Классификация организаций. Организационно-правовые формы организаций
Классификация организаций. Организационно-правовые формы организаций
Организация - общности людей, объединённых целями и управлением.
Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:
• нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
• возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;
• принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.
Организации могут быть:
• правительственные и неправительственные;
• коммерческие и некоммерческие;
• бюджетные и небюджетные;
• общественные и хозяйственные;
• формальные и неформальные.
Кроме того, различают организации по:
• отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);
• самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).
Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.
Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. Например, чиновники из аппарата Президента РФ не могут возглавлять коммерческие структуры; чиновники из аппарата Госкомимущества РФ не могут вкладывать свои средства в акции приватизируемых организаций. К неправительственным организациям относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации. Например, некоммерческое учебное заведение осуществляет свою работу на основе полной оплаты студентами процесса обучения, при этом вся прибыль должна идти на расширение учебной базы, приобретение компьютеров, литературы и др.
Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из вьщеленных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.
Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Так, профсоюзы являются общественной организацией, поскольку все поступившие членские взносы тратятся на удовлетворение потребностей своих же членов. Например, АЗЛК — хозяйственная организация, выпускающая автомобили для широкой продажи.
Всю совокупность организаций можно разделить на две группы: организации неформальные и формальные (рис. 1.).
Рис. 1. Общая классификация организаций
Неформальныеорганизации – это официально не признанные объединения людей, не зарегистрированные, действующие вне существующего законодательства той или иной страны. Примером могут служить разного рода группы людей по интересам, преступные формирования, нелегальные секты. К неформальным организациям применим термин «неофициальные».
Формальные организации – это легально созданные, официально признанные, документально оформленные, надлежащим образом зарегистрированные объединения лиц.
В механизме управления и формальными и неформальными организациями имеется много общего. По понятным причинам мы в дальнейшем будем иметь в виду управление в официальных организациях.
В свою очередь, все формальные («официальные») организации можно разделить тоже на две группы: 1) организации, выступающие как юридические лица; 2) организации, не являющиеся юридическими лицами (рис. 2.).
Рис. 2. Юридическая классификация формальных организаций
Ко второй из указанных групп относятся, прежде всего, организации, образуемые частными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица. По действующему Гражданскому кодексу РФ не выступают юридическими лицами крестьянские хозяйства. Носителями прав и ответственности в таких организациях выступают конкретные физические лица (частные предприниматели, главы крестьянских хозяйств), они же выступают их органами управления.
По российскому законодательству не являются полноценными юридическими лицами филиалы и представительства: они выступают как обособленные подразделения какой-либо организации – юридического лица. Состав их органов управления и компетенция органов определяются головной организацией, как правило, в положении о филиале (представительстве).
Гражданский кодекс РФ все организации в зависимости от целей их деятельности разделяет на две группы: организации коммерческиеинекоммерческие(рис. 3.).
Рис. 3. Классификация организаций по целевой направленности
Коммерческие организации в качестве основной экономической цели своей деятельности имеют извлечение прибыли, по своей природе они должны быть самоокупаемыми. Некоммерческиеорганизации преследуют цель удовлетворения потребностей людей; их доходная часть в большинстве случаев формируется из внешних поступлений. В таблице 1. приведены основные формы некоммерческих организаций с примерами видов.
Таблица 1
Рис. 2. Базовые формы коммерческих организаций
Полный перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций включает восемь наименований (таблица 2.)
Таблица 2.2.
Коммерческих организаций
Базовая форма | Перечень организационно-правовых форм |
1. Хозяйственные товарищества 2. Хозяйственные общества 3. Производственные кооперативы 4. Унитарные предприятия | 1.Полное товарищество 2.Товарищество на вере (коммандитное товарищество) 3.Общество с ограниченной ответственностью (ООО) 4.Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) 5.Акционерное общество (АО) 6.Производственный кооператив 7.Государственное унитарное предприятие 8.Муниципальное унитарное предприятие |
Отдельные организационно-правовые формы имеют типы и виды. Так, акционерные общества создаются двух типов открытые и закрытые. Государственные унитарные предприятия могут быть федеральными и субъектов РФ (республиканские, областные, краевые).
Рассмотрим основные правовые формы организаций.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. ООО создается и действует на основании учредительного договора и устава; если общество создано одним лицом, то —только устава. Пример фирменного наименования ООО. «Фирма «Лотос» — общество с ограниченной ответственностью». Число участников ООО не должно превышать 50 человек.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) учреждается одним или несколькими лицами. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества. ОДО создается и действует на основании учредительного договора и устава, если общество создано одним лицом, то — только устава.
