Концепция и сущность предпринимательства

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

СФЕРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

  1. Виды предпринимательства.
  2. Привлекательность сферы деятельности.
  3. Перспективы и ее развитие.

Виды предпринимательства

1. Производственное предпринимательство - основной вид деятельности производства услуги, работ, продукции; создание материального продукта является основной для данного вида предпринимательства. Экономический эффект – прибыль от непосредственной реализации производственного продукта.

2. Коммерческое предпринимательство – это товарно-денежные отношения связанные с оптовой и розничной торговлей. Основной вид деятельности: доведение продукта от производителя к потребителю не создавая материального продукта.

3. Финансово-кредитное предпринимательство – разновидность предпринимательства связанная с аккумуляцией временно свободных денежных средств с последующим использованием для предоставления кредитов на принципах срочности, платежности, возвратности. Субъектами являются коммерческие банки, биржи, брокерские компании.

4. Консалтинговые предпринимательства – это сфера нематериального производства услуг, оказания помощи населению, услуги юристов, психологов и т.д.

Привлекательность сферы деятельности

Привлекательность сферы деятельность предпринимателя является наличие (отсутствие) на рынке конкурентов.

Различают следующие виды конкуренции.

1. Чистая конкуренция Множество не очень крупных фирм, которые производят похожую продукцию. Вход и выход на рынок достаточно свободен. Информация о состоянии дел доступна всем. Ценообразование формируется в виде спроса и предложения.

2. Монополистическая конкуренция. На рынке несколько десятков производителей предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует часть рынка и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Большое число предприятий делает их действия независимыми друг от друга.

3. Олигополия. Ситуация на рынке, когда число предприятий и ее фирм в отрасли на столько мало, что каждое предприятие при формировании своей ценовой политики должно принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Об олигополии обычно говорят, когда малое число предприятий господствует на рынке однородного продукта. Вхождение в отрасль затруднено существенными барьерами. В качестве ценовой политики может выступать ценовое лидерство.

4. Монополия. Одно предприятие является продавцом продукта, заменители товара отсутствуют. Фирма представляет всю отрасль вхождения на рынок заблокировано. Ценообразование полностью контролируется монополией.

Перспективы и ее развитие

концепция и сущность предпринимательства - student2.ru концепция и сущность предпринимательства - student2.ru

СХЕМА

Y – интенсивность конкуренции (низкая, средняя, высокая).

X – стадии развития отрасли (зарождение, рост, зрелость, старение).

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

Дополнительные средства учебно-воспитательные учреждения могут получать с помощью спонсоров, а также научно-производственной и коммерческой деятельности, оказания платных услуг населению, предприятиям, организациям. Коммерческая деятельность не происходит в ущерб учебному процессу.

«Закон о бюджете РБ»

Коммерческая деятельность: сдача в аренду помещений, издательская деятельность учебного заведения, курсы, проводимые для абитуриентов. Коммерческая деятельность учреждения образования – не уплачивают налогов, за исключением:

− доходов, полученных от осуществления видов деятельности запрещенных законом РБ;

− доходов от деятельности на занятие, которого требуется получение специального разрешения (лицензии)

Доход от коммерческой деятельности направлен на:

1. строительство, реконструкцию, капитально-технический ремонт зданий, сооружений, оборудований и другого имущества;

2. приобретение зданий, оборудования, материалов и инвентаря, предназначенного для осуществления учебного и производственного процесса;

3. оплату арендуемого имущества;

4. оплату расходов по учебно-производственному процессу и хозяйственному обеспечению деятельности учебного заведения;

5. выплату з/п, премий, установление надбавок, оказание материальной помощи (но не более 15% льготированных средств), полученных от хозяйственной и коммерческой деятельности.

Персональную ответственность за целевое использование средств несут руководители государственных учебных заведений, аккредитованных в установленном порядке.

В случае не целевого использования полученных средств сумма налогов, сборов и иных платежей взыскиваются налоговыми органами бесспорном порядке в бюджет и государственные внебюджетные фонды с применением санкций, предустановленных действующим законодательством.

Предпринимательская деятельность образовательных учреждений – это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли.

Виды:

1. реализация и сдача в аренду офисов.

2. торговля товарами, продуктами.

3. оказание посреднических услуг.

4. деловое участи в деятельности других учреждений и организаций.

5. приобретение акций, облигаций.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Критерии подбора персонала.
  2. Формирование работоспособности групп.
  3. «Группа успеха».

