Занятие 8. Оценка бизнеса в системе антикризисного управления.
Антикризисное управление - это система взаимосвязанных методов и приемов управления предприятием, направленная на предупреждение или устранение неблагоприятных для бизнеса кризисных явлений. В ходе антикризисного управления применяются такие методы, которые позволяют устранить временные финансовые затруднения и решить текущие проблемы фирмы.
Общие методы антикризисного регулирования деятельности предприятия:
· Превентивные меры по предупреждению кризиса и банкротства
· Финансовое оздоровление субъекта
· Досудебная санация
· Процедура банкротства субъекта
Одной из основных целей оценки предприятия в процессе антикризисного управления является получение информации о его стоимости. Оценка бизнеса, проводимая при антикризисном управлении, выполняет ряд функций, а именно:
а) выступает критерием эффективности применяемых антикризисным управляющим мер;
б) служит исходной информацией для принятия определенных решений в ходе антикризисного (арбитражного) управления, в том числе:
· для определения стоимости имущества, включаемого в конкурсную массу;
· при передаче объектов недвижимости в аренду;
· при определении налоговой базы для расчета налога на имущество;
· при определении стоимости залога, необходимого для получения кредита;
и т.д.
Занятие 9. Оценка бизнеса в системе управления стоимостью предприятия (бизнеса).
Многолетний западный и уже наработанный отечественный опыт доказали, что компании, сосредоточенные на прибыли за данный год или на обеспечении рентабельности, страдают близорукостью. А ведь правильный выбор критерия деятельности оказывает большое влияние на принимаемые решения.
Этапы создания системы мониторинга и управления стоимостью компании (СМУС)
Этап 1. Определяются цели и задачи СМУС.
В общем случае целью является получение достоверной информации о существующей на данный момент стоимости компании и следующих объектов: имущественного комплекса предприятия, его составных элементов (материальных, нематериальных и финансовых активов) и отдельных бизнесов компании. Эта информация нужна для принятия обоснованных управленческих решений в текущей деятельности, а также стратегическом планировании и управлении.
Возможны и частные цели определения стоимости тех или иных имущественных прав (определение инвестиционной, страховой, ликвидационной и других видов стоимости).
Этап 2. Делается описание объектов управления СМУС
Для этого необходимо выделить основные факторы, влияющие на стоимость компании, а также подготовить подробную классификацию активов.
Этап 3. Проводится управленческая инвентаризация имущества предприятия и дается оценка бизнеса.
Здесь помимо известных из бухгалтерского учета методов и целей инвентаризации следует выявить те активы, которые не участвуют в генерации денежного потока предприятия (социальные и избыточные активы) и активы, не отраженные на балансе, которые имеют стоимость и участвуют в создании денежного потока.
Главное отличие управленческой инвентаризации от бухгалтерской в том, что в ее рамках проводится оценка эффективности использования всех объектов имущества, по результатам которой принимают соответствующие решения.
Этап 4. Формируется множество показателей деятельности и эффективности СМУС.
Все показатели целесообразно разбить на тактические (фондоотдача, оборачиваемость оборотных активов, оборачиваемость видов оборотных активов, рентабельность активов и т.п.) и стратегические (рыночная стоимость компании и ее динамика, отношение рыночной и балансовой стоимости компании и др.). Это множество показателей позволит определить эффективность управления стоимостью на всех уровнях управления.
Этап 5. Разрабатывается система регламентирующих документов.
Данный этап предполагает описание состава задач системы и поиск ответов на вопросы кто, что и в какие сроки делает для ее постановки. Для этого уточняются списки объектов СМУС, функций по управлению стоимостью и перечень организационных звеньев; проводится закрепление соответствующих функций за элементами организационной структуры, определяются сроки и ответственные за поддержание и актуализацию информации.
Этап 6. Разрабатываются с последующим утверждением регламентирующие документы.
На этом этапе сводятся воедино в соответствующее положение разработанные процедуры, правила, сроки и ответственные за реализацию системы оценки и управления стоимостью компании. Также формулируются требования к форматам управленческой отчетности.
Реализация системы управления стоимостью компании предполагает, что целью и критерием эффективности деятельности является максимизация рыночной стоимости собственного капитала. Для этого нужно обеспечить интеграцию разрабатываемой системы с системой бюджетирования, финансового анализа, бухгалтерского и управленческого учета. Постановка замкнутого контура управления стоимостью компании позволит обоснованно принимать решения:
· о необходимости изменений в составе активов компании, включая неоперационные (избыточные), социальные и финансовые;
· о целесообразности участия в капитале других компаний;
· об эффективности существующих бизнесов компании и открытии новых бизнес-линий;
· о характере динамики стоимости имущества и компании в целом с учетом поставленных стратегических и оперативных целей управления, а также многих других задач.
При таком подходе к управлению имуществом сглаживаются классические противоречия менеджмента, что обеспечивает выживаемость и высокую конкурентоспособность предприятия.