Устойчивость предприятия. Леверидж
Рычаг (леверидж) – это показатель, характеризующий взаимосвязь структуры затрат, структуры капитала и финансового результата.
Существуют три вида рычага:
Операционный;
Финансовый;
Сопряженный.
Операционный (производственный) рычаг (ОР) – это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет изменения структуры затрат и объема реализации:
Валовая маржа – это разность между выручкой от реализации и переменными затратами.
Операционный (производственный) рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема реализации на 1%.
Эффект операционного рычага сводится к тому, что любое изменение выручки от реализации (за счет изменения объема) приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объема производства.
Сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского рыска, т.е. риска потери прибыли, связанного с колебаниями объема реализации. Чем больше эффект операционного рычага, т.е. чем больше доля постоянных затрат, тем больше предпринимательский риск.
Финансовый рычаг — это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет изменения соотношения заемных и собственных средств. Эффект финансового рычага характеризует степень финансового риска, т.е. вероятность потери прибыли и снижения рентабельности в связи с чрезмерными объемами заемного капитала.
Первый метод расчета эффекта финансового рычага (ЭФР) связывает объем и стоимость заемных средств с уровнем рентабельности собственного капитала:
ЭФР = (1- СНП) • (ЭР- СРСП) • (ЗК/ СК),
где СНП — ставка налога на прибыль;
ЭР — экономическая рентабельность (рентабельность
активов);
СРСП — средняя расчетная ставка процента;
ЗК — заемный капитал;
СК — собственный капитал.
Этот показатель отражает возможное изменение (увеличение или уменьшение) рентабельности собственных средств, связанное с использованием заемных средств, с учетом платности последних:
- если СРСП < ЭР, то у предприятия, использующего заемные средства, рентабельность собственных средств возрастает на величинуЭФР,
- если СРСП > ЭР, то рентабельность собственных средств у предприятия, берущего кредит по данной ставке, будет ниже, чем у предприятия, которое этого не делает, на величину ЭФР
Сопряженный рычаг характеризует совокупное влияние предпринимательского и финансового рисков и показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении объема реализации на 1%:
Сопряженный рычаг = Сила операционного рычага • Эффект финансового рычага
Для финансовой устойчивости предприятия важно: найти оптимальное соотношение между постоянными и переменными затратами в структуре себестоимости продукции; выбрать рациональную структуру капитала с точки зрения соотношения собственных и заемных средств
После анализа результатов полученных в курсовой работе, необходимо сформулировать вывод. Рис. 1 и табл. 8.1 представляются графически на одном листе формата А1.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. З.И. Аксеновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
2. Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта. /Под ред. С.Л. Голованенко. - К.: Техника, 1991. – 351 с.
3. http:\\www.garo.ru Справочник гаражного оборудования.
4. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава
Методическое издание
Составитель
Титла Ирина Михайловна
Методические указанияпо выполнению курсовой работы по дисциплине "Организация технического сервиса" для студентов направления подготовки 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов"
В авторской редакции
Подписано в печать. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 2,0.
Тираж 100 экз. Заказ № .
Библиотечно-издательский комплекс
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Тюменский индустриальный университет».
625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.
Типография библиотечно-издательского комплекса
625039, Тюмень, ул. Киевская, 52.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет» Институт транспорта Кафедра сервиса автомобилей и технологических машин |
Методические указанияпо выполнению курсовой работы по дисциплине "Организация технического сервиса" для студентов направления подготовки 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов"
Составитель И.М. Титла
Ответственный секретарь РИС __________________ /____________/ (подпись) «____» ____________ 2017 г. | Председатель методической комиссии института Транспорта ______________ /_______________/ (подпись) «____» ____________ 2017 г. |
Подписи и контактные телефоны авторов ______________ /Титла И.М./ (подпись) «____» ____________ 2017 г. | Зав. кафедрой САТМ ______________ /Захаров Н.С./ (подпись) «____» ____________ 2017 г. Протокол № __ от ___________ |
тел. 28-34-02
Тюмень
ТИУ