Подсистемы внутренней предпринимательской среды
К внутренней предпринимательской среде организаций относятся структура, культура и ресурсы организации. Под структурой предприятия понимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и (или) управленческих процессов. В соответствии с этим различают структуру производства и управления.
Структура организации состоит из следующих функциональных подсистем:
А) Маркетинг - это процесс, состоящий из определения потребностей покупателей, осмысления этих потребностей с точки зрения производственных возможностей организации, планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой и продвижением товаров к покупателям.
Б) Снабжение включает приобретение, хранение и подготовку к использованию в процессе производства необходимых материально-технических ресурсов.
В) Производство и научно-техническое развитие - организация производственной и научно-технической деятельности фирмы по изготовлению конкурентной продукции и оказанию услуг потребителям.
Г) Сбыт - решение комплекса вопросов по организации и управлению товарными потоками, направляемыми от фирмы к потребителям.
Д) Финансовое хозяйство и учет - обеспечение фирмы необходимыми финансовыми ресурсами, учет и контроль всех хозяйственных операций, затрат и результатов хозяйственной деятельности.
Е) Управление персоналом - отбор и прием на работу сотрудников в соответствии с потребностями фирмы и решение всех вопросов, связанных с эффективным использованием рабочей силы.
Культура организации (корпоративная культура)- это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии, а следовательно, на процессы и результаты совместной работы.
Ресурсы предпринимательской организации включают:
А) Основные средства (фонды) – здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства, вычислительная техника, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь; земельные участки, вода, недра и др. природные ресурсы, находящие в собственности предприятия, многолетние насаждения, рабочий и продуктивный скот и др.
Б) Нематериальные активы:
- объекты интеллектуальной собственности – исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы ЭВМ и базы данных; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения и др.;
- деловая репутация организации (гудвилл) – преимущества, которые получает покупатель при приобретении действующей компании по сравнению с созданием новой фирмы. Это наличие постоянных клиентов, выгодное местоположение предприятия, высококвалифицированная управленческая команда, организованная система сбыта, секретные технологии, интеллектуальная собственность, налоговые льготы, благоприятные кредитные условия и др.
В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
В) Оборотные средства:
- оборотные производственные фонды включают производственные запасы (сырьё, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, МБП); незавершённое производство (незаконченная продукция, полуфабрикаты собственного изготовления); расходы будущих периодов (затраты на подготовку и освоение новой продукции);
- фонды обращения включают готовую продукцию (на складе), отгруженную продукцию, денежные средства, дебиторскую задолженность.
Г) Персонал – это совокупность физических лиц, выполняющих разнообразные функции в процессе производства материальных благ, оказания услуг, удовлетворения потребностей интеллектуального, культурного и другого характера. Общим для всех фирм является деление работников на персонал основной и неосновной деятельности, руководителей, специалистов, служащих и рабочих.
Д) Финансовые ресурсы:
- внутренние финансовые ресурсы – чистая прибыль организации, амортизационные отчисления, обязательства перед служащими, налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими фирмами;
- внешние финансовые ресурсы – привлеченные финансовые средства (уставный капитал, складочный капитал, паевой фонд); заёмные финансовые ресурсы (банковские кредиты и ссуды, средства от выпуска и продажи облигаций, небанковские займы и др.).
15.Структура организации(?)
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ - способ взаимосвязи всех разнородных и разноориентированных элементов организационной системы. Более адекватным специфике организации как целевой социальной системы и распространенным представляется определение С. О. как способа распределения и соединения разнородных видов деятельности, координации и контроля, а также способа распределения власти и компетенции в организации.
Структура организации состоит из следующих функциональных подсистем:
А) Маркетинг - это процесс, состоящий из определения потребностей покупателей, осмысления этих потребностей с точки зрения производственных возможностей организации, планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой и продвижением товаров к покупателям.
Б) Снабжение включает приобретение, хранение и подготовку к использованию в процессе производства необходимых материально-технических ресурсов.
В) Производство и научно-техническое развитие - организация производственной и научно-технической деятельности фирмы по изготовлению конкурентной продукции и оказанию услуг потребителям.
Г) Сбыт - решение комплекса вопросов по организации и управлению товарными потоками, направляемыми от фирмы к потребителям.
Д) Финансовое хозяйство и учет - обеспечение фирмы необходимыми финансовыми ресурсами, учет и контроль всех хозяйственных операций, затрат и результатов хозяйственной деятельности.
Е) Управление персоналом - отбор и прием на работу сотрудников в соответствии с потребностями фирмы и решение всех вопросов, связанных с эффективным использованием рабочей силы.
Культура организации
Культура организации- это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии, а следовательно, на процессы и результаты совместной работы.
Виды корпоративных культур по Д. Зонненфельду:
1. «Бейсбольная команда» возникает в компаниях, где необходимы быстрые бизнес-решения, поощряется талант, новаторство, инициатива, креативность. Успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», они очень конкурентоспособны на рынке рабочей силы, зачастую за таких работников компании конкурируют между собой. Работников с невысокими личностными и профессиональными качествами быстро увольняют. Бейсбол-культура встречается в высокорисковых и очень мобильных сферах бизнеса.
2. «Клубная» корпоративная культура характеризуется стабильными, безопасными условиями труда, преданностью, лояльностью, сработанностью сотрудников. Это способствует поощрению возраста и опыта сотрудников. Карьерный рост происходит медленно и постепенно, поэтому работники имеют широкий профессиональный кругозор. На каждом новом уровне работник должен постигнуть все аспекты работы.
