Теоретические основы инновационной активности предприятия.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………3
2. Теоретические основы инновационной активности………………….6
2.1 Понятие и сущность категории «инновационная активность» ........6
2.2 Практическая часть……………………………………………..…… 19
3. Заключение……………………………………………………………..20
4. Список использованной литературы………………………………….21
5. Приложение
Введение
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы - ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Любая организация в соответствии со своей миссией в динамично изменяющейся среде вырабатывает стратегии получения устойчивого успеха, конкурентных преимуществ, самовоспроизводства с улучшениями и прогрессивного инновационного развития в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей в такой ситуации служит, как интенсивное развитие всех компонентов, элементов организации, так и их инновационное развитие.
Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания.
Во всем мире инновации сегодня - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.
Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в борьбе за потребителя оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.
Инновационная активность предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши.
Цель моей работы: проанализировать факторы оказывающие влияние на инновационную активность предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы категории «инновационная активность»;
- выявить факторы, влияющие на инновационную активность предприятий;
- определить значение инновационной активности в хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и пути активизации инновационной деятельности.
В современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций и инвестиций.
Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразовании.
Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно — исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции. Можно использовать технологические, продукт — инновации, процесс инновации. Используя технологические инновации, предприятие связывает свою деятельность с разработкой и освоением новых технологических процессов. Используя продукт - инновации предприятие разрабатывает и внедряет новые или усовершенствует ранее выпускаемые продукты. При этом предприятие стремится к производству принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения (или использования).
В настоящее время инновационные процессы в России характеризуются низкой степенью активности.
Удельный вес предприятий, разрабатывающих и внедряющих новые либо усовершенствованные продукты и технологические процессы, составляет в промышленности России только 10,3%, тогда как в промышленности США, Германии, Японии, Франции он достигает 70-82%, что обеспечивает этим странам прочные конкурентные позиции на мировом рынке. Низкий уровень инновационной активности в промышленности является основной причиной существенного сокращения доли высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта промышленной продукции.
Доля России в общем объеме экспортной торговли гражданской наукоемкой продукции на мировом рынке оценивается величиной 0,3% притом, что на долю США приходится 39%, Японии - 30%, Германии - 16%. Поэтому одной из важнейших задач государства является повышение инновационной активности промышленных предприятий.
В современных условиях экономического хозяйствования осуществление стратегически-инновационной деятельности является одним из решающих факторов повышения конкурентоспособности, укрепления экономической самостоятельности и рыночных позиций промышленных предприятий.
В связи с ужесточением конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках высокотехнологичных товаров, усложнением изделий и соответствующим ростом затрат времени и средств на их разработку, а также повышенной рискованностью инновационной деятельности особое значение приобретает повышение эффективности управления стратегически - инновационной деятельностью предприятий.
Инновационная активность предприятий и организаций характеризует степень их участия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени.
Усиление инновационной активности промышленных предприятий является основной задачей реализации направления инновационного развития. Выявление факторов, которые оказывают влияние на внедрение новой техники и технологии, современных методов управления будут выступать той базой, которая поможет сформировать эффективный механизм управления инновационной деятельностью.
Поэтому целью исследования инновационной активности промышленных предприятий является разработка рекомендаций по управлению инновационной деятельностью и возможностей повышения их инновационной мотивации.
В соответствии с формой федерального государственного статистического наблюдения «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденной постановлением Госкомстата России от 20.11.2006. № 68, инновационная активность организации оценивается следующими основными характеристиками:
- наличием завершенных инноваций;
- степенью участия организаций в разработке инноваций.
Определение уровня инновационной активности предприятий осуществляется двумя способами:
- отношением предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, к общему количеству обследованных предприятий;
- отношением предприятий, осуществляющих затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, к общему количеству обследованных предприятий.
Под инновационными товарами, работами, услугами понимаются товары, работы, услуги, которые в течение последних трех лет подвергались разной степени технологическим изменениям.
Моя работа состоит из трех глав. В первой главе изложены теоретические положения категории «инновационная активность», дано понятие инновационной активности предприятий, описан способ измерения инновационной активности. Во второй главе представлена классификация факторов влияющих на инновационную активность предприятий. В третьей главе показано значение инновационной активности в деятельности предприятий, изложены способы активизации инновационной деятельности.
Практическая часть
Расчет отдельных показателей инновационной деятельности на примере ООО “Айсберг - Аква”.
ООО “Айсберг - Аква”, производитель экологически чистой питьевой воды,
добываемой из артезианской скважины, является лидером на местном рынке в
своей области. Этот высокий результат достигнут, в том числе, и за счет
внедрения новых технологий в процесс добычи, переработки и доставки своей
продукции.
В 2002 году ООО “Айсберг - Аква” отчиталось перед органами государственной
статистики об инновационной деятельности организации по форме №4-инновация
“Сведения об инновационной деятельности организации за 200_ год”. В
соответствии с данными статистической отчетности предприятие работает на
местном рынке, т.е. основной сбыт продукции производится в г. Калининграде и
области.
