Значение страхования для предпринимательской деятельности отдельных фирм

Коммерческое страхование должно быть выгодно не только отдельной личности, семье, но и предпринимателям. В странах Запада с развитым страхованием и высокой страховой культурой предприниматели, как правило, имеют положительный эффект от страхования.

Так, во-первых, страховая защита от предпринимательских рисков, гражданской ответственности предпринимателя, его производственного имущества дает возможность сохранять непрерывность, безубыточность и финансово-хозяйственную сбалансированность предпринимательской деятельности, так как убытки, возникшие при страховом случае, погашаются за счет резервов страховщика.

Во-вторых, страхование полностью или частично освобождает предпринимателя от создания собственных огромных самозащитных денежных и натуральных фондов, от замораживания капитальных средств в них, а значит, повышает ликвидность, платежеспособность его фирмы. Ибо сумма страховых взносов на порядки ниже суммы денег, необходимых для создания собственного самозащитного фонда. Переложив при страховании риск на страховщика, предприниматель освобождается от забот и затрат, связанных с самозащитой, и спокойно, с уверенностью занимается своим делом, получив возможность увеличить массу капитала и его оборачиваемость.

В-третьих, при страховании предприниматель заранее знает цену риска (величину страхового взноса, премии), так как она зафиксирована в договоре. При этом данная цена страхования для него есть величина стабильная на весь срок действия договора страхования. И в тех странах, где эта цена включается в себестоимость, предприниматель возвращает затраты на страхование после продажи своих товаров. Это материально стимулирует его для заключения страховых сделок.

В результате этого предприниматели получают реальные возможности роста накопления, т.е. расширенного воспроизводства за счет собственной прибыли.

С 1 января 2001 г. в России введен почти такой же порядок. Предприниматели получили право относить на себестоимость страховые взносы по страхованию имущества в размере фактических затрат.

В-четвертых, предприниматель получает от государства стимул к страхованию не только благодаря возможности включения страховых взносов (премий) в себестоимость. Есть и другой стимул. Например, в ФРГ после 12 лет непрерывного страхования все страховые выплаты, получаемые предпринимателем, освобождены от налогов.

В-пятых, страхование выгодно предпринимателям потому, что повышается их кредитоспособность. Если такой предприниматель обращается в банк за кредитом, то для банка страховой полис служит солидной гарантией, и он выдаст предпринимателю кредит в пределах суммы, указанной в полисе. Кстати, как отмечалось, это распространяется и на отдельных граждан. Они могут получить кредит в банке, например на постройку дома, если он - предмет залога, под полис страхования от огня или жизни.

В-шестых, страхование часто обусловливается для предпринимателей организацией предупредительных (профилактических, превентивных) мероприятий.

При этом в условия страхования записывается: если в течение какого-то срока (например, полугода) страховой случай не произойдет на объекте, то страховщик снизит страховой взнос (премию) на несколько процентов. Ясно, что это стимулирует предпринимателя (и гражданина) к проведению превентивных мер.

Примечание. Страховщик ставит условие предпринимателю, чтобы, скажем, при страховании от огня он провел систему противопожарных мероприятий, включая установку специальных сигнальных датчиков, либо страховщик сам за свой счет проводит профилактические мероприятия. Страховщик не станет страховать от кражи со взломом, если объект не будет оборудован решетками на окнах и т.п., а также охранной сигнализацией. Кстати, это же касается страхования гражданами своего жилья, транспортных средств и т.п.

Как видно, положительное значение страхования для предпринимателей и граждан стимулируется западными государствами через создание привлекательных экономических условий страхования. Государственный интерес в развитом страховании раскрывается в следующем параграфе данной главы.

Наши рекомендации