Тема 2.10 Методика расчета основных технико-экономических показателей работы организации (предприятия)
Разработкабизнес-плана по программному продукту с определением основных экономических показателей.
Объем учебного времени, отведенный на практическую работу:4 часа.
Цель:
- Закрепить теоретический и практический материал.
Содержание задания: разработать бизнес-план по программному продукту.
Необходимо составить бизнес-план программного продукта по материалам и данным предприятия, на котором студент проходил практику. Для экономического обоснования может быть предложено два варианта бизнес-плана:
1 Разработка бизнес-плана по ПП для существующего предприятия, на котором студент проходил практику.
2 Разработка бизнес-плана по ПП при создании собственного дела (бизнеса).
В настоящее время имеется большое количество вариантов структуры бизнес-плана, в зависимости от целей и направленности решаемых задач. В мировой практике существуют различные версии бизнес-плана.
Вы можете воспользоваться следующей структурой выполняя это задание:
1) характеристика информационного технологического решения, программного продукта (ПП) либо создаваемой фирмы по разработке и реализации ПП;
2) управление фирмой либо квалификация работников, предлагающих и осуществляющих реализацию ПП;
3) исследование и анализ рынка;
4) производственный план;
5) план маркетинговых действий;
6) финансовый план.
1 Характеристика информационного технологического решения, программного продукта (ПП) либо создаваемой фирмы по разработке и реализации ПП
В данном разделе целесообразно дать характеристику ПП и информацию как о самой фирме, необходимости ее создания или развития, продукции (услугах), их достоинствах и преимуществах, так и о других производителях подобной продукции. Описать, как фирма собирается выходить на рынок и развиваться. Определить основную группу потребителей и оценить возможности появления новых рынков сбыта, а также расширения номенклатуры выпускаемых изделий (услуг).
Предлагая новый программный продукт, необходимо подчеркнуть его уникальность, важность и возможность выбора для пользователей, а также оценить его с позиций маркетинга: а) по замыслу; б) в реальном исполнении; в) с подкреплением; г) преимущества у пользователя. Маркетинговая ориентация программного продукта может быть представлена в табличном виде (табл.1).
Таблица 1 Маркетинговая ориентация программного продукта
Уникальность возможности у пользователя | Привязка к уникальному оборудованию. Специальный ввод- вывод и т.д. | Преимущества у пользователя |
Возможность применения ПП у пользователя разных отраслей | Дополнение ПП модулями, отражающими специфику функционирования в конкретной отрасли | С подкреплением |
Разные конфигурации ПП (разные комплексы программных модулей) | Создание ПП, включающего различные комбинации работающих модулей | В реальном исполнении |
Основная цель создания ПП (задача) | Постановка задачи | По замыслу |
Далее надо описать, за какое время, и каким образом фирма либо разработчик сможет привлечь потенциального пользователя.
Желателен перечень функциональных особенностей ПП, если возможно, дать рекламный листок или фотографию.
Завершает раздел, описание возможных ключевых факторов успеха. Например, новый для рынка продукт (услуга) или выигрыш во времени с появлением продукта (услуги) на рынке.
2 Управление фирмой либо квалификация работников, предлагающих и осуществляющих реализацию ПП
В данном разделе указываются форма собственности создаваемой или существующей фирмы и условия, на которых она строится. Рекомендуется представить организационную структуру с указанием круга обязанностей руководящего состава, их квалификации и характеристики разработчиков, предлагающих к разработке и реализации программный продукт. Отметить их образование, профессионализм, опыт работы и другие характеристики.
3 Исследование и анализ рынка
В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление существующих потребителей и определение потенциальных.
Желательно определить приоритеты, которыми руководствуется пользователь при покупке: качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т.п.
Необходимо провести сегментацию рынка потенциальных потребителей (выделение потребителей с одинаковыми потребительскими свойствами). Надо искать ответы на вопросы: кто, почему, сколько и когда будет готов купить вашу продукцию в течение ближайших двух, трех и более лет.
Далее предложить способ реализации продукции (фирменная торговля, дилеры и другие посредники) и определить, сколько на это потребуется времени.
Высказать свою точку зрения на то, как быстро ПП утвердится на рынке, и на возможности дальнейшего расширения. Оценить основные факторы, влияющие на расширение рынка (например, тенденции развития отрасли, региона, создание конкуренции и т.д.).
