Анализ структуры товарной продукции и влияние структурных сдвигов на выполнение производственной программы.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры вы пуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:
В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам, и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других - уменьшается.
Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели:
объем выпуска в стоимостной оценке;
материалоемкость;
себестоимость товарной продукции, прибыль;
рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем всего выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Если бы объем производства равномерно уменьшился на 5% по всем видам продукции и не нарушилась сложившаяся структура, то общий объем производства в базовых ценах составил бы 76 000 тыс. руб. При текущей структуре он выше на 7600 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Анализ качества продукции.
Существует 3 разновидных показателя качества продукции:
1. Обощающие
1.1удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска
1.2 удельный вес продукции соответсвтвующим мировым стандартам
1.3удельный вес экспортируемой продукции
2. индивидуальные
характер, полезность, надежность, технологичность продуции.
Пример: -процентная жирность в молоке
-кол-во отказов (сбоев) в работе
-кол0во белка в продукте
3.косвенные
3.1 удельный вес забракованной продукции
3.2 кол-во рекламации
3.3. штрафы за некачественную продукцию
Анализ качества происходит в 2х этапах:
1) Изучается динамика показателей качества выполненного плана.
Выполнение плана по их уровню
Причин их изменений
Дается оценка работы
Предприятия по достигнутому уровню начал. Продукции
Определяется влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия, такие как:- стоимость выполненной продукции; - выручка от реализованной продукции; - прибыль
показатель | Прошедший год | Отчетный год | |
план | факт | ||
Средневзвешенный бал. Качества продукции | 0,7% | 0,75% | 0,74% |
Удельн. Вес продукции высшей категории качества | 75% | 76% | 78% |
Удел вес экспортной продукции | 29% | 35% | 36,5% |
Удел. Вес забракованной продукции | 0,55% | 0,4% | 0,5% |
Как видно из таблицы предприятие проделало определ. Работу по улучшению качества, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции ысшей категории и экспортной продукции.
2) На втором этапе определяется влияние количества продукции на стоимостные показатели:
1) на стоимость выпущенной продукции
ВП=(Ц1-Ц0)*Vвп,
Где Ц1-Ц0 – цена изделия до и после изменения качества
2) на выручку от реализации
ВП=(Ц1-Ц0)* Vрп
3) на прибыль предприятия
П= (Ц1-Ц0)*Vрп – (Ц1-Ц0)* Vвп