Составление сметы затрат на производство.

Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и другим направлениям расходов. В смету включаются затраты основного и вспомогательного производства, связанные с изготовлением и продажей продукции, товаров и услуг, а также на содержание административно-управленческого персонала, выполнение различных работ и услуг, в том числе и не входящих в основную производственную деятельность предприятия.

В процессе разработки сметы затрат на производство в отечественной экономической науке и практике широко применяю три основных метода:

1) сметный метод — на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по данным всех других разделов плана;

2) сводный метод — путем суммирования смет производства отдельных цехов, за исключением внутренних оборотов между ними;

3) калькуляционный метод — на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ и услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат.

Сводный метод составления сметы затрат на производство предусматривает предварительную разработку и свод в единую систему общих затрат по цехам основного и обслуживающего производства. В цеховую смету затрат включаются две группы расходов:

1) прямые издержки данного цеха на материальные ресурсы и комплектующие детали, основная и дополнительная заработная плата, начисления на зарплату, амортизационные отчисления и прочие денежные расходы;

2) комплексные расходы на услуги других цехов, а также цеховые расходы и пр.

Калькуляционный метод разработки сметы затрат на производство продукции основан на использовании выполненных расчетов или калькуляций себестоимости всех без исключения видов продукции, работ или услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. На основе имеющихся расчетов себестоимости отдельных изделий с учетом годовых объемов производства разрабатывается шахматная ведомость, содержащая все экономические элементы и калькуляционные статьи расходов.

фирмах имеют также позаказная и попроцессная калькуляция затрат.

Позаказный метод расчета предусматривает определение издержек на производство продукции по отдельным заказам, выполняемым работам, планируемым подрядам и т.д. Для каждого заказа или подряда составляется своя ведомость калькуляции затрат, в которой содержатся прямые и накладные расходы, относимые на данный вид работ по мере их прохождения по стадиям производства.

Припопроцессной калькуляции производственные затраты планируются по отдельным подразделениям, стадиям производства или производственным процессам. Полные затраты суммируются по основным статьям расходов, включающим стоимость материальных и трудовых ресурсов, величину общехозяйственных накладных расходов.

Себестоимость единицы продукции по этим методам расчета определяется делением полных затрат на выполнение соответствующего заказа или процесса.

Планирование снижения себестоимости продукции.

Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) планируется по двум показателям:

· снижение себестоимости сравнимой товарной продукции, т.е. выпускавшейся на предприятии в предплановом году;

· снижение затрат на один рубль товарной продукции.

Для определения снижения себестоимости сравниваемой товарной продукции, предусмотренной в плане, выпуск сравниваемой товарной продукции оценивается по плановой себестоимости и по себестоимости предпланового года. Так как расчет планового задания делается до окончания отчетного года, то определяется ожидаемая среднегодовая себестоимость каждого вида продукции в плановом году. Для этого используют отчетные данные за истекшую часть года и расчетные данные на оставшуюся часть года, предполагая, что в этот период себестоимость уменьшится по сравнению с ее минимальным уровнем в предшествующие месяцы.

Затраты на 1 рубль товарной продукции представляют собой частное от деления полной себестоимости товарной продукции на стоимость товарной продукции в оптовых ценах

На показатель затрат на 1 рубль товарной продукции большое влияние оказывает изменение состава продукции. Например, если в общем выпуске продукции возрастет доля более рентабельных изделий, то затраты на 1 рубль товарной продукции могут снизиться, даже если себестоимость каждого вида изделий останется неизменной или несколько возрастет. Поэтому показатель затрат на 1 рубль товарной продукции по плану и по отчету рассчитывают на один и тот же объем и состав товарной продукции.

Важное место в плане по себестоимости занимает расчет снижения себестоимости продукции по технико–экономическим факторам. Он производится следующим образом:

1) определяется себестоимость продукции планируемого года, исходя из планового уровня затрат на 1 рубль товарной продукции базисного года;

2) рассчитывается экономия в планируемом году, обусловленная влиянием технико-экономических факторов, изменениями производственно-технических и других условий производства в планируемом году по сравнению с базисным годом;

3) из себестоимости товарной продукции планируемого года, рассчитанной по уровню затрат базисного года, вычитается общая сумма экономии, обусловленная влиянием всех технико-экономических факторов.