Для развития бизнеса очень важно отслеживание и оценка конкурентов. С этой целью необходимо выделить и проанализировать свои и конкурента сильные и слабые стороны и определить маркетинговые действия, направленные на развитие фирмы и конкурентоспособность продукции (услуг). Основываясь на оценке преимуществ программного продукта, оценить возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении в разрезе ориентировочной сегментации потенциальных пользователей, который должен быть приведен в виде таблицы 2.
Таблица 2 Прогнозируемый объем продаж программного продукта по сегментам рынка (пример)
Сегменты рынка | Планируемый объем продаж | ||||||
2012 г. | 2013 г. | 2014.г. | |||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 1 п/г | 2 п/г | ||
Машиностроительныепредприятия | |||||||
Научные учреждения | |||||||
Вузы | |||||||
Ссузы | |||||||
Другие | - | - | - | - | - | - | - |
Итого |
4 Производственный план
В данном разделе производится расчет необходимых единовременных и текущих затрат, после чего определяются необходимые инвестиции для разработки и реализации ПП.
4.1 Расчет единовременных затрат
В структуре единовременных затрат (Зк), связанных с разработкой информационных технологий, выделяют капитальные затраты (К), включающие затраты на приобретение или дооборудование вычислительной техники (Квт), локальных вычислительных сетей (Клвс), приобретение пакетов прикладных программ (Кппп) и операционных систем (Kос), а также затраты по подготовке кадров (Зпк):
Зк= К +Зпк=Квт++Клвс+ Кппп+Кос+Зпк.
В состав затрат на приобретение ВТ, ЛВС, ППП, ОС включаются транспортные расходы и затраты на установку.
В процессе расчета капитальных затрат разработчик принимает ряд решений по определению типа или модели применяемой техники или дополнительного оборудования, фирмы-поставщика и стоимости приобретаемой техники.
После проведения расчетов капитальных затрат заполняется таблица 3.
Таблица 3 Потребность в оборудовании, технических средствах и программном обеспечении (пример)
№ | Наименование технических средств и ПО | Тип или модель | Поставщик | Стоимость, тыс. р |
Компьютер | Pentium 90/32Mb/1Gb/3,57SVGA | OfficeClub | 22,0 | |
Принтер | OKIPage 8W | OfficeClub | 6,8 | |
Операционная система | MSWindows 95 | MicrosoftA.0 | 1,2 | |
Программное обеспечение | Access 7.0 | MicrosoftA.0 | 3,6 | |
ИТОГО | 33,6 |
При составлении бизнес-плана по второму варианту, кроме того, необходимо описать свою производственную базу с использованием следующих количественных характеристик: размещение предприятия, производственные площади, арендованное или собственное помещение и т.д.
Все расчеты сводятся в аналогичные таблицы.
4.2 Расчет текущих затрат на разработку ПП
Текущие затраты представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе разработки программного продукта материальных затрат, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на его разработку и реализацию. Иными словами, они складываются из материальных затрат, затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, страховые тарифные взносы, амортизацию основных фондов и прочих затрат.
С = + + .
Текущие затраты (С) включают:
· материальные затраты (Змз) – стоимость бумаги, дискет, картриджей к принтерам по рыночным ценам;
· заработную плату (Ззп) проектировщиков и программистов;
· страховые тарифные взносы ( ), составляют 34,2% от заработной платы;
· затраты на оплату работ (услуг), выполняемых сторонними организациями (Зст), принимаются равными 10% от (Ззп+ );
· затраты, связанные с использование машинного времени на разработку и отладку программы (Змаш), рассчитываются по формуле:
,
где tмаш - машинное время, необходимое на разработку и отладку ПП, чел-дн.);
8 – продолжительность рабочего дня, час;
Смаш – стоимость машинного времени работы ПК, руб/час (принимается равным 15-20руб/час).
· амортизация ( ), т.е. затраты на ремонт и восстановление вычислительной техники, рассчитываются при условии, что срок ее работы составляет 5 лет; поэтому норма амортизации (На) будет равна 20%:
,
где Фб – балансовая стоимость используемой вычислительной техники, руб.;
· прочие расходы (Зпр), т.е. затраты по налогам, сборам, отчисления во внебюджетные фонды, командировки, подготовку и переподготовку кадров и др., принимаются равными 5-7% от (Ззп+Зств);
· накладные расходы (Зн) включают административно-управленческие расходы, коммерческие расходы на рекламу, маркетинговые исследования, поиск рынков сбыта, услуги юристов и др.; принимаются равными 100-300% от (Ззп+Зств);
· расходы на погашение кредита и оплату процентов за пользование им (Зкр), определяются, если разработчик принимает решение о необходимости получения кредита банка; рассчитываются по формуле:
,
где Кр – сумма кредита банка, руб.;
r - учетная ставка за кредит (годовая), %;
- период кредитования.