Формирование коллектива предприятия имеет ключевое значение для успеха дел. Поэтому к подбору персонала необходимо подойти со всей ответственностью. Работа в этом направлении включает:

- оценку потребностей и определение критериев подбора кадров;

- подбор кадров и прием на работу;

- обучение кадров;

- руководство;

- оценку качества работы персонала.

Критерии подбора кадров:

1. Физические данные – здоровье, возраст, внешность, манеры.

2. Образование и опыт – профиль и уровень образования, стаж работы, специальные навыки.

3. Интеллект – способность быстро схватывать суть проблемы, свободно выражать свои мысли, умение слушать, желание учиться.

4. Личные черты – трудолюбие, инициативность, упорство, честолюбие, позитивное отношение к жизни.

5. Диспозиция – лидерство, чувство ответственности, общительность, хорошее отношение к людям, организованность.

Работоспособная группа – это группа, размер которой соответствует её задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективу, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где, имеющий высокий статус, члены группы не доминируют.

Факторы, влияющие на эффективность работы группы:

1. Размер – 3-9 чел. предпочтительно 5.

2. Состав – люди с непохожими чертами характера.

3. Групповые нормы – нормы, принятые группой определяют какое поведение, и какие работы ожидаются от членов группы.

4. Сплоченность – тяготение членов группы друг к другу и к группе в целом.

5. Конфликтность - различие во мнении повышает уровень эффективности работы, то есть предпочтительное не единомыслие, а здоровый уровень конфликтности.

6. Статус членов группы – имеющие высокий статус члены группы не доминируют.

7. Роли – члены группы способствуют достижению цели и социальному взаимодействию.

Стадии развития группы:

1. Формирование новой группы – индивиды ищут свои роли.

2. Приобретение навыков – выяснение форм деятельности.

3. Упрочение групповой работы – участники начинают действовать как группа.

4. Разделение на клики – критиканы находят друг друга.

5. Внутренняя гармония – «счастливая семья» любой ценой.

6. Дробление – критическая стадия, на которой рушится притворное равновесие.

7. Идеальная группа – гибкая и эффективная группа, работа которой основывается не только на делах, но и на чувствах.

В бизнесе в целях организации эффективной работы очень важно формировать коллектив не просто набором отдельных специалистов, а путем создания дееспособности групп.

Цель создание группы успеха – это использование всех достоинств коллектива, командной работы и индивидуального профильного мастерства каждого члена команды, для успеха в условиях сложной конкурентоспособной борьбы.

Состав группы успеха:

1. Лидер – необходимо для общей координации работы, несет ответственность за весь процесс продажи товаров или услуг.

2. Маркетолог – осуществляет маркетинговые исследования и выявляет возможные способы стимулирования продаж на данном рынке.

3. Администратор – несет ответственность за рабочие контакты фирмы с потенциальными клиентами и потребностями. А также за выявление факторов и критериев осуществления покупки.

4. Представители производством – несет ответственность за оперативное управление производством товаров и услуг в соответствии с потребностями потенциальных потребителей.

5. Финансист – ответственность за разработку финансовой схемы деятельности фирмы.

6. Юрист – главный советчик по юридическим вопросам.

Критерии приема заказов от организации:

1. Форма заказа.

2. Сроки предоставления заказа.

3. Инфо о предлагаемых изделиях с предоставлением основных коммерческих характеристик в жато виде.

4. Система цен и скидок.

5. Порядок расчета с организацией за продукцию.

6. Система приоритета выбора заказчика.

7. Перечень услуг оказываемых покупателям и потребителям.

БИЗНЕС-ПЛАН

Бизнес-план – это документ, содержащий обоснование действий, которые намечаются осуществить для реализации кого-либо коммерческого проекта или создание нового предприятия.

Назначение бизнес-плана – помочь предпринимателю оценить свои возможности, емкость и перспективу будущего рынка, необходимые затраты и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовывать продукцию или услуги; убедить возможного инвестора в привлекательности выбранной деятельности, обнаружить возможные трудности в первые годы работы, а также рассчитать по оценочным показателям прибыльность или убыточность данной деятельности, установить возможные контакты с контрагентами.

В бизнес-плане формируется основные цели предлагаемой экономической деятельностью. Определяется сфера деятельности, описывается предусматриваемая товарная продукция, работа, услуги. Содержится анализ рынка, рассматриваются организационно-правовые вопросы, отражается технико-экономическое обоснование возможности и эффективности планируемой работы.

Бизнес-план оформляют в виде текстового документа с таблицами и графиками.

