Типы промышленного производсва.

В зависимости от степени постоянства загрузки (занятости) рабочих мест одной и той же работой различают три типа производства: единичный, серийный и массовый. При единичном типе производства имеет место нерегулярная повторяемость или неповторяемость работ на рабочих местах в плановом периоде; прерывное движение предметов труда в производственном процессе. Оборудование универсальное. Технология: маршрутная, нормативы укрупненные, опытно-статистические; сборка изделий индивидуальная, механическая обработка на технологических участках; оснастка универсальная, переналаживаемая. Персонал имеет высокую квалификацию. Факторы эффективности: высокая гибкость системы; повешенная адаптивная способность. Его разновидностью является опытное производство. При серийном типе производства имеет место регулярная повторяемость одних и тех же работ на рабочих местах в планируемом периоде. На каждом рабочем месте выполняется более одной производственной работы. При массовом типе производства имеет место постоянная повторяемость одних и тех же работа на рабочем месте в планируемом периоде. Непрерывное движение предметов труда в производственном процессе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕЦЕССА, ЕЕ ПРИНЦИПЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ.

Организация производства – система мер, направленных на рационализацию сочетания в пространстве и времени вещественных элементов и людей, занятых в процессе производства. Под организацией производственного процесса понимают методы подбора и сочетания его элементов в пространства и времени в целях достижения эффективного процесса (изготовление продукции) лежат следующие принципы: специализация, характеризующая ограничением номенклатуры и массовостью изготовления одноименной продукции (работ); непрерывность, предполагающая увеличение времени нахождения предмета труда в обработке, уменьшение времени нахождения его без движения в ожидании возобновления процесса изготовления, сокращение перерывов в использовании живого труда и средств труда; пропорциональность, требующая относительного равного выпуска продукции и объема выполняемых работ за определенный период времени всеми взаимосвязанными подразделениями предприятия, группами оборудования, рабочими местами, а также соответствия фонда времени работы оборудования и рабочих – трудоемкости производственной программы; параллельность, включающая одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса, концентрацию технологических операций на рабочем месте и совмещение во времени выполнения основных и вспомогательных операций; прямоточность, обеспечивающая кратчайшее расстояние движения предметов труда в процесса производства; ритмичность, предполагающая регулярное повторение процесса производства через равные промежутки времени; гибкость – возможность быстрой перестройки на выпуск новой продукции. К формам организации производства относятся концентрация, специализация, диверсификация, кооперирование и комбинирование. Производственный процесс – совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных, обслуживающих и естественных процессов, направленных на изготовление определенной продукции. Классификация производственных процессов: значение и роль в изготовлении продукции (основные, вспомогательные, обслуживающие); характер протекания (простые, синтетические, аналитические); стадия изготовления (заготовительные, обрабатывающие, выпускающие (сборочные)); степень непрерывности (прерывные, непрерывные); степень технической оснащенности (ручные, частично механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные); особенности используемого оборудования (аппаратурные (агрегативные), дискретные).

НЕОБХОИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, определяющих темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и не перспективу. Планирование, административное управление и определяют одним понятием – «менеджмент».Без планирования на может эффективно работать любая организация. Оно всегда необходимо при любом виде деятельности организации. Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии. Существует несколько методов планирования: балансовый; расчетно-аналитический; экономико-математический; графоаналитический; программно-целевые. Балансовый метод планирования обеспечивает установление связи между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др. Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем. Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели, отражающие зависимость количественных параметров (показателей) от влияния основных факторов, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный. Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др. Программно-целевые методы позволяют составить план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и прирученных к определенным срокам. На основе ранжирования целей (генеральная цель – стратегические и тактические цели – программы работ) составляется график типа «дерево целей» - исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ, ПЕРСПЕКТИВНОЕ, ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПЕРАТИВНО –ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ.

По срокам различают следующие виды планирования: перспективное (стратегическое); текущее; оперативно-производственное. Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10 – 15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее. Текущее (годовое) планирование осуществляется в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделются на заводские, цеховые, бригадные. Оперативно-производственное планирование уточняет задание текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчерование. Завершающим этапом заводского оперативно—производственного планирования является сменно-суточное планирование.

СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА, ЕГО ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА.

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать дело, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, как скоро можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможный риск.

Бизнес-план может состоять из следующих разделов: 1.возможности фирмы2.виды товаров3.рынки сбыта товаров4.конкуренция на рынках сбыта5.план маркетинга6.план производства7.организационный план8.правовое обеспечение деятельности фирмы9.оценка риска и страхование10.финансовый план11.стратегия финансирования

В разделе «возможности фирмы» определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, т.е. для стратегического планирования фирмы разрабатываются программа деятельности, цены и стратегия фирмы. В разделе «виды товаров» описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. Раздел «рынки сбыта товаров» направлен на изучение рынков и позволяют предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша. В разделе «конкуренция на рынках сбыта» необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить наиболее действенные ответные меры. В плане маркетинга рассматриваются: схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и товарах. В плане производства рассматривается производственный план и главная задача здесь – доказать, что фирма в состояние производить нужное кол-во товаров требуемого качества. В организационном плане рассматривается организация: надо указать, с кем будет организовано дело и как планируется наладить работу персонала. В разделе «правовое обеспечение деятельности фирмы» рассматриваются правовые аспекты фирмы, в частности организационно-правовые формы хозяйствования. В разделе «оценка риска и страхование» освещаются оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками, т.е. что нужно сделать, чтобы эти риски свести к минимуму. В разделе «финансовый план» рассматривается план, как бы обобщающий все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении. В разделе «стратегия финансирования» определяются средства, необходимые для финансирования проекта, источники их получения, срок окупаемости затрат.

ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ. ВАРИАНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПОГРАММЫ, ЕЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

План производства продукции (производственная программа) определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т.п. Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделением предприятия – службой маркетинга и ведется в такой последовательности: 1.определяются номенклатура и ассортимент продукции, включенные в план, объем ее поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам. 2.составляется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям. 3.на основе объема поставок (реализации) и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода. 4.объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям: группам оборудования, участкам, цехам, предприятию в целом. 5.на основе объема производства и реализации продукции в натуральном выражении рассчитываются стоимостные измерители производственной программы: товарная и реализованная продукция. 6.составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договорах с заказчиками. 7.производственная программа планируется по основным цехам предприятия. Производственная программа рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях. Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции. Номенклатура продукции – наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску. Ассортимент продукции – разновидность этих изделий (по видам, типам, сортам, размеру и т.п.) в разрезе номенклатуры. Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. Основой для определения объема продукции в стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении, неотъемлемой частью которого является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах, в сочетании с натуральными используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планирования производственных программ других цехов и иных целей. Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими, с их помощью определяют общий объем производства и планируют объем товарной, валовой и реализованной продукции.

Наши рекомендации