Оплата труда может также производиться на основе контракта, в котором предусматривается оплата за выполняемый объем работ – разработку ПП. В этом случае Ззппринимается равной конкретной сумме.
Оплата труда может производиться на основе повременной оплаты, исходя из дневной ставки и общих трудовых затрат (Т) на разработку программного продукта. В этом случае заработная плата рассчитывается по формуле:
= ,
где дневная ставка определяется путем деления месячного должностного оклада на среднее количество рабочих дней в месяце, умноженное на 8 часов.Если в разработке ПП принимают участие постановщик задач, программисты, техники, менеджеры, то заработная плата рассчитывается по этим категориям персонала и сводится в таблицу 4.
Таблица 4Потребность в персонале и оплата труда (пример)
Категория персонала (должность) | Должностной оклад в месяц, руб. | Среднее кол-во рабочих дней в месяце | Дневная ставка, Зд руб/чел-час | Потребное время на разработку, Т, чел-час | Заработная плата, руб. |
Программист | 681,8 | ||||
Техник | 363,6 | ||||
ИТОГО: |
Дополнительно могут рассчитываться текущие затраты на тиражирование и сервисное обслуживание ПП, если предполагается продажа ПП в количестве более 1 экземпляра. Тогда необходимо определить возможный объем продаж в натуральном выражении и себестоимость 1 копии.
После расчета единовременных и текущих затрат составляется общая таблица потребности в инвестициях (табл.5).
Таблица 5 Потребность в инвестициях на разработку ПП
Наименование статей затрат | Сумма, т.р. |
1. Единовременные затраты (Зк) – всего, в том числе: 1.1 Капитальные вложения (К) 1.1.1 Затраты на приобретение и дооборудование ВТ (Квт) 1.1.2 Затраты на приобретение ЛВС (Клвс) 1.1.3 Затраты на приобретение пакетов прикладных программ (Кппп) 1.1.4 Затраты на приобретение операционных систем (Кос) 1.2 Затраты на подготовку кадров (Зпк) | |
2 Текущие затраты (С) – всего, в том числе: 2.1 Материальные затраты (Змз) 2.2 Заработная плата (Ззп) 2.3 Страховые тарифные взносы (Зств) 2.4 Затраты на использование машинного времени (Змаш) 2.5 Амортизация (За) 2.6 Прочие расходы (Зпр) 2.7 Накладные расходы (Зн) 2.8 Оплата процентов за кредит (Зкр) | |
Итого - затрат З=Зк +С |
Решение о величине потребности в инвестициях на разработку ПП принимается разработчиком, исходя из предполагаемой суммы единовременных и текущих затрат (З), включая затраты на маркетинг, прочие коммерческие расходы и другие возможные расходы, связанные с реализацией программного продукта.
4.3 Определение цены программного продукта
Рассчитав текущие затраты на разработку ПП (С), можно определить себестоимость одной копии ПП (С1) по формуле:
,
где N — объем продаж в натуральном выражении, шт.;
Зтири Зсер — затраты на тиражирование и сервисное обслуживание в расчете на 1 копию ПП, принимается равным 10% от С.
Определяется оптовая цена 1 копии ПП (Цо1) по следующей формуле:
.
Прибыль (П1) определяется исходя из предполагаемой рентабельности ПП:
,
где R — процент предполагаемой рентабельности, принимается равной от 20 до 35% .
Затем рассчитывается цена продажи ПП (Цпр):
,
где НДС — налог на добавленную стоимость в соответствии с действующей ставкой на данный вид продукции, принимается равной 18% от Ц01.
Затем Цпр сопоставляется с ценами конкурентов и принимается окончательное решение о цене продажи ПП.
5 План маркетинговых действий
План маркетинга — это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. В данном разделе отражаются: товарная, ценовая, сбытовая политика и сервисное обслуживание.
В этом разделе должна быть четкая маркетинговая ориентация на потребителя (знание его запросов, уникальность и адресность продукции, высококачественный сервис, доступная цена, своевременность поставок, надежность и стабильность и т.п.).
Особое внимание должно быть уделено товарной и ценовой политике с отслеживанием конкурентов.
Надо искать ответы на вопросы: как завоевать, сохранить и увеличить долю рынка, как получить достаточную прибыль?