Пример фирменного наименования ОДО: «Фирма «Колос» — общество с дополнительной ответственностью».
Акционерное общество (АО) — это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Общество может быть открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО). Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров ОАО неограничено. В ЗАО акции общества распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50 человек.
ООО, ЗАО и АО несут ответственность по долгам в пределах своего имущества, а акционеры — в пределах своего вклада (ограниченная ответственность). Обычно стоимость имущества превышает сумму вкладов.
Полное товарищество — это коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут полную ответственность всем принадлежащим им имуществом (в том числе и личным).
Товарищество (ТВ) на вере (коммандитное товарищество) включает полных товарищей и вкладчиков (коммандитистов). Статус полных товарищей аналогичен статусу полного товарищества. Коммандитисты не принимают участия в предпринимательской деятельности и несут риск убытков товарищества в пределах внесенных ими вкладов. ТВ создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается только полными товарищами (устава нет).
Примеры фирменного наименования товарищества на вере:
«Иванов и компания — товарищество на вере» (имя или наименование одного товарища);
«Иванов и компания — коммандитное товарищество» (имя или наименование одного товарища);
«Иванов, Петров, Сидоров — товарищество на вере» (перечень всех полных товарищей).
Хозяйственное общество считается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять его решения. На основное хозяйственное общество или товарищество возлагается полная или субсидиарная ответственность за результаты деятельности дочернего хозяйственного общества.
Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (участвующее в его делах) общество имеет более 20% голосующих акций или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Участвующее общество должно в обязательном порядке опубликовать сведения о зависимых хозяйственных обществах.
Новый ГК РФ ориентирован прежде всего на развитие производственной сферы предпринимательства в стране. В этой связи введена новая форма — «производственный кооператив» (артель) — добровольное объединение граждан (не менее пяти) и их имущественных паевых взносов. Часть имущественного комплекса может быть объявлена неделимой. Независимо от величины пая каждый член кооператива имеет один голос. Статус производственного кооператива необходим для внесения определенности при предоставлении налоговых льгот организациям производственной сферы. Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество. Кооператив не вправе выпускать акции. Учредительный документ — устав кооператива.
Унитарным предприятием (УП) является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо. Имущественный комплекс может принадлежать предприятию на праве либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления. УП являются казенными предприятиями. Федеральное казенное предприятие создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Правительства Российской Федерации, которое несет субсидиарную ответственность за убытки казенного предприятия.
Рис. 1 Схема управленческих процессов в организации
Функция 1 отражает зависимость результата от входного воздействия, функция 2 — зависимость корректировки на входное воздействие от результата (обратная связь). Функция 2 может либо усиливать входное воздействие с ростом значения результата (положительная обратная связь), либо ослаблять его с ростом значения результата (отрицательная обратная связь).
Процесс, изображенный на рис. 1, обладает следующими особенностями (рис. 2):
Входное воздействие |
• запаздыванием обратной связи,
• наличием порога нечувствительности,
• ограничениями на переменные,
• схождением на намеченный уровень или расхождением от
него.
Ограничения на входное воздействие
Рис. 2 Графическая интерпретация процесса:
1 - порог нечувствительности, 2 - изменение результата от входного воздействия, 3 - ограничение результата при увеличении входного воздействия
Зависимости между входными воздействиями и выходными результатами могут иметь различный вид (табличные, графические, формульные, словесные; набор параграфов, статей, инструкций, положений). Например, зависимость производительности труда в организации от количества работников с высшим образованием можно представить в виде графика (данные условные) на рис. 3.
Производительность труда
Рис. 3. Пример графической зависимости
При анализе организаций влияние входного воздействия (переменной) на результат и результата на входное воздействие принято характеризовать не словом «функция», а словом «зависимость».
Зависимость — это связь между переменными входа и выхода. Зависимость может включать общее и особенное (индивидуальное) для каждой организации. Зависимости могут быть:
• объективными и субъективными,
• кратковременными и долговременными,
• моральными и аморальными.
Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Если руководитель учитывает неотвратимость действия этих зависимостей, то он может их использовать во благо себе, в противном случае эти зависимости могут помешать его усилиям.
Субъективные зависимости формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны. К кратковременным зависимостям относятся, например, зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования (при корректировках) от имеющегося времени, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты; зависимость подбора кадров от личностных качеств нового руководителя. К долговременным относятся: зависимость заработной платы работника от его производительности, зависимость прибыли организации от величины устойчивого спроса на ее продукцию, зависимость производительности труда аппарата управления от его информированности и др.