В результате получаем себестоимость продукции планируемого года в ценах базисного года с учетом условий планируемого года. Затем определяется уровень затрат на 1 рубль товарной продукции в планируемом году и его снижение по сравнению с уровнем затрат базисного года.

Для всех отраслей промышленности установлен перечень технико–экономических факторов:

1) повышение технического уровня производства — внедрение новой и совершенствование действующей техники и технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, улучшение использования и внедрение новых видов сырья и материалов, изменение конструкции и технических характеристик изделий;

2) совершенствование организации производства и труда, специализация производства, улучшение организации и обслуживания производства, улучшение организации и нормирования труда, совершенствование управления и сокращение затрат на управление и др.;

3) изменение объема и структуры продукции — относительное уменьшение условно–постоянных расходов иамортизационных отчислений в результате увеличения объема продукции, уменьшение (или увеличение) затрат за счет изменения номенклатуры и ассортимента продукции и повышения ее качества;

4) улучшение использования природных ресурсов — изменение состава и качества сырья, способов его добычи и др.;

5) развитие производства и прочие факторы — ввод в действие новых цехов, производственных единиц и др.

52.Цели,задачи и функции финансового планирования.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера в области финансовых отношений и определения путей наиболее эффективного их достижения. К объектам финансового планирования могут относиться:

· предприятие в целом и его бизнес-единицы;

· производственные, функциональные и проектные подразделения предприятия;

· бизнес-процессы;

· продукты или продуктовые линии.

Предметом финансового планирования являются:

· финансовые цели деятельности предприятия и его структурных подразделений;

· будущие значения плановых финансовых показателей объектов финансового планирования;

· финансовые отношения предприятия и его структурных единиц;

· доходы, расходы и финансовые результаты в разрезе объектов финансового планирования;

· активы, пассивы, источники формирования финансовых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов предприятия;

· денежные поступления и выплаты.

Главная цель финансового планирования на современном этапе заключается в обосновании стратегии фирмы на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а так же в определении необходимого объема финансовых ресурсов и выборе оптимальных источников их формирования.

Задачами финансового планирования являются:

· прогнозирование финансового состояния предприятия;

· оценка финансовой реализуемости проектов стратегических планов;

· определение потребности в финансовых ресурсах и направлений их эффективного использования;

· определение рациональной структуры и объема источников финансирования;

· балансирование предполагаемых поступлений и расходов денежных средств;

· оценка результативности производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений в плановом периоде с точки зрения конечных финансовых результатов;

· предоставление информации для оценки эффективности инвестиционных проектов.

Итак, финансовое планирование (при широком понимании его сущности) должно осуществляться на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях и охватывать:

· планирование доходов, расходов и финансовых результатов;

· планирование активов и пассивов (балансовое планирование);

· планирование денежных поступлений и выплат.

53.Содержание финансового плана.

Пятилетний план - это главная форма реализации цели и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия.

Составление сметы затрат на производство. - student2.ru Текущее финансовое планирование включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Составление сметы затрат на производство. - student2.ru Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные: договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей; прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли; экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и др.).

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

В финансовый план входят: расчет потребности в собственных оборотных средствах, определение источников ее покрытия; плановый расчет прибыли и ее распределение; баланс доходов и расходов.

54.Методика разработки финансового плана.

Исходя из этого, финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного Составляя Составление сметы затрат на производство. - student2.ru баланс доходов и расходов, финансовый отдел предприятия должен руководствоваться некоторыми общими принципами, соблюдение которых обязательно в условиях рыночной экономики. Так, определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую рентабельность; при этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости. При выборе долгосрочных затрат нужно предусматривать наиболее экономичные методы их финансирования. В ходе финансового планирования должна обеспечиваться сбалансированность рисков, для чего затраты с высокой финансовой отдачей, но повышенным риском, следует разумно сочетать с инвестированием средств, а затраты, хотя и менее рентабельные, - с гарантированным доходом. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения дополнительных финансовых ресурсов, следует помнить о платежеспособности и ликвидности, чтобы не допустить банкротства предприятия.

