Договор страхования в сфере предпринимательской деятельности.

Договор страхования предпринимательских рисков - это разновидность договора имущественного страхования, наиболее характерная для предпринимательского оборота. Суть договора имущественного страхования состоит в том, что одна сторона (страховщик), являющийся субъектом предпринимательства, обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (ст.929 ГК РФ).

Что касается договора страхования предпринимательских рисков, то предметом данного договора является особого рода услуга, которая заключается в несении страховщиком определенных рисков от предпринимательской деятельности. К предпринимательским рискам относится риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов. Однако по договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован риск лишь самого страхователя и только в его пользу (ст.933 ГК РФ).

Страховщиком по этому договору может быть страховая организация - субъект предпринимательства, осуществляющая страховую деятельность на основе разрешения (лицензии). Страхователем является также субъект предпринимательской деятельности, имеющий интерес в страховании своих предпринимательских рисков.

47. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере интернет-услуг. В связи с бурными темпами развития сети «Интернет» особую значимость приобретает регулирование такого популярного направления, как фрилансинг. Фрилансинг, являясь источником основного или дополнительного заработка, способствует развитию коммерческой деятельности. Следовательно, регулирование данной сферы должно содействовать развитию положительных тенденций Интернет-предпринимательства. Однако развитие предпринимательства в сети «Интернет» обладает определенной спецификой, способствующей возникновению трудностей на пути реализации. Понятие фрилансинга не закреплено ни в одном нормативном правовом акте. Чтобы изучить природу данного явления, представляется целесообразным выделить признаки, его характеризующие: удаленная работа; свободный график; независимость; сдельная оплата труда. Таким образом, фрилансер – это работник, осуществляющий деятельность, направленную на извлечение прибыли, дистанционно от работодателя посредством сети «Интернет» по сдельной системе оплаты труда. По данным исследования НИУ «Высшая школа экономики», на бирже фрилансинга (freelance.ru) зарегистрировано более 1.5 млн. пользователей. Число фрилансеров неуклонно растет, при этом вышеуказанная биржа – это далеко не единственное место работы в сети «Интернет». Многие пользователи работают сразу на нескольких биржах. Виды деятельности в сфере интернет-предпринимательства весьма разнообразны: копирайтинг, программирование, дизайн, архитектура, консультирование, маркетинг. Это далеко не полный перечень специализаций фрилансеров. Преимущества данного вида заработка очевидны: свободный график работы; комфортные условия труда; выбор заказов по своему усмотрению. Впрочем, последнее достоинство является одновременно и недостатком, поскольку доход может быть неравномерным в зависимости от предложений работодателей. Поиск заказов держит в тонусе фрилансеров, однако для некоторых граждан такое непостоянство неприемлемо. Несмотря на очевидную привлекательность фрилансинга, данный вид деятельности сопряжен с определенными трудностями: вышеупомянутая самомотивация, неравномерный доход, самостоятельная финансовая отчетность, а для работодателя – сложность контроля процесса труда. Впрочем, для работодателя все же есть ряд неоспоримых достоинств: нет необходимости предоставлять социальные гарантии; возможность сэкономить на отсутствии рабочего места в помещении; оплата только за результат работы, а не за количество часов. В настоящее время правовой базой фрилансинга выступают: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «Об электронной подписи». Данные правовые акты регулируют отношения в сфере труда дистанционных работников, в сфере электронной коммерции, документооборота, т.е. данные акты (за исключением Трудового кодекса РФ) регулируют смежные с интернет-предпринимательством отношения. На данный момент существует проблема несовершенства законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сети «Интернет». Данный пробел законодатель частично восполнил путем внесения изменений в трудовое законодательство. В 2013 году В ТК РФ появилась новая глава (49.1), посвященная трудовым отношениям с участием дистанционных работников. Новые нормы закрепили правовой статус работников, осуществляющих профессиональную деятельность удаленно; конкретизировали процесс заключения трудового договора путем обмена электронными документами. Удаленные работники в результате внесения данных поправок получили право на социальные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Безусловно, это очень важный шаг для регулирования профессиональных отношений в сети «Интернет», однако, наряду с заключением трудового договора, в данной сфере используется иная правовая основа фриланс-отношений. Помимо трудового договора предусмотрено еще две возможности: заключение гражданско-правового договора; регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Первая возможность предполагает заключение гражданского договора. Это может быть договор подряда, договор возмездного оказания услуг. Наиболее распространенным вариантом является договор авторского заказа. Его предметом является результат интеллектуального, творческого труда. Применительно к фрилансингу это может быть статья, конструкторский проект, рекламные услуги, программное обеспечение, т.е. конечный результат работы фрилансера. Биржи фрилансинга предпочитают преимущественно именно этот вариант оформления отношений с работником. Биржи выступают посредниками между пользователями, представляя собой наиболее приемлемый и удобный способ поиска и размещения заказов. Биржи заключают пользовательское соглашение, которое для фрилансеров является договором авторского заказа, а для заказчиков – договором-поручением, по которому заказчик вправе приобретать исключительные права на результаты деятельности фрилансера. Большинство фрилансеров, осуществляя деятельность, направленную на извлечение прибыли, сотрудничают с биржами фрилансинга. Однако, если удаленный сотрудник осуществляет поиск заказов самостоятельно, т.е. не принимая вышеуказанное пользовательское соглашение, он не выполняет налоговых отчислений с полученной прибыли. Поэтому законным способом фрилансинга в данном случае будет регистрация ИП, а также уплата налогов по упрощенной системе. Таким образом, предпринимательская деятельность в сети «Интернет» представляет собой интенсивно развивающуюся сферу деятельности. Правовое регулирование фрилансинга постепенно совершенствуется, несомненно, мы видим положительную динамику, направленную на укрепление фрилангсинга как важнейшего сегмента предпринимательской деятельности.





48. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере маркетинговых услуг.Главным источником правового регулирования маркетинговой деятельностью является Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, иногда именуемый «экономической конституцией». Он содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства.

Помимо Гражданского кодекса РФ, «правила игры» создают и другие федеральные законы. Их можно типологизировать в зависимости от сферы действия на следующие группы:

1) отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» (в редакции от 9 января 1996 г.) и др.;

2) вопросы сбыта - Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. № 60ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164ФЗ «О лизинге» и др.;

3) отношения, возникающие в сфере маркетинговой товарной политики, - Федеральным законом от 27 декабря 2002г. № 184ФЗ «О техническом регулировании», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и др.;

4) ценообразование - например, Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и др.;

5) конкурентные отношения в сфере маркетинга - Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральным законом от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг«, Законом РФ от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»;

6) продвижение продукции регулируется в основном Законом РФ от 18 июля 1995 г. «О рекламе», и многие другие.

Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией, то помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих маркетинг, входят и акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной.

Кроме нормативных актов, к источникам, регулирующим маркетинг, следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений. Согласно ст.5 ГК РФ, «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников маркетинговой деятельности положениям законодательства или договору.

Наряду с внутренними законами и иными нормативными правовыми актами источниками регулирования маркетинговых отношений служат общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Они содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда. Российское законодательство восприняло многие положения международного права и международных договоров. Нормы этих актов обычно применяются к маркетинговым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории России, порядок совершения внешнеэкономических сделок, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и многое другое.

Формирование маркетингового права базируется прежде всего на экономико-управленческих условиях. Его необходимость определяется тем, что маркетинговая деятельность в Российской Федерации осуществляется уже несколько лет.

Потребность в развитии и использовании на практике маркетингового права стала особенно ощущаться в последнее время в связи с обострением конкурентной борьбы. Соотнесение принимаемых в этой сфере решений с законодательными нормами повышает их обоснованность для производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности. Это рационализирует процесс товародвижения, ценообразования, маркетинговых коммуникаций, разработки товарного ассортимента, совершенствует практику анализа и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования.

Совершенствование государственного регулирования маркетинга необходимо для установления торговых связей с экономически развитыми странами, ибо несовершенство отечественного законодательства является одной из причин, по которой в российские отрасли производства и предприятия не хотят вкладывать средства многие иностранные инвесторы: законы не гарантируют защиты прав предпринимателей, цивилизованного ведения бизнеса. Одним из основных условий успешного становления отечественного маркетингового права является системное изучение всего арсенала юридических средств, применяемых в зарубежных странах, с тем, чтобы учитывать и использовать их в законотворчестве.

На основе укрепления государственной власти, создания эффективного механизма правового регулирования экономических отношений, основанных на маркетинге как средстве оптимизации, повышении эффективности рыночных процессов, Россия сможет построить конкурентоспособную, динамично развивающуюся социально-ориентированную экономику.

49.Правовое регулирование аудиторской деятельности.Развитие рыночных отношений, международных экономических связей, укрепление акционерных форм собственности, банковского и страхового дела вызвали необходимость создания системы аудита в нашей стране.

Аудиторская деятельностьпредставляет собой проверку бухгалтерской, финансовой отчетности предприятий, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответствующей информации, а также определить соответствие совершенных финансовых и хозяйственных актов действующему в России законодательству.

Потребность в независимом органе, способном выполнять такие функции, возникла в связи с необходимостью обеспечить правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности всеми хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности и организационно-правовых форм предприятий для удовлетворения законных налоговых, информационно-статистических и иных требований государства, региона, социальных фондов, организаций, лиц, связанных с проверяемым субъектом соответствующими правоотношениями.

Начало правовой базы аудиторской деятельностибыло положено изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Нормы о проведении аудиторских проверок содержатся также в Законе «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 24 мая 1999 года), Законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ) и других нормативных актах.

Основными целями аудиторской деятельностиявляются:

• установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности;

• установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативные актам, действующим в Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемых проблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

Аудит может проводиться:

• физическими лицами,осуществляющими самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в качестве таковых;

• юридическими лицами (аудиторскими фирмами),которые регистрируются как предприятия независимо от формы, вида собственности (в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами) любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельностиутвержден Правительством РФ 6 мая 1994 года (в ред. от 21 июля 1997 года).

Организация проведения аттестация возложена:

• на Министерство финансов РФ - по аудиту предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;

• на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью - по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;

• на Центральный Банк РФ - по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности предусматривает сдачу за определенную плату претендентом квалификационного экзамена специально созданной аттестационной комиссии. К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям: претенденты должны иметь высшее либо среднее специальное экономическое либо юридическое образование, специальный стаж работы не менее трех лет из последних пяти (в качестве аудитора, бухгалтера, экономиста, научного работника или преподавателя по экономическому профилю и т. д.), не иметь судимости с применением наказания в виде лишения права деятельности в сфере финансово-хозяйственных отношений (в течение отбывания наказания и до снятия судимости).

В соответствии с п. 13 Временных правил аудиторской деятельности аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

• самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов;

• проверять у экономических субъектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки;

• получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц;

• привлекать в случае необходимости на договорной основе к участию в проверке других аудиторов или иных специалистов.

Наши рекомендации