Моральные зависимости связаны с соблюдением установленных в общественной формации (группе стран, одной стране или регионе) норм поведения человека, идеалов добра и зла. Аморальные зависимости связаны с обычаями или традициями, так или иначе нарушающими международные права человека. Такие зависимости проявляются либо в незаконных общественных формированиях, либо в организациях, находящихся в неестественных условиях существования.
Таким образом, все решения, принимаемые человеком, или его поступки так или иначе подчиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям. Из категории «зависимость» вытекает понятие закона. Закон — это зависимость, которая либо:
• зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.);
• является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций. (Такие нормы зафиксированы в Библии, Коране, Талмуде и т.д.).
• получила признание и поддержку авторитетных ученых (синергия, пропорциональность и композиция и т.д.).
Законы аналогично зависимостям бывают объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными.
Объективные законы носят название законы организации, а субъективные — законы для организаций. Так же, как и зависимости, законы могут быть представлены в виде таблиц, графиков, формул, словесных описаний, набора параграфов и статей, инструкций и положений.
Закон — это динамика функционирования организации, а положение, статья, данные таблицы и т.д. — это статика.
Обычно область действия переменных закона достаточно обширна. Возможные сочетания ситуаций в законе можно сгруппировать по каким-либо признакам, т. е. создать набор закономерностей в рамках данного закона. При этом упрощается процедура их применения и понимания. Для каждой закономерности можно разработать методические толкования для руководителей и специалистов. Таким образом, закономерность является частью закона. Графически это выглядит следующим образом (рис. 4).
Рис.4. Закон и закономерности
Закон изображен пунктирной линией, а его закономерности в областях 1, 2, 3, и 4 получены аппроксимацией в виде прямых линий. В теории организации часто нет необходимости математически точно описывать закон сложными выражениями, достаточно, выбрав интересующую область его действия, использовать простые аппроксимации в виде прямых линий, асимптот, парабол и т.д. Каждая из представленных на рис. 4 закономерностей может использоваться самостоятельно.
Закон, закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Например, закономерность создания организаций — это:
- выявление конкретной общественной потребности либо потребности группы людей;
- исследование потребностей на устойчивость, объем, степень неудовлетворенности;
- формирование объекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные обязанности);
- создание субъекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные права и обязанности). В состав
- субъекта управления могут входить физические и (или) юридические лица;
- • проектирование организации (организационная структура управления, географическое расположение и структура — сосредоточенная или распределенная).
Таким образом, закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия — это формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования — это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.
Рис. Функции управления
Представленные на рисунке первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.
В каждой организации имеются регламентирующие документы на систему управления организации (уставные документы, законодательные и нормативные акты и т.д.). Однако наряду со штатными управленческим процессом в организации происходят процессы, связанные с несанкционированным управлением и организацией. Т.е. самоуправление и самоорганизация.
В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственное управление и самоорганизация. В некоторых случаях они инициируют развитие искусственного управления в организации или же функционируют совместно. Иногда трудно определить, что послужило источником профессионального управления: оно само или элементы самоуправления (рис. 1). В изображенном цикле процесс организации является следствием регламентного управления, а самоорганизация первична (инициирующая) для самоуправления.
Рис.1 Схема цикличности управления и самоуправления, организации и самоорганизации
Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Сущность ее как процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основании внутренних правил и процедур.
Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию.
Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет). Как явление техническая самоорганизация — это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.
Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление). Процессы мутации живых организмов, их приспособление к конкретным условиям существования являются проявлением биологической самоорганизации.
Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Самоорганизация реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация — это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.
Основные качества, способствующие проявлению самоорганизации человека или организации, — это инициативность, мужественность, настойчивость, решительность, самоанализ, само регуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность.
Позитивными формами проявления самоорганизации «руководителя и специалиста выступают изобретательская и рационализаторская деятельность, создание эффективных машин и структур, техническое и управленческое консультирование.
Самообучение — это необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Самообучение реализуется путем затрат собственного свободного времени и финансовых ресурсов на более полное удовлетворение потребностей и интересов в информации, знаниях и общении. Самообучение может проводиться в обычных формах общественного обучения (высшее, среднее и профессиональное образование) на базе государственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно по индивидуальной методике.
Самовоспитание может относиться как к человеку, так и к организации. Цель самовоспитания — преодоление вредных или создание новых позитивных качеств личности или организации, в том числе формирование активной деловой политики, утверждение своей продукции, технологии или имиджа; самовнушение, самодисциплина и лояльность; самоодобрение и самостимулирование; преодоление отрицательных эмоций.
