Б2.У.1 Учебная практика (Практика по получению первичных
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
Б2.У.1 Учебная практика (Практика по получению первичных
профессиональных умений и навыков)
Направление подготовки: 43.04.01 «Сервис»
Профиль «Сервис ресторанных, спортивно-оздоровительных и услуг индустрии красоты»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Формы обучения: очная / заочная
Тамбов
Автор-составитель:Шевяков А.Ю. к.э.н., доцент, доцент кафедры «Сервис, туризм и торговое дело»; Морева С.Н., к.п.н., доцент, доцент кафедры «Сервис, туризм и торговое дело»
Эксперты:
Грицков П.М., к.п.н., доцент
зам. нач. упр. по физической культуре и спорту Тамбовской области
Дорощук О.В., генеральный директор
ООО «УК Вектор»
Морева С.Н., к.п.н., доцент,
доцент кафедры «Сервис, туризм и торговое дело»,
руководитель ООП
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО и утверждена на заседании кафедры «Сервис, туризм и торговое дело» «_14__»__марта__2017 года. Протокол № _7___.
Зав. кафедрой А.Ю. Шевяков
Общие положения
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, далее - учебная практика направлений подготовки 43.04.01 «Сервис» является неотъемлемой частью производственного процесса и важным этапом в теоретической и профессиональной подготовке магистрантов.
Необходимо иметь в виду, что все данные, теоретические и практические знания, опыт, полученные в ходе учебной практики являются основой при организации на старших курсах учебной практики.
Практика проводится на предприятиях сферы сервиса. Руководство практикой осуществляется преподавателем кафедры сервиса, туризма и торгового дела. Перед началом практики студент должен получить направление на практику, программу, методические указания по организации и прохождению практики. По вопросам организации и прохождения практики студент может получить консультацию (в устной или письменной форме) у руководителя практики.
При прохождении учебной практики студент обязан своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики, а также указания руководителя практики, подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка; по окончании практики составить отчет о ее прохождении, приложив к нему документы, указанные в программе практики, а также характеристики с мест практики.
Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
1.1. Целями учебной практикиявляютсядать студенту общее представление об обслуживании на предприятиях и в учреждениях сферы сервиса; об особенностях планирования деятельности предприятий сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуг и спроса потребителей; особенностях взаимодействия с потребителем услуг предприятий сервиса для обеспечения практической основы последующего эффективного изучения профессиональных дисциплин.
1.2 Задачи учебной практики:
· дать анализ организационно-правовой структуры конкретного предприятия, его основной деятельности;
· изучить технологии сервисной деятельности, механизмы взаимодействия с потребителем конкретного предприятия сервиса;
· определить проблемы и разработать направления развития с целью улучшения деятельности организации
Данные задачи в учебной практике соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности и их задачами:
сервисная деятельность:
· организация проведения экспертизы, диагностики, сертификационных испытаний различных объектов и систем сервиса;
· комплексный и структурный анализ объектов и систем сервиса;
· исследование возможностей и оптимизация методов процесса сервиса;
· разработка проекта процесса сервиса;
· системный анализ и оптимизация сервисной деятельности;
· разработка мероприятий по обеспечению необходимого уровня качества работ и услуг;
организационно-управленческая деятельность:
· организация сервисной деятельности;
· разработка вариантов процессов сервиса, соответствующих запросам потребителей;
· организация контроля качества процессов сервиса;
· планирование сервисной деятельности, прогнозирование развития предприятия сервиса в зависимости от конъюнктуры рынка услуг;
· экономическая оценка и оптимизация производственных и непроизводственных затрат на обеспечение деятельности предприятия сервиса, разработка и контроль комплекса мероприятий по их снижению;
· обеспечение информационной, экономической и экологической безопасности предприятия сервиса;
научно-исследовательская деятельность:
· разработка и обоснование стратегии и алгоритмов процесса сервиса;
· исследование психологических особенностей потребителя и разработка методик сервисной деятельности с учетом национально-региональных и социально-демографических факторов;
· исследование и разработка инвариантных методов управления качеством, стандартизации и сертификации услуг и работ;
· исследование социокультурного облика потребителя.
2. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
· полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
· подчиняться действующим в организации-базе практики правилам внутреннего распорядка, включая время начала и окончания работы;
· изучить и соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
· нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками организации-базы практики;
· ежедневно вести дневник практики по установленной форме;
· представить руководителю практики письменный отчет о выполнении программы практики по установленной форме;
· пройти аттестацию по практике в организации-базе практики и на кафедре сервиса и торгового дела.