Товарная политика предполагает определенный курс действий, благодаря которым обеспечивается эффективное, с коммерческой точки зрения, формирование возможных модификаций ПП, гибкое приспособление к рыночным условиям имеющихся или создаваемых информационных технологий.
Товарная стратегия выделяет следующие главные цели:
- разработку «пионерного товара», который может быть лидером на ближайшие годы и утвердит вашу репутацию;
- разработку маркетинговых программ по возможным модификациям, в перспективе выбор соответствующей модификации по каталогу.
Ценовая политика и стратегия ценообразования включает кратко- и долгосрочные цели и может базироваться на издержках производства, спросе ПП и ценах конкурентов.
Ценовая стратегия может предусматривать:
- использование гибких цен в зависимости от модификации;
- взаимосвязь цены и качества;
- ориентацию на уровень цен мирового рынка и т.п.
Сбытовая политика и стратегия предполагают ориентацию на систему ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта) и могут предусматривать:
- рекламную деятельность (рекламные буклеты, использование рекламы в прессе, по радио, телевидению и т.п.);
- создание и регулирование коммерческих связей через посредников, дилеров, агентов и пр.;
- организация и участие в ярмарках, выставках;
- использование кредита в различных формах, продажа в рассрочку, лизинг;
- презентацию продукции специально для потенциальных потребителей.
Стратегия организации сервисного обслуживания предполагает предпродажный и послепродажный сервис.
Предпродажный сервис ориентирован на постоянное изучение и анализ требований потребителей с целью совершенствования качественных параметров предлагаемой продукции.
Послепродажный сервис предусматривает комплекс работ по обслуживанию (комплекс работ по поставке ПП и обучению пользователя).
6 Финансовый план
Финансовый план является заключительным разделом бизнес-плана и содержит обоснование экономической (коммерческой) эффективности затрат, произведенных в связи с разработкой и реализацией ПП.
В финансовом плане необходимо разработать таблицу доходов и затрат (табл.6), план кредитования, произвести расчет безубыточности и дисконтного срока окупаемости. Предполагаемые доходы от продаж (Dnp) определяются по формуле:
.
где Цпр — цена продажи ПП, тыс. р;
N — прогнозируемый объем продаж ПП по периодам в соответствии с исследованиями рынка, шт. Рекомендуется учесть сегментацию рынка программных продуктов.
Издержки производства (И) на разработку и реализацию ПП равны текущим затратам (С).
Налогооблагаемая прибыль от реализации программного продукта представляет собой разность между доходами от продаж ПП и издержками производства на его разработку.
Чистая прибыль равна разности между налогооблагаемой прибылью и суммой налога на прибыль. Ставка налога на прибыль равна 20%.
Таблица 6 Доходы и затраты
20.... г. | 20.... г. | 20....г. | |||||
Показатели | 1 кв. | 2кв. | 3кв. | 4 кв. | 1 п/г | 2 п/г | |
1Доходы от продаж (Dnp) 2Издержки производства (И) 3Прибыль от реализации(стр 1 - стр 2) 4 Налог на прибыль (24% от стр 3) 5 Чистая прибыль (стр 3 - стр 4) 6 Прогнозируемый объем продаж ПП (шт.), всего |
В случае, если для разработки ПП привлекался инвестиционный кредит, проводится расчет возможности его погашения.
Для дисконтирования непогашенного остатка кредита используется учетная ставка коммерческого банка, пересчитанная, соответственно, на квартал, полугодие, год.Пример расчета возможности погашения кредита представлен в таблице 7.
Расчеты показывают, что погашение кредита возможно в 1-м полугодии первого года выпуска. Во втором полугодии второго года выпуска возможна капитализация прибыли. Срок возврата кредита — 15 месяцев.
Дисконтный срок окупаемости определяется по табл.6 как период времени с момента окончания инвестирования до момента полного возврата кредита.