Самоконтроль — это контроль собственной деятельности человека, коллектива или организации, осуществляемый с целью сравнения результатов деятельности с имеющимися нормами, правилами и стандартами. Это сравнение позволяет человеку или другому объекту организации неформально оценить свою деятельность, выявить свои возможности для улучшения деятельности или убедиться в несоответствии работы своим силам и знаниям. Для проведения самоконтроля применяются самоанализ, самоотчет, самооценка, самоисповедь, тестирование по индивидуальному тесту, внутренний голос. По отношению к общественному контролю результаты самоконтроля могут быть: адекватными, завышенными или заниженными.
Рис. 2. Циклы возникновения самоорганизации в системе
Социальная самоорганизация может быть личной и коллективной. Личная самоорганизация в большей мере рассматривается в психологии и только частично в рамках теории организации в плане информационного обеспечения и формах самоорганизации. Коллективная самоорганизация может происходить в среде:
• внутренних коммуникаций (при выполнении работ в отделе, цехе, лаборатории и т.д.);
• внешних коммуникаций (при проведении региональных собраний, конференций, объединенных работ, при виртуальных контактах);
• рисковых (венчурных) операций (работа в условиях стрессов, неожиданностей, опасностей).
Ресурсы
В организации есть ресурсы, способствующие ее развитию, и ресурсы, способствующие ее разрушению:
ресурс внешнего разрушительного воздействия;
ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.
Общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.
Например, конкуренты желают вытеснить компанию «А» с ее сегмента рынка и затрачивают на эту акцию финансы и время. Возможны три варианта результата:
1) У компании «А» нет ресурсов для противостояния и она терпит существенные убытки или ликвидируется.
2) Компания «А» имеет достаточно ресурсов, чтобы остаться на своих позициях.
3) Жесткий нажим на компанию «А» со стороны конкурентов активизирует деятельность ее персонала, повышает суммарный ресурс компании, и она либо остается на рынке с новой продукцией, либо расширяет сегмент рынка с прежней продукцией.
При позитивном влиянии параметры – разрушительные ресурсы увеличивают как энергию удержания, так и энергию ликвидации, при негативном — увеличивают только энергию ликвидации.
Таким образом, реакция компании на внешние или внутренние отрицательные воздействия может привести либо к созидательным, либо к разрушительным явлениям. Это частично определяется рядом факторов. К внутренним факторам относятся:
• философия организации;
• принципы ее деятельности;
• использование ресурсов и технологии;
• качество и уровень реализации маркетинга.
К внешним факторам относятся:
• демографические;
• экономические и политические;
• развитие науки и техники;
• развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.
Перечисленные факторы, реализуясь в конкретные действия, могут существенно повысить ресурс организации. В частности, руководитель организации должен:
• иметь в запасе новую технологию;
• постоянно повышать профессионализм персонала;
• иметь и поддерживать связи с внешней средой и конкретными людьми;
• иметь своих информаторов в среде конкурентов и среди государственных чиновников;
создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями
• в уставном капитале организации увеличивать долю ликвидного имущества;
• иметь дополнительный источник существования.
Знание закона самосохранения необходимо для службы безопасности организации и личной безопасности ее руководителей. Обеспечение безопасности имеет два аспекта: оперативный и стратегический. Оперативный аспект предусматривает организацию охраны организации и ее подразделений, материалов и готовой продукции. Стратегический аспект требует проведения аналитической работы, чтобы не допустить возникновения угрозы организации и ее руководителям. Эта работа связана прежде всего с определением уровня самосохранения организации.
Закон самосохранения, как уже отмечено выше, относится к объективным законам. Поэтому в практике его реализации имеются три варианта.
Первый вариант: руководитель и подчиненные ничего не знают о законе самосохранения.
Результат стихийного действия закона.До тех пор пока организация, по представлениям руководителя и персонала, функционирует успешно, закон себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воздействий (увеличивается энергия ликвидации) организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный и криминальный характер (увеличение продолжительности рабочего дня, конфликты, подделка финансовых документов и т.д.). Естественное стремление быстро нарастить энергию удержания приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам. Например, берут срочные кредиты под большие проценты, оставляя в качестве залога готовую продукцию или ликвидную недвижимость. Не всегда организации удается расплатиться с кредиторами в срок. Действие закона приводит к быстрому уменьшению энергии удержания.
Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.