3. «Академическая» культура также предполагает медленный постепенный карьерный рост внутри компании, но в отличие от «клубной» культуры работники здесь редко переходят из одного отдела в другой или из одного направления работы в другое. В таких компаниях поощряется выбор сотрудниками своего специфического направления деятельности, совершенствование личного мастерства и опыта. Основанием для поощрения и продвижения являются хорошая работа и профессиональное мастерство. Такая узкая специализация ограничивает развитие личности и препятствует внутриорганизационной кооперации. Академическая культура характерна для учебных заведений и крупных промышленных компаний.
4. «Оборонная» культура возникает в ситуациях необходимости выживания компании, при частых реструктуризациях компании для адаптации к меняющейся внешней среде. В таких компаниях нет гарантии постоянной работы, возможности профессионального роста. Такая корпоративная культура предоставляет профессиональные перспективы для уверенных в своих силах сотрудников, но губительна для остальных.
Типы организационной культуры по Д. Коулу:
1. Бюрократическая организационная культура:
- работники - прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации;
- основной побудительный мотив для сотрудников – экономический интерес и материальное стимулирование;
- организационная структура должна быть спроектирована так, чтобы обеспечить максимум внешнего контроля за деятельностью работников и нейтрализации непредвиденных действий;
- осуществление контроля и самоконтроля – основное качество сотрудников.
2. Органическая организационная культура:
- работники озабочены социальными нуждами и стремятся к взаимодействию с другими людьми, основная потребность человека – в общественном признании;
- работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы начальства;
-высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов коллектива.
3. Предпринимательская организационная культура:
- решающий фактор успеха – инициатива самих работников, основной ресурс эффективности – настойчивые и агрессивные сотрудники;
- работники свободны в своих действиях, пока обеспечивают максимальную прибыль;
- наиболее эффективный способ мотивации работников – вызов, открывающий возможности для их самореализации, вызов должен соответствовать потенциалу работников и возможному вознаграждению;
- ответственность и риск принимаются на себя самими работниками, в организации царит дух внутренней конкуренции.
4. Партисипативная организационная культура (культура «участия», команды):
- общность ценностных установок, приоритет общекомандных целей и взаимодополнительность членов команды;
- люди способны гибко сочетать свои цели с целями команды, если последние четко оформлены;
- основные принципы взаимодействия;
- активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных действий, оценке и самооценке полученных результатов и индивидуальных вкладов в общекомандную работу;
- горизонтальные коммуникации между членами команды, постоянное самообразование всех членов команды.
В российских компаниях наиболее часто выделяют следующие типы корпоративной культуры организаций:
1. Культура семьи (клановый тип). Ценности: единство коллектива, согласие, мораль, ценность каждого человека, «семейные» ценности и роли. Лидеры: «родители». Характерен для компаний в самом начале пути, когда фирма больше похожа на семью, хотя встречается и в «консервативных» отраслях вроде сельского хозяйства.
2. Культура власти (адхократический, инновационный тип). Ценности: конкуренция в коллективе, инновации, предприимчивость, амбициозность, личная инициатива. Лидеры: рисковые, креативные, предприимчивые личности. Компании творческие, динамичные.
3. Культура цели (рыночный тип). Ценности: ориентация на результат и эффективность, целеустремленность, продуктивность. Лидеры: трудоголики, добивающиеся результата. Этому типу соответствуют компании, стремящиеся к увеличению прибыли, доли на рынке, росту капитализации.
4. Культура иерархии (бюрократический тип). Ценности: формальные правила и процедуры, хороший контроль, четкая иерархия, порядок, надежность, стабильность. Лидеры возглавляют вертикали власти.
Ресурсы организации
Ресурсы организации –это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие стабильную работу организации для достижения ее основных целей.
Ресурсы предпринимательской организации включают:
А) Основные средства (фонды) – здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства, вычислительная техника, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь; земельные участки, вода, недра и др. природные ресурсы, находящие в собственности предприятия, многолетние насаждения, рабочий и продуктивный скот и др.
Б) Нематериальные активы:
- объекты интеллектуальной собственности – исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы ЭВМ и базы данных; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения и др.;
- деловая репутация организации (гудвилл) – преимущества, которые получает покупатель при приобретении действующей компании по сравнению с созданием новой фирмы. Это наличие постоянных клиентов, выгодное местоположение предприятия, высококвалифицированная управленческая команда, организованная система сбыта, секретные технологии, интеллектуальная собственность, налоговые льготы, благоприятные кредитные условия и др.
В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
В) Оборотные средства:
- оборотные производственные фонды включают производственные запасы (сырьё, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, МБП); незавершённое производство (незаконченная продукция, полуфабрикаты собственного изготовления); расходы будущих периодов (затраты на подготовку и освоение новой продукции);
- фонды обращения включают готовую продукцию (на складе), отгруженную продукцию, денежные средства, дебиторскую задолженность.
Г) Персонал – это совокупность физических лиц, выполняющих разнообразные функции в процессе производства материальных благ, оказания услуг, удовлетворения потребностей интеллектуального, культурного и другого характера. Общим для всех фирм является деление работников на персонал основной и неосновной деятельности, руководителей, специалистов, служащих и рабочих.
Д) Финансовые ресурсы:
- внутренние финансовые ресурсы – чистая прибыль организации, амортизационные отчисления, обязательства перед служащими, налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими фирмами;
- внешние финансовые ресурсы – привлеченные финансовые средства (уставный капитал, складочный капитал, паевой фонд); заёмные финансовые ресурсы (банковские кредиты и ссуды, средства от выпуска и продажи облигаций, небанковские займы и др.).