Таблица 8 Пример расчета возможности погашения кредита
1-ый год выпуска | 2-ой год выпуска | 3-ий год выпуска | |||||
Показатели | 1 кв. | 2кв. | 3 кв. | 4кв. | 1 п/г | 2п/г | г. |
Сумма инвестиционного кредита, Кр | |||||||
Ожидаемая чистая прибыль за квартал, Пчi | |||||||
34,4 | 92,3 | 126,7 | 161,2 | 427,8 | 575,8 | 1345,8 | |
Непогашенный остаток кредита на конец квартала, | |||||||
665,6 | 656,5 | 611,9 | 527,1 | 165,2 | |||
Ставка процента за кредит, r | 12,5 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | |||
Дисконтированный непогашенный остаток кредита, | |||||||
748,8 | 738,6 | 688,3 | 593,0 | 206,5 | |||
Остаток чистой прибыли на конец квартала, | |||||||
369,3 | 1715,1 |
Непогашенный остаток кредита на конец I квартала определяется как разность между суммой инвестиционного кредита Кр и ожидаемой чистой прибылью в этом квартале Пч1, для последующих кварталов, начиная со второго, - как разность между дисконтированным непогашенным кредитом Кост1 и ожидаемой чистой прибылью во втором квартале Пч2 и т.д. до получения отрицательного результата.
В случае если разработчик принимает решение осуществить разработку ПП за счет собственных средств без привлечения коммерческого кредита, срок окупаемости ПП определяется сроком окупаемости дополнительных капитальных вложений по формуле:
,
где К — капитальные вложения, тыс. р;
П1— прогнозируемая чистая прибыль от реализации одного ПП, тыс. р;
N — прогнозируемый годовой объем продаж ПП, шт.
Расчетное значение срока окупаемости Ток сравнивается с нормативным 6,5 лет. Если , то разработка ПП признается эффективной. Величина, обратная сроку окупаемости, называется коэффициентом экономической эффективности дополнительных капитальных вложений. Рассчитывается следующим образом:
= 1/ .
Расчетное значение коэффициента экономической эффективности сравнивается с нормативным . Если , то разработанный программный продукт является конкурентоспособным на рынке аналогичных товаров.
Расчет безубыточности
Анализ безубыточности проводится на период времени, ограниченный действующими в данном периоде основными фондами. Точка безубыточности может рассчитываться как в натуральном, так и стоимостном выражении. Расчет в натуральном выражении может быть осуществлен, если выпускается один вид продукции (один программный продукт).
Расчет безубыточности является обязательным для всех вариантов составляемого бизнес-плана.
Под безубыточностью в разработке бизнес-плана понимается объем продаж ПП в натуральном выражении, при котором возможно покрытие всех расходов без получения прибыли.
Расчет объема безубыточности (критического объема продаж) производится по следующей формуле:
где Qкр – критический объем продаж ПП, при котором будет достигнута безубыточность, шт.;
Зпост – сумма условно-постоянных затрат, тыс. руб.;
Зпер1 – сумма условно-переменных затрат для одного ПП, руб./шт.;
Цпр – цена продажи одного ПП, руб./шт.
К условно-постоянным затратам относятся: амортизация (За), накладные расходы (Зн), прочие расходы (Зпр), плата процентов за кредит (Зкр), т.е.
Зпост = За+Зпр +Зн+Зкр .
К условно- переменным затратам относятся материальные затраты (Змз), заработная плата на разработку ПП (Ззп), страховые тарифные взносы (Зств) и затраты, связанные с использованием машинного времени на разработку и отладку ПП (Змаш), т.е.:
.
Разделив сумму условно-переменных затрат на весь объем продаж, получим величину условно-переменных затрат на один ПП (Зпер1=Зпер/N).
Обычно расчет точки безубыточности сопровождается его графической интерпретацией, т. е. строится график безубыточности (рис.1).
Рис.1 График безубыточности программного продукта
Необходимо также определить запас финансовой устойчивости (прочности) как разность объемов продаж анализируемого года t и критического объема.
,
где обеспечивающий прибыльность продаж программного продукта в году t, шт.;
- объем продаж ПП в t-ом году, шт.
Помимо этого показателя определяется коэффициент финансовой прочности программного продукта для каждого года t по формуле:
.
Он характеризует степень финансовой устойчивости на рынке программного продукта. Финансовое положение программного продукта считается устойчивым, если коэффициент финансовой прочности не менее 0,3. Анализ безубыточности рекомендуется проводить по всем годам прогнозируемого периода. Если прогнозируемый объем продаж не обеспечивает безубыточности или необходимого запаса финансовой прочности, то необходима его корректировка, во-первых, а, во-вторых, корректировка затрат путем включения (исключения), увеличения (сокращения) соответствующих их видов.
Список рекомендованной литературы:
1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебное пособие/ 6-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 240 с.
2. Агарков А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 400.
3. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт, 2010. – 384 с.
5. Войтов А.Г. Экономика: Учебник. – М.: Маркетинг, 2012. – 599 с.
6. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 663 с.
Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. – Москва: Проспект: Кнорус, 2010. – 304 с.