Результат действия закона.В статическом режиме, когда наблюдается стабильность в преобладании энергии удержания над энергией ликвидации, руководитель лишь наблюдает за изменениями в благоприятных уровнях самосохранения и формирует потенциальные ресурсы удержания. Персонал при этом вообще не интересуется самосохранением И не формирует долгосрочных ресурсов выживания. При перемещении организации в неблагоприятные уровни персонал начнет активизироваться: часть работников покинет организацию, уменьшив тем самым энергию удержания, а другие будут спешно предлагать руководителю сомнительные варианты наращивания энергии удержания или ослабления энергии ликвидации. Для руководителя это очень тяжелые времена.
Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе самосохранении.
Результат действия законабудет благоприятным для организации. Все работники в рамках своих полномочий и ответственности заранее предполагают, что организация в условиях рыночной экономики может оказаться в неблагоприятных условиях. Дорожа своим рабочим местом, они в плановом порядке постепенно создают новые ресурсы, укрепляют старые связи, снижают отрицательные возмущающие влияния или переводят их на пользу себе.
Первый вариант представляет типичную добросовестную работу на уровне здравого смысла. Третий вариант характеризует профессиональный подход к деятельности организации. Механизм действия и конечные результаты при этих вариантах существенно различаются.
Образно действие закона самосохранения можно представить в виде следующего сценария: роль закона исполняет милиционер муниципальной милиции, следящий за порядком; роль организации — человек, идущий пешком в контролируемом районе. Если человек хорошо одет и идет спокойно (аналог организации с большими ресурсами удержания), то милиционер им не интересуется и не трогает. Если человек одет кое-как и еще бежит (аналог организации с большими ресурсами ликвидации), то милиционер им заинтересуется, отведет в участок и будет с ним разбираться.
Закон развитияформулируется так: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон развития опирается на ряд принципов: инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации.
Принцип инерции (или запаздывания) состоит в том, что изменение потенциала системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания (рис. ).
Рис. Потенциал системы при воздействии
Т3 - время запаздывания, Тп - время продолжения
В организациях инерция проявляется в функционировании устаревшего оборудования, в использовании устаревших знаний и навыков, в деятельности отживших организационных структур. Инерция очень свойственна человеку независимо от его возраста. Она проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.
Принцип эластичности состоит в том, что скорость изменения потенциала системы зависит от самого потенциала.
Скорость изменения потенциала или суммы ресурсов определяется углом подъема или спада кривой изменения ресурса в зоне эластичности (рис.). Если угол малый, то говорят о малой эластичности системы, т. е. система не очень восприимчива к воздействиям и малые воздействия могут пройти мимо нее незаметно. Если угол большой, то говорят о большой эластичности системы, ее активной восприимчивости. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций.
Разные организации по-разному реагируют на одни и те же события в зависимости от профессионализма персонала, технизации.
Примеры поведения организаций с высокой эластичностью:
• при скачкообразном увеличении спроса на продукцию организация быстро задействует резервные мощности и привлекает смежные организации;
• при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники организации в короткие сроки разработали, освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом.
В табл. приведены факторы, способствующие увеличению или уменьшению эластичности в организации.
Таблица - Факторы влияющие на эластичность организации
Эластичность организации | |
Увеличение | Уменьшение |
Университетская подготовка основного персонала Универсализация производства Резервирование (страхование) Изоляция от внешней среды (создание собственной инфраструктуры) Унификация изделий и их состыковка с другими Введение ГОСТов и ОСТов Ротация кадров | Профессиональная подготовка основного персонала Специализация производства Работа на всех производственных мощностях Сильная зависимость от внешней среды структуры Полная свобода на габариты и характеристики изделий Отсутствие обязательных норм Сокращение текучести кадров |
Принцип непрерывности состоит в том, что процесс изменения потенциала системы rj идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Кажущаяся дискретность (прерывистость) изменения потенциала системы часто объясняется взглядом со стороны, когда не замечается текущая работа, приводящая (трансформирующаяся) к новому качеству или количеству.
Например, организация 28 марта получила кредит на 2 млн. руб., который был зачислен на ее расчетный счет в банке. Увеличился ли ее потенциал? Конечно нет, так как в строке баланса «кредиторская задолженностей-появляется число 2 млн. руб.
Однако если организация будет успешно использовать этот кредит, то ее потенциал будет постепенно (непрерывно) расти.
Принцип стабилизации состоит в том, что система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.
На рис. ресурс системы претерпевал значительные изменения, а в конце, на этапах краха и ликвидации, ресурс уменьшается до нуля. Улучшение работы организации и расширение этапа стабилизации должно проводиться профессионально за счет ряда факторов, в