Состав бизнес-плана:

1. Титульный лист – название инвестиционного проекта, предприятия инициаторы проекта, организации разработчики бизнес-плана, утверждающие подписью руководителя предприятия и руководителя организации разработчика, печать, требования конфиденциальности информации.

2. Содержание – название основных разделов и его приложения.

3. Текст основных разделов.

4. Приложение.

Основные разделы бизнес-плана:

1. Резюме – отражает основную идею проекта и обобщает основные виды и результаты по разделам бизнес-плана. Задача в жатой доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести инфо о технической новизне проекта его социальной значимости.

2. Характеристика предприятия и стратегия его развития – где дается описание отрасли и характеристика предприятия, особенности его. Указывается его роль и места в отрасли национальной экономики в целом. Отражается история развития, сильные и слабые стороны деятельности организации. Дается характеристика имеющихся ресурсов. Формируются цели и задачи проект, обосновываются мероприятия по их достижению источники формирования.

3. Описание продукции, услуги – область применение, основные характеристики этой продукции, соответствие стандартам качества и т.д. (ассортимент)

4. Анализ рынков сбыта. План маркетинга – излагается ключевые моменты обоснования объема продаж, базирующих на анализе рынков сбыта и выработки стратегии маркетинга. Дается общая характеристика выбранных рынков и динамика их развития, производится основные требования потребителей продукции. Оценивается технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий. Отражается стратегия сбыта, обосновываются цены, политика по послепродажному обслуживанию, затраты на маркетинг, рекламу и т.д. (конкуренты, клиенты, поставщики)

5. Производственный план – предусматривает расчет программы производства и реализации продукции необходимых производственных мощностей, издержек производства и реализации продукции определение источников МТО. Приводится анализ воздействия производства на окружающую среду, объемы отходов предполагаемых места их переработки.

6. Организационный план – дается комплексное обоснование организационных мер и мероприятий. Центральное место отводится обоснованию организационной штатной структуры и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом.

7. План реализации проекта – представляет собой календарный график реализации проекта, в котором согласуются во времени предусмотренные мероприятия от принятия реализации решения и подготовку работ до промышленного производства и погашения задолженности перед заемщиками.

8. Инвестиционный или финансовый план – дается расчет инвестиционных издержек. Производится расчет и график погашение долговых обязательств.

9. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности – рассчитываются чистая прибыль от реализации проекта, поток денежных средств составляется проектно-балансовая ведомость, учитывается стоимость основных средств и текущих активов собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных активов.

10. Показатели эффективности проекта – приводится расчет основных оценочных показателей, число дисконтированного дохода, индекс доходности, срока окупаемости и т. д. Цель данного раздела оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Дается классификация рисков и их оценка по месту их возникновения, а также намечаются меры по их снижению или предотвращению.

11. Юридический план – описывается организационно-правовая форма предприятия. Уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия. Особенностям внешнеэкономической деятельности.

12. Информация о разработчиках бизнес-плана – дается информация о привлеченных к разработке бизнес-плана организации. Данный раздел включается лишь в том случае, если организация обращалась к сторонним предприятиям по разработке бизнес-плана.

8 + 9 + 10 = финансовый план.

МИССИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Миссия – это смысл жизни для организации. При формировании миссии необходимо отметить регион, в котором вы расположены, сегмент рынка, вид деятельности. Не боле 50 слов. Необходимо учесть ожидание 4х групп:

1. клиентов.

2. сотрудников.

3. акционеров, вкладчиков.

4. внешнее окружение компании (общества в целом).

Цель – ставится конкретно на определенный период времени с четкой формулировкой желаемого результата. Максимум целей может быть 2.

Задачи – конкретные шаги, которые позволяют организации добиться поставленной цели.

Видение компании – это мечта, которую хотим добиться. (Мы хотим сталь лидером, монополистом компании.) Взгляд на компанию через определенный период времени.

Система ценностей – это набор критериев, на основании которых существует компания, живет ими и достигает поставленных целей. Они должны затрагивать интересы 4х вышеуказанных групп.

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КОНЦЕПЦИЯ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Теория предпринимательства развивалось с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричерд Кантильон, работы которого относятся к началу 18 века. Он первый обратил внимание на расхождение спроса и предложения и нарушение рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, не стандартность принимаемых решений.

Около 1800г Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимательство: «предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более высокой производительностью и результативностью».

Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода.