При составлении Составление сметы затрат на производство. - student2.ru баланса доходов и расходов необходимо обязательно учитывать инфляционные процессы, оказывающие сильное влияние на деятельность предприятия. Прибыль от производственно-хозяйственной деятельности, поступления амортизационных отчислений, затраты на капитальные вложения в производственную сферу и социальную инфраструктуру, платежи за выполненные для предприятия работы и оказанные услуги, взносы в резервный фонд находятся под воздействием инфляции, а потому в балансе доходов и расходов нужно предусматривать соответствующую их корректировку с учетом индекса роста инфляции. В настоящее время этого пока не делается по двум причинам. Во-первых, отсутствуют соответствующие методические материалы, единственное исключение - Постановление правительства Российской Федерации о пересчете амортизационных отчислений. Во-вторых, нет официальных данных статистики и прогнозов о величине инфляционных коэффициентов, необходимых для корректировки финансовых показателей баланса доходов и расходов предприятия.

В Составление сметы затрат на производство. - student2.ru финансовом плане предприятия отражаются конечные итоги прогнозных расчетов по всему кругу показателей, характеризующих получение разных видов финансовых ресурсов и направления их использования. Составление сметы затрат на производство. - student2.ru Баланс доходов и расходов предприятия отражает содержание финансовых процессов, опосредующих все направления деятельности субъекта хозяйствования, и структурно состоит из четырех разделов:

Раздел 1. «Доходы и поступления средств».

Раздел 2. «Расходы и отчисления средств»

Раздел 3. «Кредитные взаимоотношения предприятия с банковскими учреждениями».

Раздел 4. «Взаимоотношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами.

Организация и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. При этом учреждения, финансируемые только за счет бюджетных средств, составляют сметы расходов, а организации и учреждения, обеспечивающие свои потребности не только бюджетными ассигнованиями, но и другими видами финансовых ресурсов, разрабатывают Составление сметы затрат на производство. - student2.ru сметы расходов и доходов. Главное отличие сметы от Составление сметы затрат на производство. - student2.ru финансовых планов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, заключается в том, что в смете более детально обосновываются расходы, тогда как доходы отражают лишь в разрезе различных источников.

Планирование конечных финансовых результатов на предприятии.

Анализ - как суть, как содержание и форма человеческого мышления комплексно изучается во множественном измерении и многими науками. Но анализ экономики, анализ хозяйственной деятельности и её конечных результатов - область исключительно экономического анализа (в широком и узком смысле).

Прибыль - один из основных показателей хозяйственной работы предприятия. С его помощью определяется уровень рентабельности, то есть прибыльность, а также эффективность функционирования предприятия. Прибыль формируется как разность между выручкой от реализации и издержками на производство и продажу. Если собственные издержки превышают денежные поступления от реализации, тогда имеют место убытки от реализации.

Общий финансовый результат, который отображается в бухгалтерском балансе, называется балансовой прибылью или убытком. Этот показатель состоит из прибыли от реализации товарной продукции, прибыли (убытков) от других видов реализации и внереализационных результатов (других прибылей и убытков).

Во время анализа финансовых результатов мы должны разрешить такие основные задачи:

1. Оценить исполнение плана по прибыли в целом и в разрезе отдельных видов прибылей и убытков.

2. Изучить динамику финансовых результатов за несколько лет.

3. Определить и вычислить влияние основных факторов на изменение суммы прибыли от реализации товарной продукции.

4. Оценить уровень рентабельности продукции и предприятия.

5. Сделать подсчет резервов для возрастания прибыли и рентабельности.