В ходе освоения соответствующих дисциплин обучающейся должен:
знать:специфику функционирования предприятия сервиса в условиях региона; должностные обязанности сотрудников предприятия; формы обслуживания потребителей на предприятиях сервиса; номенклатуру предлагаемых услуг исследуемых предприятий, основные особенности услуг, отличающие их от подобных услуг других фирм; формы и методы деятельности ресторанных, спортивно-оздоровительных предприятий и салонов красоты; используемые в деятельности рассматриваемого сектора современные сервисные технологии;
уметь:анализировать уровень и состояние деятельности сервисного предприятия; анализировать уровень и состояние используемых информационных и социальных технологий данными предприятиями; критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза.
владеть:простыми навыками сервисной деятельности на практике; практическими навыками сбора, обработки и анализа информации; навыками самостоятельной работы; навыками самостоятельного формулирования выводов; методами установления многосторонних связей между явлениями и событиями; способами рассмотрения разных вариантов решения проблемы; навыками подготовки отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности; навыками презентации и защиты результатов выполняемой работы.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧРЕЖДЕНИЙ-БАЗ ПРАКТИКИ
Перечень учреждений - баз для проведения практики формируется в соответствии с областью профессиональной деятельности по ФГОС ВО по направлению подготовки 43.04.01 «Сервис» (квалификация «магистр»), а именно в секторах индустрии красоты, общественного питания, спортивно-оздоровительной сферы: салонах красоты, ресторанах, кафе, спортивно-оздоровительных комплексах.
Базы практики для студентов должны отвечать следующим основным требованиям:
- соответствовать профилю подготовки магистранта;
- располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студентов.
Определение баз практики возлагается на заведующего выпускающей кафедры, который готовит договоры с ведущими отраслевыми предприятиями, организациями о приеме студентов Университета на практику.
Самостоятельный выбор студентом очной формы обучения базы практики разрешается в исключительных случаях. Целесообразность прохождения практики студентам определяется заведующим выпускающей кафедры на основании личного заявления студента и гарантийного письма от предприятия (организации), предоставляющего место для прохождения практики.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость практики составляет 108 часа, 2 недели. В таблице 1 отражена структура и краткое содержание практики.
Таблица 1. Структура и краткое содержание практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных едини-цы,108 часов.
№ п/п | Содержание практики по темам | Виды работы на практике | Трудо- емкость (в часах) | Формы Текущего Контроля | ||||||||
Общая экономико- организационная характеристика сервисного предприятия | Знакомство с руководством базы практики. Изучение истории становления и развития | Консультации с | ||||||||||
руководителем | ||||||||||||
практики | ||||||||||||
Сервисного предприятия, а также финансовых результатов его деятельности | ||||||||||
Цели, | задачи | и | Определение | Консультации с | ||||||
функции | направления | руководителем | ||||||||
организации – базы | развития | сервисного | практики | |||||||
практики | предприятия | |||||||||
Структура | Изучение | Консультации с | ||||||||
организации | организационной | руководителем | ||||||||
структуры | базы | практики | ||||||||
практики | ||||||||||
Состав | кадров, | Изучение | Консультации с | |||||||
основные | должностных | руководителем | ||||||||
должностные | инструкций | практики | ||||||||
обязанности | персонала | |||||||||
специалистов | и | |||||||||
управленческого | ||||||||||
персонала. | ||||||||||
Применяемые | ||||||||||
формы оплаты труда | ||||||||||
Перечень | Изучение | Консультации с | ||||||||
предоставляемых | прейскуранта услуг | руководителем | ||||||||
основных | и | практики | ||||||||
дополнительных | ||||||||||
услуг | ||||||||||
Сервисные | Изучение | сервисных | Консультации с | |||||||
технологии, | технологий | базы | руководителем | |||||||
применяемые | на | практики | практики | |||||||
данном предприятии | ||||||||||
Характеристика | Изучение | Консультации с | ||||||||
потребителей | численности | и | руководителем | |||||||
(гостей, клиентов) и | состава потребителей | практики | ||||||||
способов | (индивидуальные | |||||||||
расширения | или | корпоративные | ||||||||
клиентской базы | клиенты) | |||||||||
Основные партнеры | Изучение | партнеров | Консультации с | |||||||
и | поставщики | и | поставщиков | руководителем | ||||||
предприятия, | сервисного | практики | ||||||||
взаимоотношения | с | предприятия | ||||||||
ними | ||||||||||
Организация | Изучение | системы | Консультации с | |||||||
рекламы | организации рекламы | руководителем | ||||||||
сервисной фирмы | и | практики | ||||||||
возможностей | ее | |||||||||
улучшения | ||||||||||
Обеспечение | Знакомство | с | Консультации с | |||||||
безопасности. | системой | руководителем | ||||||||
безопасности | практики | |||||||||
персонала и клиентов | ||||||||||
сервисного | ||||||||||
предприятия | ||||||||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ЗАДАНИЯ ПО ПРАКТИКЕ
Студент, проходящий практику должен:
на подготовительном этапе:
- присутствовать на собрании кафедры по практике и вводной беседе со своим руководителем;
- получить задание по практике.