В конце 19 века произошло разделение понятий предприниматель и собственник капитала. В этот период большой вклад в развитии теории предпринимательства внес Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему, не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающееся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов предпринимательства, которые должен осуществлять и предприниматель. В понятии «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывал следующие элементы:

1. Создание новых благ или новых их качеств.

2. Внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, по новым образам.

3. Освоение новых рынков.

4. Получение новых источников сырья и материалов.

5. Осуществление соответственной реорганизации производства.

Следующий этап в развитии теории предпринимательства это работы Найта и Фон Тюнена их заслуга заключается в подробной характеристики самого предпринимателя как обладателя особых качеств, кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход.

В современных трактовках предпринимательство выделяют следующие моменты:

1. умение организовать и управлять предпринимательством.

2. инициативная новаторская деятельность.

3. рисковая деятельность.

Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге «Предпринимательства».

Предпринимательство – это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли.

Черты предпринимательства:

1. инициативная деятельность.

2. новаторская деятельность.

3. деятельность по организации и управлению производства.

4. рисковая деятельность.

5. получения предпринимательского дохода.

Определение предпринимательства по закону:

Предпринимательство – это самостоятельная, инициативнаядеятельностьграждан направленная на получениеприбыли (дохода) и осуществляемая от своего имени на свой риск и под имущественную ответственность или от имени и имущества ответственного юридического лица.

Согласно Гражданскому кодексу РБ Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользованием имущества, продажи вещей произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а так же от выполнения работ или услуги предназначаются для реализации другими лицами и не используются для собственного потребления.

Цели предпринимательства:

1. повышения имиджа и статуса предпринимателя.

2. развитие собственного дела.

3. рост прибыли.

Субъекты предпринимательства: это физические и юридические лица осуществляющие хозяйственную деятельность, потребители продукции хозяйствующих субъектов, государство.

Объект предпринимательства: хозяйственная деятельность субъектов предпринимательства, состоящая из трёх основных частей:

· Генерирование предпринимательской идей (разработка).

· Организация предприятия и управление им.

· Исполнение предпринимательской идей.

СФЕРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

  1. Виды предпринимательства.
  2. Привлекательность сферы деятельности.
  3. Перспективы и ее развитие.

Виды предпринимательства

1. Производственное предпринимательство - основной вид деятельности производства услуги, работ, продукции; создание материального продукта является основной для данного вида предпринимательства. Экономический эффект – прибыль от непосредственной реализации производственного продукта.

2. Коммерческое предпринимательство – это товарно-денежные отношения связанные с оптовой и розничной торговлей. Основной вид деятельности: доведение продукта от производителя к потребителю не создавая материального продукта.

3. Финансово-кредитное предпринимательство – разновидность предпринимательства связанная с аккумуляцией временно свободных денежных средств с последующим использованием для предоставления кредитов на принципах срочности, платежности, возвратности. Субъектами являются коммерческие банки, биржи, брокерские компании.

4. Консалтинговые предпринимательства – это сфера нематериального производства услуг, оказания помощи населению, услуги юристов, психологов и т.д.

Привлекательность сферы деятельности

Привлекательность сферы деятельность предпринимателя является наличие (отсутствие) на рынке конкурентов.

Различают следующие виды конкуренции.

1. Чистая конкуренция Множество не очень крупных фирм, которые производят похожую продукцию. Вход и выход на рынок достаточно свободен. Информация о состоянии дел доступна всем. Ценообразование формируется в виде спроса и предложения.

2. Монополистическая конкуренция. На рынке несколько десятков производителей предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует часть рынка и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Большое число предприятий делает их действия независимыми друг от друга.

3. Олигополия. Ситуация на рынке, когда число предприятий и ее фирм в отрасли на столько мало, что каждое предприятие при формировании своей ценовой политики должно принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Об олигополии обычно говорят, когда малое число предприятий господствует на рынке однородного продукта. Вхождение в отрасль затруднено существенными барьерами. В качестве ценовой политики может выступать ценовое лидерство.

4. Монополия. Одно предприятие является продавцом продукта, заменители товара отсутствуют. Фирма представляет всю отрасль вхождения на рынок заблокировано. Ценообразование полностью контролируется монополией.

Перспективы и ее развитие

концепция и сущность предпринимательства - student2.ru концепция и сущность предпринимательства - student2.ru

СХЕМА

Y – интенсивность конкуренции (низкая, средняя, высокая).

X – стадии развития отрасли (зарождение, рост, зрелость, старение).

Наши рекомендации