажи.
3 Что мы должны улучшить? Ответ на этот вопрос дает внутренний блок, состоящий из характеристик внутренних процессов, таких, как производительность труда, общие объемы продукции, продолжительность производственного цикла, различные показатели качества и затрат. К этому же блоку относятся показатели (не обязательно количественные), характеризующие условия труда и уровни квалификации персонала.
4 Сможем ли мы продолжать создавать добавленную стоимость в будущем? Ответ на этот вопрос дает инновационный блок, состоящий из показателей, характеризующих сроки разработки новых продуктов и темпы совершенствования технологий и характеристик готовой продукции.
Рис. 2Связи между генераторами стоимости и целевыми показателями
Каплан и Нортон утверждают, что их система позволяет связать финансовые и стратегические цели компании. В одном из их докладов содержится следующее высказывание:
Стратеги разрабатывали планы на пять или десять лет, тогда как контролеры имели дело с годовыми бюджетам и прогнозами на ближайшее будущее. Взаимодействие между этими двумя группами было весьма слабым. Однако теперь счетные карточки служат мостом между ними. Финансовый блок включает в себя показатели, традиционно используемые контролерами. Остальные блоки делают измеримыми стратегические долгосрочные цели компании.
Одним из ведущих приверженцев использования сбалансированных счетных карточек является принадлежащая корпорации "Мобил Корпорейшн" (Mobil Corporation) компания NAM&R по производству и торговле нефтепродуктами, счетная карточка которой представлена на рис 3.
Рис. 3 "Сбалансированная счетная карточка" для компании NAM&R
Столкнувшись с проблемой снижения прибыльности, эта компания использовала счетные карточки как средство увязывания стратегии с финансовыми целями компании и преобразования этих целей в конкретные требования к деятельности отдельных деловых единиц и функциональных подразделений. Счетные карточки являются механизмом преобразования стратегии в конкретные операционные цели. Счетные карточки содержат показатели, по которым оценивается деятельность каждого подразделения или отдела и определяется размер премии каждого работника.
СТАТЬЯ 5