В рабочий период:
- полностью и доброкачественно выполнять индивидуальные задания, а также текущие задачи, поставленные руководителями практики;
- систематически отчитываться перед руководителем о выполненных заданиях.
На заключительном этапе:
- написать отчет о прохождении практики,
- своевременно, в установленные сроки, защитить отчет и сдать дневник по практике.
ПРАКТИКИ
Результаты обучения | Формы и методы | ||||||
(освоенный практический опыт) | контроля | ||||||
и оценки результатов | |||||||
обучения | |||||||
Формирование практических навыков сбора, | Оформление дневника и | ||||||
обработки и анализа информации, навыков | отчета по практике | ||||||
самостоятельной | работы, | навыков | |||||
самостоятельного формулирования выводов | |||||||
Формирование | практических | навыков изучения | Оформление дневника и | ||||
процессов | сервиса, | обеспечивающих | отчета по практике | ||||
предоставление услуг потребителю в системе | |||||||
согласованных | условий | и | формирования | ||||
клиентурных отношений | |||||||
Формирование практических навыков подготовки | Оформление дневника и | ||||||
отчетов | по | результатам | информационно- | отчета по практике. | |||
аналитической деятельности; развитие навыков | Защита отчета о | ||||||
презентации и защиты результатов выполняемой | прохождении практики | ||||||
работы | |||||||
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. Учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация « Дашков и К», 2012. – 448 с.
2. Романович Ж.А.,Калачѐв С.Л.Сервисная деятельность: Учебник. – Москва. - Дашков и К. 2013.- 284 с.
3. Тарасова О.Ю., Морева С.Н., Любимова Л.А. Сервисология: учеб. пос. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. 216 с.
Дополнительная литература:
1. Бережной Л.Н. Теория оптимального управления экономическими система-ми (в сфере сервиса). Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2011. – 119 с.
2. Гаврильчак И.Н. Системный анализ в сфере сервиса: Учеб.пособие. –
СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2013. – 163 с.
3. Главчева С.И. Организация производства и обслуживания в ресторанах и барах: Учебное пособие. М.: Троицкий мост, 2012.
4. Джон Шоун. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 340 с.
5. Резник Г.А., Маскаева А.И., Пономаренко Ю.С. Сервисная деятельность: Учебник / М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
6. Эфендиева Д.С. Некоторые аспекты государственного регулирования сферы бытового обслуживания // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-21. – С. 4742-4745;
7. Сервис plus // http://www.service.plus/jour
8. Современные проблемы сервиса и туризма // http://spst-journal.org
9. Экономика сферы услуг // https://rucont.ru/catalog/244
10. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // http://eee-region.ru
11. Современные технологии управления // http://sovman.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
Б2.У.1 Учебная практика (Практика по получению первичных
профессиональных умений и навыков)
Направление подготовки: 43.04.01 «Сервис»
Профиль «Сервис ресторанных, спортивно-оздоровительных и услуг индустрии красоты»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Формы обучения: очная / заочная
Тамбов
Автор-составитель:Шевяков А.Ю. к.э.н., доцент, доцент кафедры «Сервис, туризм и торговое дело»; Морева С.Н., к.п.н., доцент, доцент кафедры «Сервис, туризм и торговое дело»
Эксперты:
Грицков П.М., к.п.н., доцент
зам. нач. упр. по физической культуре и спорту Тамбовской области
Дорощук О.В., генеральный директор
ООО «УК Вектор»
Морева С.Н., к.п.н., доцент,
доцент кафедры «Сервис, туризм и торговое дело»,
руководитель ООП
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО и утверждена на заседании кафедры «Сервис, туризм и торговое дело» «_14__»__марта__2017 года. Протокол № _7___.