Рассмотрим показатели затрат на технологические инновации. Инвестиции в
основной капитал в 2002 году составили 9073 тыс. рублей, из них 9073 тыс.
рублей было затрачено на технологические инновации. Была приобретена
добывающая установка, которая связана с технологическими инновациями, т.о.
произошло значительное усовершенствование производственного процесса.
Технологическая инновация была осуществлена за счет собственных средств
организации, в том числе за счет привлечения кредитов и займов на сумму 9073
тыс. рублей. Так как произошло значительное усовершенствование процесса
производства, а в результате улучшения качества конечного продукта, то данную
инновацию относят к продуктовым.
Теперь рассмотрим факторы, препятствующие инновациям на предприятии. В
соответствии с данными отчетности решающее значение имеют экономические
факторы, такие как низкий платежеспособный спрос на новые продукты и высокая
стоимость нововведений, лишь затем следуют производственные факторы, такой
как низкий инновационный потенциал организации. Незначительное или
малосущественное влияние оказывают такие факторы, как недостаток собственных
денежных средств, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости
нововведений, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации
о новых технологиях, недостаток информации о рынках сбыта, невосприимчивость
организаций к нововведениям, недостаток возможностей для кооперирования с
другими предприятиями и научными организациями. Среди других причин,
оказывающих значительное влияние на инновационную деятельность организации,
выделяют низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию.
Оценим результативность инновационной деятельности ООО “Айсберг - Аква”. В
соответствии с проставленными оценочными кодами наибольшему влиянию в
организации подверглись: замена снятой с производства устаревшей продукции,
улучшение качества, расширение ассортимента, обеспечение соответствия
современным правилам и стандартам, снижение загрязнения окружающей среды,
улучшение условий труда. Значительным результатом инновационной деятельности явилось сохранение и расширение рынков сбыта, рост производственных
мощностей. Низкой степени воздействия подверглись повышение гибкости
производства и внутреннего коммерческого процесса, сокращение затрат на
заработанную плату, сокращение материальных затрат, сокращение энергозатрат.
Источниками информации об инновационной деятельности и научных разработках в значительной мере явились поставщики оборудования, материалов, комплектующих,
программных средств, а также современные правила и стандарты, в меньшей
степени – маркетинговые подразделения, выставки, ярмарки и другие рекламные
средства.
Заключение
При рассмотрении различных аспектов понятия «инновационная активность» можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Это рациональная стратегия и тактика инновационной деятельности фирмы на всех этапах жизненного цикла инновации.
Для активизации инновационной деятельности предприятий необходимо наличие механизма управления инновационной деятельностью, адекватного требованиям рыночной экономики. В настоящее время подобный механизм отсутствует, что является одной из главный проблем развития предприятий на основе инновационных преобразований. В то же время необходимо отметить отсутствие четкой инновационной политики как на уровне региона, отрасли, так и отдельных предприятий и организаций. Причем, для активизации инновационной деятельности не обязательно создание долгосрочных федеральных инновационных программ, необходима четко сформулированная стратегия развития инновационной деятельности на уровне страны, региона, отрасли, предприятия.
Еще одним фактором, сдерживающим инновационную активность, является отсутствие необходимых юридических и экономических стимулов для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Сегодня предприятиям не выгодно вкладывать собственные средства на проведение инновационных исследований, что можно объяснить жесткой системой налогового регулирования, отсутствием государственной поддержки, снижением роли амортизационных отчислений, как основного источника финансирования процессов развития предприятий, отсутствием полноценно функционирующего фондового рынка в стране, инвестиционные проблемы, связанные с большими капиталовложениями в производство. Без решения инвестиционных проблем невозможно решение инновационных, т.к. последние требуют значительных капиталовложений. В новых условиях хозяйствования, характеризующихся риском и неопределенностью, главной проблемой становится практическая реализация инновационных процессов и связанных с ними различных инвестиционных взаимоотношений предприятий на рынке.
Сдерживающим фактором внедрения новаций в производство является отсутствие достоверной информации об инновациях, нерешенность вопросов авторских прав разработчиков инноваций, проблема оценки интеллектуальной собственности.
Многие предприятия до сих пор не адаптировались к требованиям новых условий хозяйствования. Предпринимательский риск очень высок, что оказывает влияние на величину исходной цены на продукцию. Поэтому для эффективного функционирования предприятия на основе инновационной деятельности необходимо накопление крупных активов для поддержания инвестиционного процесса.
Список использованной литературы:
Основная литература:
1. Кнышова Е. Н., Панфилова Е. Е. «Экономика организации»,2009 год, издательство «ФОРУМ»:ИНФРА-М - 336 стр.
2. Индикаторы инновационной деятельности 2008. Статистический сборник. Казань, 2009.
3. Архипова М.Ю. Статистический анализ основных тенденций создания и использования передовых технологий// Вопросы статистики. 2009. Вып. 7. С-67.
Дополнительная литература:
1. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для ср.спец.учеб.заведений. – 2-е изд., с изм./ Н.А.Сафронов. – Магистр, 2008. – 255с.
2. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб.пособие. – 2-е изд., доп. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 455 с. – (Высшее образование)
3. Гохберг Л.М. Новая инновационная система для «новой экономики». - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999.