Кроме этого, следует учитывать, что анализ финансовых результатов предусматривает:

- изучение экономических процессов и их взаимосвязи;

- научное обоснование бизнес-планов, нормативов и объективную оценку их исполнения;

- выявление положительных и отрицательных факторов и количественное измерение их влияния;

- раскрытие тенденций и пропорций хозяйственного развития предприятия;

- обобщение передового опыта и изучение оптимальности управленческих решений;

- выявление и расчет внутренних резервов на всех стадиях процесса производства.

Анализ финансовых показателей следует проводить по таким источникам: “Отчет о финансовых результатах и их использования”, “Баланс предприятия”, а также по данным бухгалтерского учета, рабочих материалов финансового отдела (службы) и юрисконсульта предприятия.

56.Состав и содержание плана социального развития

План социального развития коллектива предприятия представляет собой научно обоснованную и материально обеспеченную систему мероприятий, направленных на всестороннее и гармоничное развитие всех членов коллектива на основе прогрессивных изменений структуры, условий жизни трудового коллектива, усиление социальной однородности труда, наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов коллектива.

В план социального развития предприятия включаются следующие основные разделы.

1. Совершенствование социальной структуры трудового коллектива. В данном разделе предусматриваются мероприятия по улучшению профессионально-квалификационной структуры работника, сокращению численности работников ручного, тяжелого физического и монотонного труда, а также занятых на работах с вредными условиями труда, по улучшению соотношения между неквалифицированным и квалифицированным трудом, что приводит к повышению социальной однородности труда.

2. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников предприятия. В этом разделе особое внимание уделяется мероприятиям по совершенствованию производственной среды.

3. Совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников предприятия. Здесь предусматривается не только общий рост уровня оплаты труда работников, но и установление правильных пропорций в уровне заработной платы различных категорий работников, дифференциация уровня оплаты труда внутри категорий работников в зависимости от уровня сложности и конечных результатов труда.

4. Воспитание личности, повышение трудовой и общественной активности работников и расширение их участия в управлении производством. Это прежде всего мероприятия направленные на развитие социальной активности работников и повышение их роли в управлении производством, его демократизацию; идейно-патриотическое воспитание, трудовое, экономическое, нравственное, правовое. Указанные виды воспитания тесно взаимодействуют между собой.

Главной задачей данного раздела плана является определение перспектив совершенствования воспитательной работы, создание условий для ее высокой эффективности.

57.Состав и содержание плана технического и организационного развития предприятия.

Цель планирования ОТРП — создать организационные материальные условия для наиболее эффективного выполнения предприятием тех задач, которые на него возложены. Достижение этой цели предусматривает максимальное использование всех современных результатов развития науки, техники, передового производственного опыта, как отечественного, так и зарубежного.

Состав задач плана технического развития определяется установленной для предприятия динамикой показателей эффективности, социального прогресса и конечного народнохозяйственного результата. (реконструкция, модернизация, техническое перевооружение; в том числе: внедрение новой техники, применение новой прогрессивной технологии, внедрение средств механизации и автоматизации, использование природных материалов, сырья, энергии; обеспечение охраны окружающей среды; повышение квалификационного уровня рабочих; оптимизация структуры «основное – вспомогательное производство»; развитие технической базы управления на основе внедрения ЭВМ и оргтехники; расширение производства и новое строительство.)

2. Содержание плана ОТРП и порядок его разработки

Разделами плана ОТРП являются:· перечень организационно-технических мероприятий; объем внедрения с указанием сроков выполнения мероприятий; эффективность мероприятий; затраты на их внедрение и источники покрытия затрат; увязка показателей с другими разделами плана.

В целом план технического развития и организации производства представляет собой перечень запроектированных к осуществлению в планируемом году организационно–технических мероприятий с расчетом необходимых для этого затрат и ожидаемой эффективности. При этом под организационно–техническими мероприятиями понимаются мероприятия, которые носят характер производственно–технического усовершенствования или новшества в технике, экономике, организации и управлении производством и обеспечивают заводскую эффективность.

Наши рекомендации