Сущность государственной поддержки сельского хозяйства
Государственную поддержку аграрного сектора принято рассматривать как неотъемлемую часть государственного регулирования, которая представляет собой совокупность различных инструментов и форм экономического воздействия на развитие сельского хозяйства для достижения определенных целей [1, c. 7].
Таким образом, государственная поддержка сельского хозяйства – это совокупность средств и выгод, получаемых сельхозтоваропроизводителями и сельскими территориями безвозмездно или на льготных условиях из бюджетов разных уровней, а также от действия законодательных и других государственных мер, обеспечивающих условия эффективного функционирования производства и жизнедеятельности на селе [2, с. 21].
Гордеев А. подчеркнул следующие цели государственной поддержки сельского хозяйства [3, c. 3]:
Первая цель – повышение качества жизни граждан. И здесь продовольственная составляющая играет одну из основных ролей. Это как физическая, так и экономическая доступность продовольствия, качество питания, здоровье граждан. Как отмечает Воронин Е.: «Ценность питания нации определяется потреблением в пищу животного белка. В год человек должен съедать 78–80 кг мяса, 18 кг рыбы, выпивать 300 л молока» [4]. Среднероссийские же показатели пока остаются гораздо ниже, чем это установлено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве необходимой нормы. В 2007 г. в России потребление мяса составило 81% к рациональной норме, молока – 79 %, рыбы – 53,5 % [5].
Вторая цель – продовольственная безопасность как составляющая общей экономической [6, с. 86] и национальной безопасности государства. Продовольственная безопасность в широком контексте означает уровень доступности продуктов питания населению страны для поддержания нормального образа жизни. Опасность здесь состоит в том, что при низком уровне самообеспеченности продуктами питания в случае чрезвычайного положения страна, не имея доступа к внешним рынкам, не сможет прокормить себя [7, с. 177–179; 8].
Как известно, критерием продовольственной безопасности страны является соотношение между импортом и собственным производством. Есть только два пути прокормить население – собственное производство и импорт продовольствия. По второму пути преимущественно идут слаборазвитые страны, по первому развитые. Так в США и Франции уровень самообеспечения продовольствием даже превышает 100 %, в Германии он выше 90 %, в Италии около 80 % [9].
По некоторым оценкам [10] в настоящее время в общем объеме потребления в России импорт составляет порядка 36 %, а по отдельным видам продукции, например, мясу – 40 %, молоку 27 %, что существенно превышает порог продовольственной безопасности, который должен быть не выше 20 %. Однако в наиболее крупных городах, например в Москве, импорт продовольствия составляет порядка 60 %. Кроме того, ввозимая продукции не всегда имеет хорошее качество, по некоторым оценкам бракуется до 25 % ввезенной продукции. А от этого напрямую зависит здоровье нации [11, c. 16].
Речь не должна идти о полном отказе от импорта продовольствия, однако стремление к самостоятельному обеспечению по основным видам продуктов питания, эффективное производство которых может осуществляться внутри страны, должно стать приоритетным направлением государственной политики в аграрном секторе.
Третья цель государства – обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Безусловно, они играют очень важную роль в геополитике, формировании нравственно-духовных начал в обществе, решении экологических задач, поэтому создание условий для экономического процветания аграрных производителей является важнейшим фактором сохранения села и его динамичного развития.
Определение таких целей государственной поддержки сельского хозяйства вытекает из четырех аспектов развития: экономического, социального, экологического и политического [12; 13, с. 144–145; 14; 15, с. 36–39; 16; 17].
1. Экономический аспект.
В этой связи агросектор рассматривается как значительный источник экономического роста в стране. Вклад сельского хозяйства в экономический рост по участию в рынке связан с его двоякой ролью. Во-первых, как поставщика продукции на внутренний и внешний рынки, а во-вторых, как потребителя ресурсов, произведенных в обеспечивающих отраслях АПК. Интенсификация обуславливает быстрый рост потребления в сельском хозяйстве продукции отраслей промышленности – первого уровня АПК, что влияет на темпы роста отечественной индустрии и способствует повышению выпуска сельскохозяйственного сырья для третьего уровня АПК.
2. Социальный аспект.
Состояние сельского хозяйства является одним из определяющих факторов в обеспечении социального спокойствия в стране. Очевидно, что обеспеченный работой и продовольствием народ наименее склонен к проявлению недовольства, волнениям и восстаниям.
3. Экологический аспект.
От уровня развития технологий агропроизводства в полной мере зависит сохранение природной среды и рациональное природопользование. Сельское хозяйство использует земельные, водные, растительные и энергетические ресурсы, загрязняет окружающую среду и способствует ее деградации больше, чем любая иная деятельность человека.
4. Политический аспект.
Состояние аграрного сектора является одним из условий сохранения существующего политического строя, устойчивости и авторитета власти.
Исходя из этого, поддержка сельскохозяйственного производства является вполне обоснованным, необходимым и важным направлением деятельности государства в этой области экономики.
Таким образом, для достижения обозначенных целей государству необходимо: во-первых, четко определить конкретные задачи и направления их решения, во-вторых, модель и приоритеты государственной аграрной политики и, в-третьих, выработать механизм поддержки, включающий в себя систему методов и форм воздействия.