Зав. кафедрой А.Ю. Шевяков
Общие положения
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, далее - учебная практика направлений подготовки 43.04.01 «Сервис» является неотъемлемой частью производственного процесса и важным этапом в теоретической и профессиональной подготовке магистрантов.
Необходимо иметь в виду, что все данные, теоретические и практические знания, опыт, полученные в ходе учебной практики являются основой при организации на старших курсах учебной практики.
Практика проводится на предприятиях сферы сервиса. Руководство практикой осуществляется преподавателем кафедры сервиса, туризма и торгового дела. Перед началом практики студент должен получить направление на практику, программу, методические указания по организации и прохождению практики. По вопросам организации и прохождения практики студент может получить консультацию (в устной или письменной форме) у руководителя практики.
При прохождении учебной практики студент обязан своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики, а также указания руководителя практики, подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка; по окончании практики составить отчет о ее прохождении, приложив к нему документы, указанные в программе практики, а также характеристики с мест практики.
Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
1.1. Целями учебной практикиявляютсядать студенту общее представление об обслуживании на предприятиях и в учреждениях сферы сервиса; об особенностях планирования деятельности предприятий сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуг и спроса потребителей; особенностях взаимодействия с потребителем услуг предприятий сервиса для обеспечения практической основы последующего эффективного изучения профессиональных дисциплин.
1.2 Задачи учебной практики:
· дать анализ организационно-правовой структуры конкретного предприятия, его основной деятельности;
· изучить технологии сервисной деятельности, механизмы взаимодействия с потребителем конкретного предприятия сервиса;
· определить проблемы и разработать направления развития с целью улучшения деятельности организации
Данные задачи в учебной практике соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности и их задачами:
сервисная деятельность:
· организация проведения экспертизы, диагностики, сертификационных испытаний различных объектов и систем сервиса;
· комплексный и структурный анализ объектов и систем сервиса;
· исследование возможностей и оптимизация методов процесса сервиса;
· разработка проекта процесса сервиса;
· системный анализ и оптимизация сервисной деятельности;
· разработка мероприятий по обеспечению необходимого уровня качества работ и услуг;
организационно-управленческая деятельность:
· организация сервисной деятельности;
· разработка вариантов процессов сервиса, соответствующих запросам потребителей;
· организация контроля качества процессов сервиса;
· планирование сервисной деятельности, прогнозирование развития предприятия сервиса в зависимости от конъюнктуры рынка услуг;
· экономическая оценка и оптимизация производственных и непроизводственных затрат на обеспечение деятельности предприятия сервиса, разработка и контроль комплекса мероприятий по их снижению;
· обеспечение информационной, экономической и экологической безопасности предприятия сервиса;
научно-исследовательская деятельность:
· разработка и обоснование стратегии и алгоритмов процесса сервиса;
· исследование психологических особенностей потребителя и разработка методик сервисной деятельности с учетом национально-региональных и социально-демографических факторов;
· исследование и разработка инвариантных методов управления качеством, стандартизации и сертификации услуг и работ;
· исследование социокультурного облика потребителя.
2. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
· полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
· подчиняться действующим в организации-базе практики правилам внутреннего распорядка, включая время начала и окончания работы;
· изучить и соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
· нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками организации-базы практики;
· ежедневно вести дневник практики по установленной форме;
· представить руководителю практики письменный отчет о выполнении программы практики по установленной форме;
· пройти аттестацию по практике в организации-базе практики и на кафедре сервиса и торгового дела.
В ходе освоения соответствующих дисциплин обучающейся должен:
знать:специфику функционирования предприятия сервиса в условиях региона; должностные обязанности сотрудников предприятия; формы обслуживания потребителей на предприятиях сервиса; номенклатуру предлагаемых услуг исследуемых предприятий, основные особенности услуг, отличающие их от подобных услуг других фирм; формы и методы деятельности ресторанных, спортивно-оздоровительных предприятий и салонов красоты; используемые в деятельности рассматриваемого сектора современные сервисные технологии;
уметь:анализировать уровень и состояние деятельности сервисного предприятия; анализировать уровень и состояние используемых информационных и социальных технологий данными предприятиями; критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза.
владеть:простыми навыками сервисной деятельности на практике; практическими навыками сбора, обработки и анализа информации; навыками самостоятельной работы; навыками самостоятельного формулирования выводов; методами установления многосторонних связей между явлениями и событиями; способами рассмотрения разных вариантов решения проблемы; навыками подготовки отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности; навыками презентации и защиты результатов выполняемой работы.