5. Инновации и экономический рост. - М.: Наука, 2002. - С.178.
6. Кабалина В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. - 2001. - № 7.
7. Косалс Л. Технологические инновации в России (данные мониторинга на предприятиях ВПК) // Инновации и экономический рост. - М.: Наука, 2002. - С.171-172.
8. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. - 2005. - №9.
9. Посталюк М.П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде // Проблемы современной экономики. - Спб., 2005. - N 3 (15).
10. Симачев Ю.В. Направления и факторы реформирования промышленных предприятий // Экономический журнал ВШЭ. - 2001. - №3. - С.328-347.
11. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003.
12. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.5-е изд. - СПб.: Питер, 2006.
Интернет – ресурсы:
1.http://www.tisbi.ru.
2. http://www.domino.innov.ru.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………3
2. Теоретические основы инновационной активности………………….6
2.1 Понятие и сущность категории «инновационная активность» ........6
2.2 Практическая часть……………………………………………..…… 19
3. Заключение……………………………………………………………..20
4. Список использованной литературы………………………………….21
5. Приложение
Введение
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы - ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Любая организация в соответствии со своей миссией в динамично изменяющейся среде вырабатывает стратегии получения устойчивого успеха, конкурентных преимуществ, самовоспроизводства с улучшениями и прогрессивного инновационного развития в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей в такой ситуации служит, как интенсивное развитие всех компонентов, элементов организации, так и их инновационное развитие.
Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания.
Во всем мире инновации сегодня - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.
Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в борьбе за потребителя оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.
Инновационная активность предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши.
Цель моей работы: проанализировать факторы оказывающие влияние на инновационную активность предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы категории «инновационная активность»;
- выявить факторы, влияющие на инновационную активность предприятий;
- определить значение инновационной активности в хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и пути активизации инновационной деятельности.
В современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций и инвестиций.
Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразовании.
Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно — исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции. Можно использовать технологические, продукт — инновации, процесс инновации. Используя технологические инновации, предприятие связывает свою деятельность с разработкой и освоением новых технологических процессов. Используя продукт - инновации предприятие разрабатывает и внедряет новые или усовершенствует ранее выпускаемые продукты. При этом предприятие стремится к производству принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения (или использования).
В настоящее время инновационные процессы в России характеризуются низкой степенью активности.
Удельный вес предприятий, разрабатывающих и внедряющих новые либо усовершенствованные продукты и технологические процессы, составляет в промышленности России только 10,3%, тогда как в промышленности США, Германии, Японии, Франции он достигает 70-82%, что обеспечивает этим странам прочные конкурентные позиции на мировом рынке. Низкий уровень инновационной активности в промышленности является основной причиной существенного сокращения доли высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта промышленной продукции.
Доля России в общем объеме экспортной торговли гражданской наукоемкой продукции на мировом рынке оценивается величиной 0,3% притом, что на долю США приходится 39%, Японии - 30%, Германии - 16%. Поэтому одной из важнейших задач государства является повышение инновационной активности промышленных предприятий.
В современных условиях экономического хозяйствования осуществление стратегически-инновационной деятельности является одним из решающих факторов повышения конкурентоспособности, укрепления экономической самостоятельности и рыночных позиций промышленных предприятий.
В связи с ужесточением конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках высокотехнологичных товаров, усложнением изделий и соответствующим ростом затрат времени и средств на их разработку, а также повышенной рискованностью инновационной деятельности особое значение приобретает повышение эффективности управления стратегически - инновационной деятельностью предприятий.
Инновационная активность предприятий и организаций характеризует степень их участия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени.
Усиление инновационной активности промышленных предприятий является основной задачей реализации направления инновационного развития. Выявление факторов, которые оказывают влияние на внедрение новой техники и технологии, современных методов управления будут выступать той базой, которая поможет сформировать эффективный механизм управления инновационной деятельностью.
Поэтому целью исследования инновационной активности промышленных предприятий является разработка рекомендаций по управлению инновационной деятельностью и возможностей повышения их инновационной мотивации.
В соответствии с формой федерального государственного статистического наблюдения «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденной постановлением Госкомстата России от 20.11.2006. № 68, инновационная активность организации оценивается следующими основными характеристиками:
- наличием завершенных инноваций;
- степенью участия организаций в разработке инноваций.
Определение уровня инновационной активности предприятий осуществляется двумя способами:
- отношением предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, к общему количеству обследованных предприятий;
- отношением предприятий, осуществляющих затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, к общему количеству обследованных предприятий.
Под инновационными товарами, работами, услугами понимаются товары, работы, услуги, которые в течение последних трех лет подвергались разной степени технологическим изменениям.
Моя работа состоит из трех глав. В первой главе изложены теоретические положения категории «инновационная активность», дано понятие инновационной активности предприятий, описан способ измерения инновационной активности. Во второй главе представлена классификация факторов влияющих на инновационную активность предприятий. В третьей главе показано значение инновационной активности в деятельности предприятий, изложены способы активизации инновационной деятельности.
Теоретические основы инновационной активности предприятия.